Красноярский семейный портал
19.08.2011

"Дома мы постоянно обсуждаем вопросы дружбы"

Иной раз праздники, проведённые вместе с "Живой стариной", кажутся в современных городских условиях просто ansamblневероятными. Вот уж когда снова и снова убеждаешься - насколько широка душа наша русская, насколько богаты и велики наши культурные традиции.

Если корни у дерева живые - плоды будут! Этот образ - про Горевых. Это они заразили нас балалайкой,  звучащей на многих наших детских праздниках. А под гармошку Игоря, что называется, ноги сами в пляс идут. Да-да, особенно у детей, лишённых той закостенелости, что присуща нам, взрослым :)

Игорь и Катерина Горевы поют в "Живой стАрине" ("стАрина" - значит "былина") уже много лет. Поют песни, по крупицам собранные в деревнях у бабушек - сегодня едва ли не единственных носителей живой народной культуры. Но - всё-таки не единственных! :) Жизнь Горевых народными традициями просто-таки пропитана: начиная от домашней обстановки и the_angaraсоблюдения праздничных народных обрядов, заканчивая воспитанием детей в традиции пестования и в духе русского православия. Детей у Горевых трое: Ване 10 лет, Кирюше 6 лет, Машеньке полтора. Интервью с Катериной Горевой.

- Игорь, вы с Катериной сразу решили, что детей будет много?

- Да, сразу. Я сам - один ребёнок в семье и знаю, что это такое. Один ребёнок обречён на одиночество. Ты поиграл с другими детьми, приходишь домой - и здесь ты один. Заботиться не о ком, внимание тоже некому давать, родители чаще всего заняты своими заботами.

- А плюсы есть в том, что ты один?

- Наверное, нет, но я об этом не думал.

- Ваша семья - музыкальная, вы сами играете на нескольких музыкальных инструментах. Как собираетесь обучать этому детей? Не хотели бы отдать в музыкальную школу?

- Сейчас очень сложная обстановка с музыкальным обучением. В обычной школе детей сначала учат говорить, а потом писать. А в музыкальной - сначала обучают нотам, а потом учат играть. И у человека формируется восприятие, что музыка - это ноты. А музыка - это не ноты, а звук. Вот такой перевёртыш получается. Из-за этого дети часто с музыкальной школы выходят "никакими". И музыкант-самоучка, которого обучал какой-нибудь дедушка, гораздо лучше понимает музыку, чем вот такой выпускник музыкальной школы. Потому что музыкальная отзывчивость в первом случае выше. Человек сначала должен научиться понимать и издавать звук, а потом всё остальное. В доме должен быть музыкальный инструмент. Если ребёнок не знает, что такое живой звук, то он и не сможет правильно его воспроизвести. Иногда встречаются такие дети - я начинаю играть на балалайке, а они подходят к магнитофону, смотрят и не могут понять, почему звук идёт не от него, а от балалайки. Да и к тому же в первую очередь нужно желание ребенка. У нас дети не проявляли яркого интереса к музыке, хотя в доме есть и балалайка, и гармошка, поэтому мы их и не стали насильно ничему обучать. Придёт такая необходимость для них обучиться, скажем, чтобы мне или маме помогать, подыграть, тогда они научатся. А пока нет необходимости, они и не стремятся к этому. У моей жены тоже так было: она заиграла на балалайке не так давно - когда начала вести занятия в детском центре. И многие мамы потом тоже научились играть, чтобы дома с детьми заниматься.

- Какие игрушки вы покупаете детям?

- У нас много игрушек, которые сделал нам дедушка: деревянные мечи, автоматы, кинжалы, алебарды. Одно время покупали в магазине разные китайские игрушки - например, пластмассовые мечи. Дети с ними поиграют раз-два, и мечи ломаются: то рукоятка отлетела, то другая запчасть… Выбрасываются, на следующей неделе покупаются новые. Это нам быстро надоело, мы пошли к oruzhie_1дедушке - мастеру на все руки. Тот нарезал из дерева автоматы, кинжалы. Теперь к нам гости приходят и первым делом идут к этим мечам. Причём как дети, так и взрослые.

- Возникает ли у вас вопрос, какие фильмы, мультики давать детям для просмотра, какие компьютерные игры им покупать?

- Год назад у старшего проснулся интерес к компьютерным играм, потому что дети в школе разговаривают об этом. Вот, попросил купить ему такие игрушки. Это, конечно, жуть: там ты бегаешь, убиваешь людей за то, чтобы тебе дали баллы, за которые ты можешь построить здание! Мы с ним поговорили об этом. Ваня сказал, что ему такие игры тоже не нравятся, он больше любит интеллектуальные игры. А другие дети за это считают его маленьким. Мы потом с учительницей разговаривали, и она отмечает, что у Вани кругозор шире, чем у других детей. Я думаю, такая ситуация - следствие узости интересов родителей. У меня на занятиях был мальчик, который никак не мог запомнить простые слова. Когда стали разговаривать с ним, какие фильмы он смотрит, что читает - выяснили, что ничего он не читает, а вместе с родителями смотрит фильмы ужасов. Это удобно: ребёнок сидит, смотрит, родителей не отвлекает. А результат вот такой...

Что касается фильмов, то если фильм откровенно вредный, то мы объясняем, почему мы это не будем смотреть. А иногда просто своим примером формируем отношение к фильму или мультфильму. Хороший способ: развенчивать созданные масскультурой образы "вредных" героев мультиков. Например, спросите у ребёнка - кто сильнее человека-паука? Дети гадают: Бэтмен или трансформеры. А нет, не угадали. Кто же? Ответ: человек-тапок! И всё, посмеялись и сразу героизм так называемого "героя" сводится на нет! Или смотрим Лунтика, а мы переименовали его в Тупунтика, и сразу сформировалось другое отношение к нему. Нам удалось привить любовь детей к старым советским фильмам: "Александр Невский", "Финист Ясный Сокол", "Илья Муромец"...

- И дети их смотрят? Ведь они же более привычны к современным ярким мультикам…

- Да, смотрят, причём с упоением! Ведь там есть героизм, есть явный положительный герой и нет "крови". А трагизм там показан не через кровь, а через эмоции, через вид плачущих людей, т.е. негатив передаётся через душевное состояние. А герой не для себя славу зарабатывает, он - защитник Родины. А вот старые мультики мальчики не смотрят, они скучны для них. Зато их хорошо смотрят девочки потому, что там показан образ царевны: женственной, нежной, а вокруг неё - ореол женственной красоты, и девочкам это очень нравится. Они хотят быть похожими на этих царевен. Я очень люблю смотреть исторические фильмы о разных народах, об их истории, и Ваня вместе со мной смотрит, а потом Кириллу объясняет про македонян, про спартанцев. Смотрю, они уже вместе играют в сражения. Причём они уже знают, что одни народы могут существовать в одно время и воевать друг с другом, а другие нет. Т.е. эти моменты у них уже уложились в голове. Недавно мы вместе с детьми смотрели фильм "Правда о прививках", и Ваня некоторые моменты там усмотрел и понял. Это тоже, кстати, один из способов воспитания, когда дети слышат то, что говорят родители, и смотрят вместе с родителями фильмы.

- Скажите, Игорь, а как вы выбирали систему воспитания детей? Существует много известных систем вроде школы доктора Спока, школы Монтессори и других…

ansambl1- Мы сами уже много лет занимаемся изучением, исследованием фольклорных традиций русских в Сибири. Есть такое понятие, как традиционная педагогика. Вот именно её мы и берём на вооружение, потому что это опыт наших предков. Монтессори - система хорошая, но для детей американских и с отклонениями в психическом развитии. В основе русской педагогики - общинность, а у американцев - индивидуализм. Это важно. Думаю, программа Монтессори распространена из-за педагогического вакуума, ведь нынешние родители - это воспитанники детских садов, пионерлагерей и т.п. Мы изначально пошли по фольклорной традиции. И это хорошо потому, что основа любого русского воспитания - это православная традиция: почитание старших, формирование границ "можно-нельзя", других определённых ценностей. А уже на эти принципы можно налагать любые программы с внешней атрибутикой. Вот мы и налагаем фольклорную традицию.zh_starina

- А фольклорная традиция не противоречит православной культуре?

- Ни в коем случае. Это же всё от наших предков. Фольклорная традиция - это последние 1000 лет, которую мы прожили в православной культуре.

- Вы детей с самого начала приучаете к православию?

- Мы не насаждаем детям правил типа "молиться", "поститься" и т.д. Считаем, что нельзя ничего делать из-под палки, по принуждению. Мы своим примером показываем. Сами стараемся часто ходить в церковь, причащаться, исповедоваться. В православном воспитании очень важна среда вокруг. Например, минувшим летом мы были в детском военно-патриотическом лагере, и там все обязательно молятся перед едой, после еды, перед началом любого дела. А после лагеря мы сели за стол, а средний сын Кирилл говорит: "А помолиться?" Т.е. для него это уже вошло в привычку. Мы как новообращённые ещё не привыкли к этому, а дети уже не чувствуют стеснения, для них это норма, они родились в этой среде. Это поколение и будет основой нашей духовности.

- Каким образом у вас происходит изучение православных истин с детьми? Что-то стараетесь рассказать о православии?

- Нет, специально мы ничего не втолковываем, но когда спрашивают, отвечаем. Наша бабушка - послушница в храме, - она им и о православии рассказывает, и книжки покупает. Дети вообще часто интересуются, старший часто вопросы задает. Например: "А откуда я взялся?", "Откуда дети берутся?", "Что со мной будет, когда я умру?", "А куда бабушка ушла, раз она умерла?", "Мама, а где моя могилка?". Или вот Кирилл как-то спросил: "А когда я умру, меня червяки будут есть? А я не хочу". Приходится объяснять, что будут кушать не тебя, а твоё тело, а ты - это душа, которая полетит на небо, а там рай. Затем объясняем, что такое рай (как мы себе представляем) - это где птички поют, листики на деревьях золотые, ангелы летают.

- А на вопрос "Откуда я взялся?" как вы отвечаете?

- Бог дал. Им этого достаточно. Люди женятся, и Бог даёт им детей. Ребёнок, конечно, понимает, что из живота - видят же беременных женщин. Но подробнее им не говорим, как это делают на уроках по половому воспитанию. Им этого не требуется.

- Есть такая мальчишеская беда, как драки. Как вы объясняете сыновьям эту дилемму: когда по-христиански стерпеть, а когда vanyaи сдачи дать?

- Когда мы были в военно-патриотическом лагере, один батюшка Ване объяснял эту ситуацию. Он рассказал, что пришёл к нему сын и сказал: "Меня побили". Он в ответ спросил: "Ты терпишь, как истинный христианин?" - "Да, терплю". А батюшка - под два метра ростом и под 200 килограмм весом. И сын у него такой же: высокий, только не такой крупный. На следующий день такая же ситуация и ответ: "Да, терплю". На третий день приходит: "Папа, меня снова побили!" В ответ: "Ты терпишь как истинный христианин?" Тот не выдержал: "Нет, не терплю!". А батюшка: "Тогда бери то, что первое под руку попадётся и бей всех, кто тебя обижает!" На следующий день воспитательница жалуется батюшке: "Ваш сын – он всех бьёт! Родители жалуются!" А батюшка в ответ: "Но когда его били, вы же внимания не обращали, потому что он смиренно сносил. Как так? А родителей приглашайте ко мне, будем разговаривать". На этом драки закончились. А вообще, мы с детьми в этом случае всегда вспоминаем историю преподобного Серафима Саровского. Когда к нему пришли разбойники и побили его, он смиренно сносил побои и не отвечал, потому что знал, что если даст сдачи, то он их убьёт. Мы детям рассказываем его историю как идеал, к которому надо стремиться. Когда ты полюбишь своего врага, он уже перестанет быть врагом. Ну а пока ты не дошёл до этого понимания - "бери то, что первое под руку попадётся и бей всех, кто тебя обижает".

- А как проблему таких драк решали в военно-патриотическом лагере?

- Интересным образом. Они раздавали бумажки и задавали 2 вопроса: "С кем бы ты пошёл в разведку?" и "С кем бы ты ни за что не пошёл в разведку?". Потом эти данные обрабатывались, выявлялся некий изгой, "козёл отпущения", и затем уже с куренными (вожатыми отрядов) проводилось обсуждение, как такого человека ввести в коллектив, чтобы такое отношение пресечь на корню. Не думаю, что в обычных лагерях есть такая идея общинности, где один из главных законов - "Сам пропадай, а товарища выручай". Т.е. в военном лагере приучают к мысли, что если ты один, то ты не выживешь - вокруг тебя, в любом случае, должны быть люди. Дома мы тоже постоянно обсуждаем вопросы дружбы, взаимопомощи. У старшего сына были проблемы в отношениях со сверстниками. Мы всё это проговаривали, обсуждали. Сейчас вроде бы всё в порядке. Тут главное - проговорить ситуацию с ребёнком, чтобы он не держал проблему в себе. Очень важно создать дома доверительную атмосферу, чтобы ребёнок сам всё рассказывал, и тебе не приходилось бы шпионить за ним из-за кустов.

- Как создать такую атмосферу в семье?

- Может быть, не ругать из-за всего подряд. Спокойно, без истерики относиться к проступкам ребенка. Если сразу родители начинают наказывать его, то он в следующий раз уже подумает, говорить или не говорить им. Если что-то он натворил, поговорить, объяснить, что papa_i_detiэтого делать нельзя. А по поводу физических наказаний мы разговаривали с батюшкой. Он говорил, что в России физическое наказание всегда было нормой. Это лучше, чем моральное унижение, обзывание, приведение ребенка в состояние "до слёз". Беззлобно всё должно быть: "Ты знаешь, что будет наказание?" - "Знаю" - "Всё, получай". Ребёнок наказание получил, но он понял за что и согласен с этим. Я в этом случае всегда делаю предупреждение, т.е. говорю: "Вот ты сделал что-то. Это плохо и делать нельзя. Сейчас я тебе просто говорю, в следующий раз будет наказание". Дети это хорошо понимают и стараются не повторять проступка, чтобы не получить за него. Они знают, что в следующий раз ничего обсуждаться не будет - получат "по полной", без аванса. Тогда и детям легче ориентироваться, и взрослые не чувствуют своей вины. Кстати, тот же батюшка нам приводил в пример мнение физиологов, которые говорят, что на попе очень много нервных окончаний на ягодицах. Поэтому в младенчестве и детстве очень важны похлопывания ребенка по попке. Говорят, что от таких похлопываний активизируется мозговая деятельность. Есть же такая пословица: по попе настучишь и сразу до головы доходит! (смеётся) Причём это касается и взрослых. Поэтому надо шлёпать всех: и мальчиков, и девочек. Жена спросила у батюшки: "А вы дочку свою тоже по попе шлёпаете?" Отвечает: "Да, уж лучше я её сейчас отшлёпаю, чем потом - муж!"

- А в лагерь, о котором вы рассказали, с какого возраста дети могут попасть?

- С 10 лет. С этого возраста они уже могут самостоятельно жить в papa_i_synполевых условиях (в палатках), без родителей. Я там работал, и мы жили всей семьёй поначалу в стационарном лагере, т.е. в домиках, и Ваня (старший сын) сначала там с нами жил. Потом, к концу первого сезона мы решили: "Хватит, Ваня, пойдешь жить в палатки вместе со всеми". Мама сначала сильно за него переживала, как он там будет один, без нас. В первый день он пришёл расстроенный, просился обратно к нам. Я ему: "Ты что это говоришь? Я тут педагог, и ты меня позоришь!" На второй день он только забежал, поцеловал нас и убежал. А потом мы вообще его не видели. Только в столовой помашет нам рукой, вроде как "я тут, не теряйте" и всё. Вместе со всеми занимался. Там проводилась и спортивная подготовка, и конная, и высотная подготовка, и отжимался, и подтягивался. Там же преподавали и русскую традицию - музыкальную культуру, ознакомительные инструментальные занятия, традиционную народную пляску. Этот сезон был посвящён годовщине победы в Великой Отечественной войне, поэтому они разучивали военные песни тех лет. Сейчас ходит по дому, напевает про танкиста.

- Ругаете ребёнка за плохие оценки в школе?

- Нет, за плохие оценки мы никогда не ругаем. Ругаем за лень, за халатность, за непослушание. Одно дело, когда он чего-то не понимает, а другое - когда он и не хочет понимать. Всегда сначала выясняем причины плохой оценки. Однажды сын получил двойку потому, что не сдал уже сделанную работу. Тут я ругал его именно не за оценку, а за халатность, за то, что он сгрузил учебники-тетрадки, не посмотрев, и пошёл. А это определенное неуважение к учительнице, к занятиям. После этого сын стал серьёзнее относиться к учебе.

Беседовала Ирина КАЗАРИНА

Специально для "Ярмамы"

Просмотров: 4777