Красноярский семейный портал
23.09.2013

Мифы и реальность полового воспитания

Татьяна Шишова, психолог, член союза писателей России
Главы из книги "Чтобы ребёнок не был трудным". - М.: "Лепта-Пресс", 2004 г.

«Откуда я взялся?» - примерно в пять лет этим вопросом задаётся любой ребёнок. В ответ обычно звучит что-то очень простое и краткое - «у мамы из животика» - и разговор бывает исчерпан. Разве что ещё ребенок может спросить, как когда-то спросил мой старший сын:
— А почему я тогда не грязный?
Я опешила, но быстро нашлась:
— Тебя помыли.
И он на этом успокоился.

Однако сейчас настойчиво пропагандируется так называемое «сексуальное просвещение». И некоторые люди верят, что чем раньше их дети будут знать об этой стороне жизни, тем лучше. А потому покупают соответствующие пособия, после чего, зачастую уже не дожидаясь дальнейших вопросов сыновей или дочек, спешат восполнить вполне естественные пробелы в их знаниях. Говорят, некоторые особо «прогрессивные» папы даже смотрят с детьми эротические фильмы. Дескать, пусть привыкают! Что тут такого особенного?

Правда, у многих родителей просветительскии запал быстро сходит на нет, потому что с их чадом начинает твориться нечто странное.

Секспросвет вреден для здоровья

«О нет, что вы! Мы эти книжки мигом убрали, а то с нашим Сашей (Ваней Петей) после такого чтения никакого сладу не было», - не раз и не два приходилось за последние годы слышать мне и моим коллегам-психологам.

И действительно, на многих детей беседы «про это» оказывают растормаживающее воздействие. А попросту говоря, сильно возбуждают.

Впрочем, это неудивительно, ведь одна из отличительных черт нашей культуры - повышенная стыдливость (недаром застенчивость называют национальной русской чертой!). Разговоры взрослых с детьми о физической стороне любви у нас строго табуированы.

Вы никогда не задумывались, почему, например, в таком богатейшем языке, как русский, на котором можно выразить практически любые оттенки чувств, нет нормальных, общеупотре6ительных слов для выражения физической любви, а есть только научные термины или мат? Неужели это случайно?

Нет, конечно. Язык не просто набор словосочетаний и фраз. Он отражает религиозные представления народа, его философию, культурные особенности. И если уж даже язык так противится выводу сокровенной темы на поверхность, значит, это далеко не безобидно.

Растабуирование, рассекречивание запретных тем ведет к психическим расстройствам. А для детей, которые по самой своей природе ближе к первоначалу, к истокам культуры, нарушение культурных запретов (табу) опасно вдвойне. Детская психика гораздо уязвимее, неустойчивее взрослой. Механизмы защиты ещё не выработаны. Очень легко нанести ребёнку травму, от последствий которой он может страдать потом всю жизнь.

Тем более что сейчас многие дети и без того повышенно возбудимы. Врачи говорят, что это бывает последствием родов со стимуляцией, родовых травм, патологии внутриутробного развития. Кроме того, сказывается пагубное воздействие телевизора, компьютерных игр, обилие отрицательных и откровенно страшных впечатлений, от которых родители полностью оградить своих детей не в силах.

А при повышенной возбудимости ребёнок не может надолго сосредоточиться; в школе у него возникают проблемы с учебой и с повелением. У таких детей часто не складываются отношения со сверстниками: они становятся либо скандалистами, либо шутами, над которыми потешается весь класс.

Зачем, ради чего ещё больше подставлять их под удар? Прислушаемся к доктору медицинских паук С. В. Устиновой, специально изучавшей влияние сексуального просвещения на детское здоровье. «Ребёнок, перегруженный сексуальной информацией, - утверждает д-р Устинова, - начинает жаловаться на трудное засыпание, прерывистый сон, головные боли или тяжесть в голове, дискомфорт в области сердца, учащенное сердце6иение, рассеянность, трудности с концентрацией внимания и т.д. При клиническом обследовании наблюдается дыхательная аритмия, склонность к тахикардии, в более тяжелых случаях - экстрасистолия, искажение суточного ритма пульса и артериального давления».

На данном этапе исправить положение ещё возможно, но и то лишь при отсутствии у ребёнка наследственных сердечно-сосудистых заболеваний (процент которых в последние годы неуклонно возрастает). Если же вовремя не исключить

возбуждающую информацию - не только сексуальную, но и содержащую в себе элементы агрессии! - не наладить режим дня и не следить за правильным питанием детей, болезнь переходит в хроническую стадию. У многих подростков после ликбеза на сексуальные темы возникают серьёзные сердечно-сосудистые заболевания», — пишет С. Устинова («Рабочая трибуна», 26 ноября 1997 г.).

А если ребёнок интересуется?

- Но что же делать, если ребёнок интересуется? - спросите вы. - Неужели надо молчать или переводить разговор на другую тему?

Порой, безусловно, надо переводить. Кто сказал, что детям можно и нужно говорить ВСЁ? Мало ли чем еще они могут заинтересоваться?! Мальчишки 8-13 лет, например, очень интересуются рецептами изготовления взрывчатки. Но это не значит, что их следует просвещать в этом направлении...

Дети и подростки так устроены, что их тянет поскорее проверить полученные знания на практике. Тем более, когда это имеет отношение к настоящей, по их представлениям, взрослой жизни.

Выразительной иллюстрацией данной особенности детско-подросткового возраста служит эксперимент, который проводили врачи, занимавшиеся профилактикой курения. Одной группе подростков рассказывали о вреде, который может нанести растущему организму никотин, а другой - нет. Потом сравнили результаты и оказалось, что... в первой группе курильщиков стало намного больше, чем во второй!

Та же самая история с наркоманией: наркологи уверяют, что чем больше привлекаешь внимание подростков к этому запретному занятию - пусть даже со знаком минус! - тем выше вероятность, что ребята попадут в «группу риска». Особенно любят острые ощущения демонстративные люди. А их сейчас в юном поколении очень много, ведь демомстративность всячески поощряется современной модой и масс-культурой.

Есть и другая, не менее серьёзная опасность: рано «разгулявшийся гормон» ударяет в голову, а это затормаживает интеллектуальное развитие. «Широкомасштабная статистика психологических исследований, проведённых в школе Шарлоттой Бюлер, - пишет крупнейший западный психиатр В. Франкл, - показала, что серьёзные сексуальные связи слишком юных девушек... привели к выраженному сужению их общих интересов, к ограничению их интеллектуального горизонта» («Человек в поисках смысла», М., 1990).

Впрочем, чтобы прийти к такому выводу, вовсе не нужно было проводить широкомасштабные научные эксперименты. Достаточно просто посмотреть вокруг. Практически в каждом классе есть девочки, у которых «на уме одни мальчишки». Как они учатся? Какие у них интересы? Разве им до книжек, уроков, кружков? Я уж не говорю о том, что в нынешней нездоровой обстановке, когда именно в подростково-молодежной среде наблюдается резкий рост венерических заболеваний, привлечение детей к теме пола может обернуться настоящей трагедией для всей семьи.

Так что судите сами, что на одной чаше весов и что на другой...

Читать полностью

Как объяснить подростку важность воздержания до брака?

Тема форума "Половое воспитание: как и когда?"

Просмотров: 1437

Загрузка комментариев...