ЯрФорум
Новости: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости сайта! Мы рады, что вы заглянули к нам на огонёк. Наш форум в настоящее время - это "книга" о жизни нашего семейного объединения с 2006 по 2017 годы, здесь много ярких, животрепещущих страничек, здесь наши поиски и открытия, здесь запечатлён наш увлекательный и немного тернистый путь. С 2019 г. регистрация на форуме приостановлена, роль форума выполняют вайбер-чаты, которые, к сожалению, не почитаешь, как книгу, через годы. Но кое-какие странички из чатов перенесены на сайт yarmama.ru в раздел БЛОГИ. Желаем вам семейного тепла, уюта, вдохновения и дивных, незабываемых встреч! Продолжаем расти вместе! Пишите: yarmama24@yandex.ru
 
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. 29 Марта 2024, 20:50:55

Имя Пароль
Войти


Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Пара фраз на тему ПЕЛЕНАНИЯ младенцев  (Прочитано 10835 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« : 06 Февраля 2011, 00:07:59 »

Я тут серьезно задумалась о теме пеленания младенцев. Почему наши предки это делали?
Знакомая посоветовала эту статью Потехиной Т.Е.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 00:13:13 от ooxi » Записан
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #1 : 06 Февраля 2011, 00:09:06 »

ПАРА ФРАЗ НА ТЕМУ ПЕЛЕНАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ
Потехина Т.Е.

В этой статье мне хотелось бы затронуть те проблемы детского развития, причиной которых, как мне кажется, является отказ родителей от пеленания младенцев.
Последнее время я работаю музыкальным руководителем с детьми раннего возраста: от года до трёх. И всё чаще мне приходится наблюдать детей, которых в первые месяцы или даже дни после рождения не пеленали (в дальнейшем - НП-дети). Таких детей по их реагированию на происходящее видно с первых же занятий. В наши дни, как показывает жизнь, непелёнутыми являются практически все дети. 
Одному человеку трудно, если вообще возможно, проследить все последствия своих действий, связанных, например, с такими сложными явлениями как воспитание детей. Поэтому в традициях всех народов мира существовали строгие рекомендации на явления много-факторной зависимости, из которых и состоит жизнь человека: как и когда пахать, сеять, убирать урожай, как воспитывать и взращивать младенцев.
Что же говорит нам традиция по поводу пеленания? В приведённой ниже цитате я выделю ключевые слова, которые, как мне кажется, напрямую связаны с законами психофизиологического развития ребёнка. Во всяком случае, мои наблюдения, весь мой жизненный и профессиональный опыт говорят об этом. «Пеленание считалось необходимым для полноценного развития и роста ребёнка. Важность этого объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что пеленание делает ребёнка спокойнее и обеспечивает ему хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щёчки. Туго спелёнутый ребёнок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне и ненароком удушить себя; его было удобнее и безопаснее носить.
Первому пеленанию, завершавшему ряд практических и обрядовых действий, непосредственно примыкавших к родам, приписывалась возможность не только соматического, но и магического формирования тела – человеческих характеристик  новорождённого. С его помощью младенцу – представлявшемуся мягким, аморфным – старались придать крепость, свойственную взрослому. Да и сам момент “обретения одежды” наделялся смыслом “доделывания” младенца» [7, c. 252; выделено мною – П. Т.].
Эти воззрения гармонируют с современным определением феномена человека. «С точки зрения теории информации, человек есть существо, обладающее двумя видами памяти. Первый, присущий всем живым существам, - это консервативная память, наследственная программа в генах, передаваемая в чреде поколений через половые клетки. Второй вид памяти – это коллективная память популяции» [9, c. 4]. Она также передаётся в чреде поколений, но по каналам культуры, с помощью обучения, письма, речи и т. п. В этом случае одежда – может быть рассмотрена как культурная граница человека. Животному для его выживания достаточно «биологической одежды». Но человеку, кроме биологической, нужна ещё и «культурная граница», выделяющая его из животного царства. «Ребёнок, завёрнутый в пелёнки из старых, ношеных вещей (обладавших семантикой “своего”, освоенного), символически приобщался к культурной среде. Старые вещи воплощали идею преемственности, передачи благополучия от одного поколения к другому, способствовали успешной интеграции ребёнка в семью, установлению тёплых, родственных отношений. <…> С помощью пеленания тело младенца формировали на протяжении 6-18 месяцев» [7, стр.252-253]. Следует отметить, что завёрнутого в пелёнки младенца перевивали длинной полосой ткани (подобной ленте) – свивальником, который усиливал фиксирующий эффект пелёнок. Именно с жёсткостью свивальника связывали степень спокойствия ребёнка [там же].
Народная традиция считала спокойствие и терпение необходимыми качествами, которые способствовали «вочеловечиванию» ребёнка. Эти качества свидетельствовали о правильном развитии новорождённого. В Архангельской губернии только что родившегося младенца заворачивали в мужскую рубаху со словами: «Терпи стужу, терпи нужу, терпи всяку непогоду, всяку невзгоду. Будь ты человеком» [7, стр.253].
Наши предки знали, о чём говорили. Поведение животного в основном регламентируется  биологическими программами, а поведение человека – не только биологическими программами, но и его свободным выбором. Дети животных слушаются своих родителей беспрекословно и категорически до наступления у них полной зрелости взрослой особи. Непослушание детёнышей животных  приводит к их преждевременной гибели, такие малыши просто не выживают. Послушание же человеческих детей своим родителям зависит от культурного уровня тех и других, от воспитания в большей мере, чем у животных. Умение детёнышей животных «терпеть стужу, терпеть нужу, терпеть всяку непогоду, всяку невзгоду» просто стопроцентное, чего, к великому сожалению, не скажешь о детях современного человека.
Позволю себе маленький пример из опыта собственных переживаний. Однажды я сломала палец на правой руке. Боли особенной не было. Но, как выяснилось, я терпеть не могу обездвижения (до этого у меня не было опыта подобных переживаний). Из студенческого далёка вспомнилось о том, что существует иммобилизационный стресс.  После наложения гипса у меня появились симптомы феномена клаустрофобии и этого самого стресса: сердцебиение, потоотделение, состояние близкое к панике и, как следствие, - депресняк. Я почти была готова орать, рвать на себе волосы и срывать с себя гипс. И тут я взглянула на пеленание с другой стороны. Если существует иммобилизационный стресс - психофизиологическая реакция на обездвижение какой-то части или всего организма, - и, скорее всего, клаустрофобия имеет к этому какое-то отношение, то для выживания организму хорошо бы сохранять «холодную голову» и способность к разумному мышлению, чтобы не впадать в панику при психической или физической иммобилизации, это - с одной стороны. А с другой, хорошо обладать дополнительной энергией и мотивацией к преодолению препятствий на пути к свободе. Поэтому, скорее всего, пеленание в ранние сроки жизни человека, когда его организм имеет максимальные возможности настройки и приспособления к условиям существования, увеличивает его выносливость к сигналам, провоцирующим иммобилизационный стресс. Таким образом, повышается способность к терпению и перенесению тягот ограничения! О чём и говорили наши предки, пеленая своих младенцев.
Внешние условия существования в первые часы, дни, недели жизни всегда являются знаковыми, точками отсчёта, настраивающими организм на перенесение тягот существования. На севере это - низкие температуры, на юге - умение терпеть жару и т. д. Стеснённость в движениях позволяет младенцу через ощущения понять и принять, как точку отсчёта, необходимость в ЭТОМ МИРЕ терпеть, считаться с внешними обстоятельствами (физическими, физиологическими, психическими, социальными, культурно-историческими), которые ограничивают своеволие.
Современные мэтры психотерапии тоже говорят о пользе ограничений, особенно в период созревания человека. Вот что можно прочитать в одной из книг «Большой университетской библиотеки», ставшей лауреатом Национального профессионального конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании». «Боязнь расплаты за свою независимость – вот в чём заключается основная причина задержки взросления. И всё же эта причина не самая распространённая. Куда больше людей задерживаются в своём развитии [курсив мой. – П. Т.] из-за того, что родители слишком сильно балуют и опекают их в детстве. Перлз считает, что слишком многие родители хотят дать своим детям всё то, что не досталось в жизни им самим. В результате дети предпочитают оставаться избалованными и позволяют родителям всё делать за них. Многие родители также боятся фрустрировать своих детей. Однако лишь фрустрация заставляет нас полагаться на свои собственные ресурсы и преодолевать то, что фрустрирует нас. Давая детям слишком много и не фрустрируя их в достаточной степени, родители формируют среду, дарующую детям столь комфортное чувство безопасности и довольства, что те упорствуют в своём желании навсегда сохранить эту поддержку среды – и задерживаются в развитии. Перлз столь же настойчиво подчёркивает, что задержка развития происходит из-за избалованности, как Фрейд подчёркивал, что чрезмерное потакание – это один из источников инфантильной фиксации» [5, с. 130].
В бихевиоральном направлении психотерапии есть техника, основывающаяся на идеях Скиннера и на теории условных рефлексов Павлова - оперантное поведение или противообусловливание. Суть техники состоит в том, что человек получает вознаграж-дение за определённое поведение. Таким путём формируется желательное поведение вместо нежелательного, дезадаптивного. Тугое пеленание можно рассмотреть как ситуацию, в которой ребёнку приходится терпеть и мириться с условиями ограничения, чтобы потом получить вознаграждение - когда ребёнка распелёнывают, он потягивается, его поглаживают, ласкают, с ним разговаривают. Раз за разом у ребёнка формируется адаптивное поведение, переходящее в привычку – потерпи и будешь вознаграждён! Психологам хорошо известно - то, что сформировано в раннем детстве, «потом не вырубишь и топором». Я постоянно наблюдаю нетерпеливых детей, которые бьются в истерике, топают ногами, визжат, падают на пол только потому, что кто-то первый взял то, что им хотелось взять или сел туда, куда им хотелось. Они переживают сильные разрушительные эмоции. Уговорить и успокоить таких детей крайне трудно и, соответственно, социализация таких детей происходит с большим трудом и потерями.
Вот, что пишет о нетерпеливости Дж. Стивенс в своей книге «Приручи своих драконов» (С.-Пб.: «Питер», 1995. С. 200): «Нетерпеливость служит одним из самых сильных стрессогенных факторов, угнетающих весь наш организм и, прежде всего сосудистую систему». Он отмечает, что синдром хронической усталости зачастую сопутствует этому комплексу.

Записан
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #2 : 06 Февраля 2011, 00:10:10 »


РОДЫ – АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ РЕБЁНКА.

С другой стороны, роды не являются «извержением младенца из рая», как об этом иногда думают. Это – активный процесс не только для матери, но и для ребёнка. Когда плод достигает определённого уровня зрелости, он нуждается в новых условиях существования, в дополнительных стимулах (сигналах среды) для дальнейшего развития. Именно поэтому ребёнок не может дольше находиться в утробе матери, и он хочет быть рождённым. Каждая стадия развития решает свои задачи, делает свою часть общей работы созревания. И, соответственно, каждая стадия имеет свои характеристики, в том числе - показатели активности. Очень хорошо это можно пронаблюдать на примере развития бабочки. Яйцо пассивно лежит в укрытии. Гусеница - прожорливая активная двигательная стадия накопления массы и энергии. Куколка: при внешней пассивности – активное внутреннее изменение. Бабочка: активная половозрелая жизнь на другом (воздушном), более высоком уровне развития.
А.Ф. Жаркин (акушер-гинеколог, д.м.н. из г. Волгограда) на семинаре в г. Новосибирске (организованном Новосибирской Городской Общественной Организацией «Консультационный Центр Пренатального Развития и Родительской Культуры “Колыбель”, 3-4 июля 2002), где мне посчастливилось побывать, демонстрировал видеозапись мягких родов в воду. Роды были грамотно организованы: и мама, и акушерка были очень спокойны. Рождалась девочка с ягодичным предлежанием. Сначала появились попка, ножки, потом – туловище и ручки. И вот осталось родить только головку. Было очень хорошо видно, как буквально за секунду до очередной схватки девочка готовилась помогать матери. Она на ощупь своей пяточкой находила ногу матери, упиралась в неё и во время схватки сама прилагала усилия, чтобы вытянуть голову: от натуги девочка пускала газы, и было хорошо видно, как пузырьки поднимались вверх.
Время родов – это время тяжёлой работы для ребёнка. Психологи говорят о кризисе новорождённости, самом ярком из всех кризисов психофизиологического развития. Он отделяет эмбриональный период развития от возраста новорождённости; один из характерных признаков - потеря физического веса. «Приспособление к новой форме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребёнка, что, по словам Блонского, никогда человек не стоит так близко к смерти, как в часы своего рождения» [цитируется по 2, с. 18].
Кроме всего прочего, во время родов происходит включение многих адаптационных механизмов. И поэтому незрелой нервной системе младенца приходится очень туго. Она нуждается в хорошем, полноценном отдыхе, чтобы восстановиться и переработать, «переварить» полученную информацию. То есть – в тишине, во сне, в отсутствии наплыва новых сигналов среды, тогда как каждое - ещё неуправляемое - движение собственных рук и ног только пугает, лишает сна, и перегружает сигналами нервную систему. Поэтому рекомендации опыта предшествующих поколений были направлены на ограничение притока новых сигналов извне, на щадящий незрелую нервную систему режим. Особенно в первые две-три недели после рождения младенца.
В начале своей карьеры музыкального педагога на одном из семинаров я услышала потрясающий по своему трагизму рассказ, который заставил меня задуматься на многие годы о проблеме «больше и быстрее». Вот этот случай из жизни молодых родителей. В семье талантливых музыкантов родился малыш, и родители решили формировать из него музыкального вундеркинда сразу же, с пелёнок, не теряя попусту время. Они регулярно ставили малышу для прослушивания только лучшие образцы классической музыки в исполнении только выдающихся музыкантов. Малыш впитывал звуки, радуясь им. Когда малыш стал вставать на ноги, родители сделали так, что он мог самостоятельно выбирать пластинки с записями и проигрывать их. Музыкальные способности, которые проявлял малыш, радовали родителей, потому что были выдающимися для его возраста. Радовали до определённого возраста. В возрасте 4-х лет все сенсорные системы ребёнка стали разрушаться. Очень скоро он превратился в организм, который не мог получать какую-либо информацию извне. Все каналы восприятия были разрушены. Система не выдержала длительного перенапряжения.
Ребёнок – не безразмерная сумка или чемодан, в него нельзя затолкать бесконечно много и быстро того, чего хотят родители или педагоги. Ребёнок это, если хотите, - живая система, обладающая определённым запасом прочности и развивающаяся, не как попало, а по своим, определённым законам, нарушение которых приводит к поломкам и повреждениям различной тяжести. Незнание законов не освобождает от ответственности. Взрослые, воспитывающие детей, должны знать их или, хотя бы, стремиться к этому.
Не раз, разговаривая с бабушками и мамами, я слышала рассказы о том, как беспокойный младенец, обычно плохо спавший, вдруг успокаивался, затихал и засыпал, когда его туго пеленали. Одна бабушка сказала, что этим приёмом (пеленанием) она пользуется и сейчас, когда нужно успокоить двухлетнюю внучку. Другая мама рассказывала о своём шестилетнем сыне, который рождался с четырёхкратным (!) обвитием пуповиной, и которого она почти не пеленала. Мальчик в шесть лет (!) просил пеленать его.
А теперь – подробнее о включении адаптационных механизмов. Известно, что некоторые особенности окружающей обстановки вызывают у животных и людей рефлекторную адаптивную реакцию – нередко даже без соответствующего прошлого опыта. Например, на запах мяса щенки собаки не будут реагировать до наступления определённой зрелости. Но как только они вырастают из грудного возраста, они показывают реакцию поисковой активности на запах мяса, хотя в своей индивидуальной жизни ещё ни разу не пробовали его. Своим поведением они реагируют на определенный знаковый стимул среды (запах), на который их сенсорные системы уже были «настроены» в процессе эволюции. Это – врождённые знаковые стимулы, на них у организма есть соответствующие ожидания.
В одних случаях эти знаковые стимулы могут подсказать животному или человеку, что оно, или он, находится в подходящем местообитании. В других случаях – сообщать ему о присутствии добычи, или опасности. И каждый раз этим сигналом будет вызываться надлежащая реакция - преследование или бегство, оборона или слюнотечение. Чтобы такие адаптивные реакции были возможны, животные и человек должны быть снабжены сенсорными устройствами, приспособленными для восприятия соответствующих стимулов, и системами переработки информации, программирующими нужную реакцию. Тинберген назвал такие перцептивные устройства «врожденными пусковыми механизмами», а Лоренц – «врожденными моделями».
Во многих случаях адаптации вырабатываются только у получателя важных биологических сигналов. Однако при взаимодействиях между особями одного вида адаптироваться могут как отправители, так и получатели информации: у них создаются сигнальные приспособления и пусковые механизмы. Соответствующие стимулы называют пусковыми или социальными пусковыми стимулами. Наряду с биологическими и климатическими пусковыми стимулами для человека существуют «культурные пусковые стимулы, которые специфически провоцируют ту или иную поведенческую реакцию. Пусковыми стимулами бывают не только зрительные, но также слуховые, обонятельные и осязательные сигналы.  «Стоит, например, проиграть новорожденному младенцу магнитную запись плача, как разревется и он сам. Проигрывание с той же  громкостью других звуков плача не вызывает. Этот ранний ответ младенца на специфические слуховые стимулы можно считать изначальной безусловной реакцией сопереживания; социальным пусковым стимулом здесь служит плач другого младенца» [11, с. 38–39]. Механизмы саморегуляции «отзываются» на сигналы среды определенного качества и количества. По свидетельству И. Эйбл-Эйбесфельдта «… во многих отношениях он (человек) как бы заранее запрограммирован. В частности, его системы переработки информации настроены на восприятие вполне определенного круга стимулов и их сочетаний и на то, чтобы отвечать на них определенными действиями. Никаких предварительных сведений об обстоятельствах проявления пускового стимула не требуется: будет стимул – будет и надлежащий ответ (хотя индивидуальное научение может как-то видоизменить реакцию). <…> наши системы переработки информации подготовлены к восприятию тех внешних событий, которые небезразличны для благополучия индивидуума» [11, с. 46]. Скорее всего, пеленание тоже играет роль пускового стимула. И хорошо бы исследовать этот вопрос прежде, чем ставить опыты на своих детях. Ну, не взлетит бабочка, если куколкой не пролежит в земле хотя бы два месяца.
Записан
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #3 : 06 Февраля 2011, 00:10:49 »

ПЕЛЁНКА – ГРАНИЦА БЕЗОПАСНОСТИ

До рождения ребёнок находится в границах материнской утробы. Он её ощущает всем телом, ему тесно, но вместе с тем он понимает через ощущения, что защищён. Когда ребёнок защищён, он может развиваться. И вот ребёнок рождается. При этом в ощущениях он получает информацию о безграничности окружающего мира. Теперь он не ощущает границ своего тела, если его не пеленают. А безграничность пугает также как бесконечность. Не понятно, где – я, а где – мир, всё остальное? В подобных ощущениях неопределённости ребёнку трудно идентифицироваться отделённым,  от.
Мамы часто, возражая против пеленания, говорят: «А он (она) всё равно руки высвобождает». Даже если он высвобождает ручонки из пелёнок, он при этом ощущает границы. Границы безопасности. И ему спокойнее. Почему дети и животные любят различного рода норки, норушки, клетушки? Делают себе домики под столами, из стульев и т.д., почему?
Издана книга, написанная Темпл Грэндин (США), о преодолении ею собственного аутизма. Перечисляя характерные для аутичных людей признаки, она говорит о гиперактивности, агрессии, разрушительном поведении; о большом «голоде» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений.  «Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение» [3, стр. 38].
Темпл Грендин описывает случай, когда она впервые в жизни - уже в подростковом возрасте - благодаря станку для фиксации коров почувствовала полное снятие психофизиологического напряжения. Она провела соответствующее исследование и написала курсовую работу по психологии, предложив своим соученикам побывать в этом станке и поделиться своими впечатлениями, описать свои ощущения. Многие из обследованных молодых людей неожиданно для себя отметили ранее ими не испытываемые комфортные ощущения защищенности, снятия напряжения и внутренней свободы.
Ученическое исследование Темпл Грендин показало, что не только аутичные дети, но и многие дети, лишенные этого диагноза, имеют некоторые общие проблемы. Вполне возможно, что переживания, испытанные молодыми людьми в станке для фиксации коров, были следствием включения тех адаптационных механизмов, которые обычно включает тугое пеленание. А сама жёсткая фиксация в станке – тем сигналом, «пусковым стимулом» среды, который и «запускает» эти механизмы. Во всяком случае, наблюдение мне представляется весьма интересным и достойным дальнейшего изучения.
К характерным признакам аутичных детей относят также неуверенность; почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми; несговорчивость; страх перемен; трудности с речью; слабость эмоционального контакта с окружающими; нарушения дневного сна, трудности с засыпанием, беспокойный ночной сон. Именно эти признаки свидетельствуют о наличии у ребёнка постоянного психофизиологического напряжения. Интересно, что в той или иной степени, по моим наблюдениям, эти признаки присутствуют в поведении детей, которых либо совсем не пеленали, либо пеленали малое время. Ну, разумеется, не все дети в равной степени страдают от непеленания. Каждый ребёнок имеет свой запас биологической, психофизиологической прочности.


НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ

С другой стороны, один из основных законов роста и развития человека говорит о том, что оно происходит неравномерно. Органы, функции, системы, части тела созревают в разные периоды времени, в строго определённом порядке, каждый - в своё время. Не считаться с этим нельзя. Новорождённый отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорождённого составляет ? длины туловища, а у взрослых – 1/8 [9, с. 13]. Голова новорождённого – самая тяжёлая часть тела! И это - при слабых, незрелых мышцах и позвоночнике. Если внешними условиями (пеленанием) не помогать младенцу, шейный отдел его тела будет испытывать колоссальные нагрузки. Создавшееся психофизиологическое напряжение нарушит, в первую очередь, кровоснабжение мозга, прилежащих органов и тканей, и спровоцирует отклонения в развитии. Со временем на этой почве может развиться сколиоз, кривошея, горб.
Кроме того, на эту проблему следует посмотреть ещё вот с какой стороны. Профессор Новосибирского мединститута А. Н. Мосолов в своём выступлении на конгрессе «Эволюция: человек и образование», состоявшемся в г. Новосибирске 11 – 14 декабря 1996 г., сказал: «Молекулярно-генетические исследования последних лет свидетельствуют, что у человека и шимпанзе гомология ДНК достигает 95%! Фактически у нас, людей, 95% генов – обезьяньи. Почему же мы лучше их? По моему мнению, виной всему один главный “дефект”, который я называю “антиакселерацией”. Суть его состоит в следующем. В среднем, по сравнению с человеком, обезьяны развиваются примерно в три раза быстрее. Короткий временной отрезок от рождения до полового созревания в сообществах гоминид давал возможность обучать новые поколения только элементарным навыкам для сохранения жизни и оставления потомства. Не хватало времени для совершенствования опыта и его накопления в чреде поколений. <…> отмеченное во второй половине ХХ века массовое проявление акселерации в ряде популяций необходимо оценить как отрицательное явление для человека в масштабах вида, как ретроградную эволюцию» [10, с.3]. Полная зрелость у самки шимпанзе наступает в 7 – 8 лет, а у самца – в 9 – 10 лет [6, с. 21]. Развивая далее свою идею, Мосолов приходит к выводу – замедление физического созревания человека в сравнении с таковым у шимпанзе даёт возможность вызревать специфически человеческим качествам. Свободные движения могут ускорить физическое развитие новорождённого в ущерб психическому. А ускорение развития увеличит психофизиологическое напряжение.
Вы только себе представьте, это – как в игре «перетягивание каната»: с одной стороны 95% генов, гомологичных обезьяньим, тянут развитие человека по пути развития обезьян и только 5% - по пути развития собственно человека. Чтобы победили «наши», то есть человеческие гены, им нужна помощь. И эта помощь всегда приходила со стороны культурных наработок многих и многих поколений. К большому сожалению даже в наше время известны случаи, когда развитие человеческих детей шло по обезьяньему типу. У девочек в 4 года появлялись первые (регулы) менструации, а в 6 лет они рожали своих первенцев (Перу). Хорошо это или плохо? Физическое развитие помогает психическому и интеллектуальному, но не обеспечивает и не заменяет их. Отсутствие сдерживающих факторов со стороны пеленания, конечно же, ускоряет физическое развитие организма, перегружает и просто «забивает» психическое, нравственное, интеллектуальное, которые на ранних этапах происходят медленнее из-за биологической незрелости ребёнка. Происходит перекос в развитии в сторону физического, в ущерб развития всех других сторон личности человека. Тот самый случай, когда «сила есть – ума не надо». «Да, ребёнок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком» [6, с. 22]. И для  того, чтобы социальная среда могла воздействовать на созревание ребёнка столько, сколько это необходимо, чтобы в «перетягивании каната» победили «наши», необходимо время. Только соблюдая определённую меру физического развития относительно развития всех других функций и систем, можно добиться развития относительно гармоничной личности.


МИР СОСТОИТ ИЗ СВОИХ И ЧУЖИХ

Я заметила, что НП-детям труднее даётся подражательное поведение, чувство порядка, сосредоточенное внимание, терпение и послушание. С ними у мам, педагога и детей чаще всего возникают различного рода «непонятки»; учебный процесс чаще всего «спотыкается» именно на этих детях. Взрослые должны постоянно придумывать, изобретать всё новые и новые методы убеждения. Мамам приходится действительно нелегко. Народная педагогика называет таких детей своевольными. Хороша ли своя воля? Конечно же, хороша, но в своё время, после того, как все психофизиологические механизмы, обеспечивающие выживание, сохранение и развитие, развиваются и созревают. Только не в ранней зрелости, когда основные механизмы познания, развития и приспособления к окружающей среде, связаны с подражательным поведением.
Наблюдая поведение НП-детей, я прихожу к выводу – они не вполне доверяют взрослым, и от этого напряжены более чем того требует действительность. Интересно, что вес таких детей, если вы берёте их на руки, может оказаться неожиданно больше, чем это представляется, когда вы просто на них смотрите. На моих занятиях много игр, когда я беру детей на руки, кружу, раскачиваю их или подбрасываю. Я специально планирую занятие таким образом, чтобы иметь возможность время от времени «потрогать вес» ребенка своими руками. Вес может меняться буквально «на глазах», и мамы подтверждают справедливость этого наблюдения. Например, берёшь на руки тяжёлого ребёнка, он начинает играть на фортепиано, импровизируя (нажимать на клавиши, как ему хочется), и его вес вдруг, в какие-то мгновения уменьшается. И это понятно, потому что – опыт показывает - самовыражение в любой форме снимает любое внутреннее напряжение, любую тревогу.
Мне бы хотелось отметить ещё один момент наблюдаемого феномена. В период от рождения до трёх лет ребёнок, формируя свои представления о мире, должен сделать несколько фундаментальных открытий. Одним из них является открытие того, что мир состоит из своих и чужих. Уже в 4-5 месяцев ребёнок может беспокоиться при появлении чужих людей. Умение проводить грань свой – чужой относится к основным умениям ориентации в пространстве жизни: физической, социальной и идеальной её составляющей.  И если ребёнок этого не умеет делать, то его развитие в будущем будет идти неправильно. Будет повреждено «чувство границ». Значит, ребёнок, вырастая, не научится «хранить свои границы» и «не нарушать границы другого человека». В том числе будут повреждены механизмы, обеспечивающие выбор близких, «своих по жизни» людей. 
Священник Илья Шугаев, многодетный отец, в своей книжке «Растим сына, растим дочь», анализируя умение ребёнка проводить грань «свой – чужой», выделяет повреждение чувства границы как базовое при попадании подростков в группу риска по асоциальному поведению: «Ребёнок либо выделяет из общей массы кого-то, к кому он более привязан душой, либо нет, либо ни к кому не может быть привязан серьёзно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с лёгкостью расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. Оказывается, чтобы ребёнок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трёх лет он должен сначала привязаться к своей матери. В этот период он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трёх лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное, он будет воспроизводить её в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить своё счастье… В будущем эти дети (у которых не сформировано или повреждено чувство «границ» - П.Т.) крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска проституции, по наркомании и алкоголизму» [8, с. 11-13]. С этим же чувством тесно связано чувство Родины – «большой семьи».
Мамы НП-детей рассказывают, что их дети не боятся чужих женщин и даже мужчин. Сами вступают в разговор со взрослыми, называют чужих женщин «мамой» или, если их поправляют, «тётя – мама», и демонстрируют готовность идти за ними куда угодно, с лёгкостью оставляя своих родственников или даже родную мать. Но есть и другой тип поведения НП-детей, это – чрезмерное недоверие, что тоже связано с нарушением чувства «границ».
Современным людям, выросшим в стране разрушенных традиций, необходимо осознать (если они хотят быть успешными не только в своей жизни, но и в жизни потомков), что традиция закрепляла в обычаях и поведении людей только то, что обеспечивало наилучшую адаптацию и выживание в экстремальных условиях, и было проверено опытом поколений. Отвергать традицию, следуя моде, категорически не рекомендуется. По этому поводу вспоминаются слова одного священника: «Прочитай слово “мода” наоборот и ты узнаешь, чем она заканчивается».


НЕ ВСЕ СОВЕТЫ СТОИТ ИСПОЛНЯТЬ

Сейчас многие специалисты советуют не пеленать младенцев. Мамы детей, с которыми я занимаюсь, рассказывают, что педиатры и некоторые психологи довольно решительно и даже агрессивно требуют отменить пеленание: их учат этому на семинарах и курсах по повышению профессиональной квалификации. В нашей стране, по-моему, это началось ещё в семидесятые годы ХХ века с рекомендаций модного в те времена доктора Спока. Но именно в наши дни я наблюдаю бурное цветение этой пагубной идеи.
Глубоко уважаемый мною Бруно Беттельгейм, всемирно известный психотерапевт и педагог отмечает одну очень важную вещь: к сожалению, не всё, что печатается людьми в качестве научной литературы, действительно ею является, иногда это – просто «роман», то есть нечто придуманное другим человеком. «И книга Спока, на мой взгляд, тоже роман. Он не предлагает тщательно проанализированных результатов исследования, но приводит примеры, почерпнутые из его богатого опыта, и высказывает по их поводу умозрительные соображения» [1, с. 142-143; выделено мною – П. Т.].
Я ни разу не увидела в современном зарубежном художественным фильме запеленатого младенца. По всей видимости, за рубежом давно уже не принято пеленать младенцев. Более того, на занятии по общей психологии (Спец. факультет НГУ, где я учусь), нам показывали документальный фильм, в котором демонстрировались кадры, снятые в советских роддомах. Показ запеленатых младенцев сопровождался комментарием, содержание которого сводилось к тому, что тоталитарное государство таким образом выращивает покорных и послушных граждан, с младенчества ограничивая их. И наши люди, специалисты – психологи, педиатры и педагоги – почему-то, не задумываясь, начинают послушно повторять эти «романические» слова. Кроме общих рассуждений о том, что младенцу не нравится быть запеленатым, и что пеленание ограничит его развитие в той или иной мере, каких-нибудь научных исследований, «тщательно проанализированных результатов» этих исследований вы не найдёте, только - общие слова, только - «романы»! Прежде, чем давать советы и рекомендации по изменению культурных традиций, разумно, по меньшей мере, исследовать, изучить, рассмотреть вопрос с максимально возможной в заданных обстоятельствах полнотой.
Конечно же, жизненный опыт, наблюдения и размышления каждого конкретного человека имеют определённую ценность и заслуживают внимания и интереса со стороны общества. Но, тем более того же внимания, интереса  и бережного отношения заслуживает опыт народа. За свою короткую жизнь (в сравнении с жизнью народа) человек сможет увидеть, пронаблюдать, осмыслить и проанализировать неизмеримо меньше, чем это сделает коллективный опыт и разум народа. Русский народ выращивал и воспитывал таких людей, которые смогли освоить 1/6 часть суши в неблагоприятных климатических условиях, создать такое государство, которое в 1913 году вышло на первое место в мире по экономическим показателям. Наработками русской культуры до сих пор пользуются люди во всём мире. Даже после репрессий и геноцида советской власти против русской культуры, русского народа и его мировоззрения ему хватило жизнестойкости для того, чтобы победить фашизм, перед которым склонили головы народы Европы, восстановить разрушенную войной экономику и первыми запустить человека в космос. «Современный интенсивный интерес к творчеству, - признаёт Э. Раудсепп, - обязан главным образом тому удару, который нанесли нашему широко разрекламированному чувству самодовольства советские достижения в области космоса» [цит. по 12, с. 20]. Неужели же эти факты из жизни нашего народа не заставляют нас/вас задуматься? Мне не понятно, почему нужно пользоваться непроверенными, необоснованными советами и рекомендациями, пришедшими из-за рубежа и отвергать свои, проверенные временем и тяжёлыми испытаниями наработки? Воистину, чужебесие погубит Россию! «Иванушка, не пей из козлиного копытца – козлёночком будешь!» - предупреждает русская народная сказка.
«”Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка, и желание стать другим народом”, - писал в ХVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является “чужебесие” – “бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам”. Живший ещё до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси ХVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации» [4, с. 130].
Позиция «мы – умы, а вы – увы» очень опасная позиция. Человек, занимающий её, изначально ставит себя выше всех других или какой-то части множества людей своего рода. Тем самым он отвергает наработки, опыт, традиции предшествующих поколений. В России, тысячу лет стремящейся жить по православным канонам, такая позиция укоренилась после Октябрьской революции 1917 года. Захватившим власть большевикам требовалось оправдать своё беззаконие. Обесцениванием всего, что было до них, они увеличивали свою значимость, присваивали себе право изменять устои, обычаи, порядки, правила и законы. «Прогрессивные рассуждения» о вреде пеленания детей могут оказаться того же «поля ягоды».


ЛИТЕРАТУРА

1. Беттельгейм Бруно. Любим ли я… Диалог с матерью. - СПб.: «Ювента», 1998.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - М.: «Эксмо», 2006.
3. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - М.: «Центр лечебной педагогики», 1999.
4. Платонов О. А. Русская цивилизация. – М.: «Роман – газета», 1995.
5. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009.
6. Психология детства. Учебник. /Под общей ред. А.А. Ренана. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.
7. Русские дети. Энциклопедия. - СПб.: «Искусство», 2006.
8. Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… - М.:«Издательский Совет Русской Православной Церкви», 2006.
9. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. - М.: «Просвещение», 1978.
10. Эволюция: человек и образование. // Материалы конгресса,  Новосибирск, 11 – 14 декабря, 1996. - Н-ск, 1996.
11. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. // В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. - М.: «Мир», 1995.
12. Ярошевский М. Г. Наука как предмет психологического исследования // Проблемы научного творчества в современной психологии. - [Сб. ст.] / АН СССР. Институт истории естествознания и техники; под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: «Наука», 1971. С. 7-45.


Про культурный шок-стресс и, если что-то хорошо для одной культуры, это не значит, что будет хорошо и для другой – у каждого есть свои ожидания.

Записан
MarLysse
Растём вместе
*****

Благодарность 107
Offline Offline

Сообщений: 1425



WWW
« Ответ #4 : 06 Февраля 2011, 17:12:32 »

Статья заинтересовала, спасибо. Есть над чем задуматься.
Записан

Елизавета 2004
Ксения 2011
Георгий 2013

Мой блогМатушкины лоскутки
YASYA
Почётный участник!
*****

Благодарность 65
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1208



« Ответ #5 : 06 Февраля 2011, 19:31:47 »

Я готова со многим не согласиться, приведя в пример своих детей. Сыну 11 лет, мы его пеленали мес до 10, пока не стал на ножки вставать. Могу сказать, что он очень беспокойный, и все те проблемы, которые перечислялись о непеленатых детях, это все относится к моему сыну. Когда родилась дочь, мы тоже ее спеленали. Так она кричала до синего цвета до тех пор, пока ее не раскрыли, и сразу спокойно уснула. Больше мы ни разу ее не пеленали. Сейчас ей 5 лет, она намного развитее и спокойнее своего брата.  А когда в 2 месяца ей поставили диагноз "дисплазия", то врач сказала, что как раз тугое пеленание и нельзя применять к детям.
А еще мои личные думы по этому поводу: ребенок развивается внутри у мамы, шевелится, двигается, развивается. А когда родился, то ему двигаться сразу же запретили, свяали и сказали "лежи не двигайся, но развивайся" (может грубовато, резковато, извините Улыбка)
Записан

Елисей  16.07.1999
Любава 18.10.2005
taikea
Растём вместе
*****

Благодарность 112
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1667


« Ответ #6 : 06 Февраля 2011, 20:55:24 »

А я вот согласна, я действительно замечала, что пеленание успокаивает. Первый месяц точно надо пеленать, а там уже по состоянию ребенка.
Записан
Kelena
Растём вместе
*****

Благодарность 90
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1042



« Ответ #7 : 08 Февраля 2011, 00:47:11 »

Интересная статья, со многим я согласна. Но на своем опыте убедилась, что все по-разному, каждый ребенок индивидуальный, он сразу рождается личностью, со своими привычками и характером. И как быть...
Когда я ходила беременная, я нашила кучу пеленок, с полной уверенностью, что мы будем ребенка пеленать до года (да, именно до года!). Но все получилось совсем не так, как мы планировали. В итоге, пеленали его около 1,5 мес., когда бодорствовал - до пояса, а во время сна - с руками. Но он постоянно умудрялся распеленываться, руки высвобождал в два изверта, а потом крутил велосипед ногами до тех пор, пока полностью не вылезет из пеленки, и как распеленается, сладко засыпал. Причем во сне не будил себя руками, не царапал щеки, а распеленутый спал еще крепче и дольше, чем в пеленках и мы прекратили его пеленать.
Зато сейчас в 5 месяцев бывают случаи, что он хочет спать, а напряжение тела ему никак не дает заснуть и тогда пеленка приходит на помощь - мы стали ему запеленывать ручки, через 2 минуты спеленутый, он крепко засыпает.
Записан


Благо Дарю:-)
Наталья Тимофеева
Растём вместе
*****

Благодарность 263
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 6952



WWW
« Ответ #8 : 24 Февраля 2011, 13:16:14 »

Со статьёй согласна, все аргументы в пользу пеленания веские, заслуживающие внимания!

Нам на курсах советовали как вариант не тугое, а "свободное" пеленание. Т.е. чтобы в пелёнке ребёночек мог двигать ручками-ножками. Тут и границы сохраняются, и некоторая подвижность обеспечивается. А чересчур тугое пеленание - это другая крайность по сравнению с отсутствием пеленания вообще. Помню, в роддоме принесут мне дочку, запелёнатую так туго, как полешку, я разворачиваю её, а она аж синяя - кровообращение ведь так нарушается.
А сейчас на своих детей смотрю - и вижу в них признаки отсутствия пеленания (мы всегда, следуя "моде", пеленали мало). И думаю - ведь действительно, именно пеленание помогло бы избежать и того, и вот этого...
Записан

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего,
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем,
у него есть настоящее - и то не день, а мгновение!
                                                            И.С. Тургенев
Supermama
Участник
***

Благодарность 5
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 36



« Ответ #9 : 15 Марта 2011, 11:33:06 »

Слышали фразу "Если не пеленать туго ребенка - ноги кривые будут?" Смеющийся  я до сих пор слшу эту фразу от родственников, которые уже по двое детей вырастили и внуков дождались, никаого отношения это не имеет к ногам конечно. По личному опыту знаю, что детки действительно все разные, кого-то стоит пеленать потуже, чтобы успокоить, кому то вообще ничего не надо, ни пеленок ни одежды. Я пеленала своих сыновей в основном только для того, чтобы ручками не будили себя когда они еще не управляют ими как следует. А потом, чтобы развитие моторики пальчиков все же шло и вообще по просторнее было, с месяца начала одевать рубашечку с "царапками" а низ (ножки) пееленала, было оченьо удобно. С двух месяцев почти никаких пеленок, только как подкладные для защиты дивана и кресла:) но на ночь иногда и стоит пеленать после купания особенно. Сейчас Артемке пять месяцев и никак не могу его уже представить завернутого во что-то, как до 7 мес умудрялись вы пеленать не щнаю, спи-то уже на животике, иногда на бочок переворачивается. Вобщем есть свободолюбивые детки и если нет показаний ортопедов и неврологов - лучше дать ему самому выбирать как развиваться, каждая мама сама подстроится под малыша.
Записан

сайт-визитка: www.health.myvizitka.com
Мамуля Натуля
Участник форума
****

Благодарность 3
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 64



« Ответ #10 : 20 Февраля 2012, 12:53:35 »

Я отрицательно отношусь к пеленанию и на 100% согласна с YASYA. Я не пеленала ни старшего, ни младшего. Ни капли не жалею. А проблему ручек мы решили тем, что спим на животике. 
Записан

Все мужики считают, что бабы дуры, но чуть что : "Сейчас - с женой посоветуюсь",
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.19 | SMF © 2006, Simple Machines



Dilber MC Theme by HarzeM