Красноярский семейный портал

Мужское воспитание. Что это такое?

– Мужское воспитание? Личные размышления. Ага. Понял. Да, да. Постараюсь не затягивать, – я положил телефонную трубку и многозначительно почесал подбородок: м-да! С одной стороны, вроде как всё понятно: попросили написать – напиши, а с другой: как писать о том, что выходит само собой. Если мужчина – он мужчина, то, по определению, по-женски воспитать кого-либо у него не получится. Я посмотрел на Алёшку – моего среднего, который в коридоре вталкивал кроссовки в спортивную сумку (вот оно, как бы мужское воспитание!), и, самодовольно хмыкнув,  отправился в комнату предаваться столь серьёзным раздумьям.

Но всё оказалось не так-то просто. Вопросы вдруг нахлынули лавиной на мою голову трижды родителя. 

Итак. С раннего детства помню про дом, дерево и сына. Но с течением времени всё больше убеждаюсь в несостоятельности сего «золотого» правила. Идёшь в храм по нашей наполовину застроенной Николаевке (кто не знает – это частный сектор) и видишь: дома снесены, деревья выкорчеваны, а дети, тех, кто всё это строил, разлетелись по белу свету. И ещё вопрос: кем стали эти дети? Послушаешь сетования старушек – плакать хочется. Нет, всё дело не во внешнем благоустройстве бытовой стороны жизни. Оно, конечно, хорошо и полезно, а кому-то и необходимо, но всё это подвержено тлену. Человек же существо вечное. А раз так, значит надо искать  вечное, нетленное, и передавать это потомкам. Другими словами, – воспитывать их в этих непреходящих ценностях, которые формируют настоящую полноценную личность, способную к любви и творчеству.

Хорошо. Воспитывать. Но как? Тут уже приходиться чесать затылок. 
Человек приходит в этот мир не tabula rasa – чистая доска – а уже с набором характерных черт. Сужу по своим: все трое в одной семье – все разные, даже замечаю черты характера не свойственные ни мне, ни жене, а скорее бабушкам, дедушкам. И какова же здесь функция воспитания? Возможно ли вообще какое-либо воспитание, тем более – мужское? Много можно привести теорий и гипотез на этот счёт, но вопрос остаётся открытым. Думаю, это подтвердит любой родитель. Книжки книжками, но практика вещь упрямая.

И всё-таки. Не бросать же нам в растерянности вёсла. Надо выгребать. Куда? В собственную душу! Да, именно – всё воспитание начинается с самовоспитания. Я могу дать только то, что имею сам. Если я хочу в своём чаде видеть доброго, мужественного, ответственного, любящего человека, я должен в себе развивать эти спасительные для души качества. Стремиться к этому. Я призван личным примером  вдумчивого отца вести за собой того, кто вышел из моего семени. 

Личность – неповторима, непостижима, своеобразна и свободна. Но если свободна, то значит, вольна  в своём выборе: выборе правды и лжи, света и тьмы, добра и зла, и, в конечном счёте – светлой радости Рая и горьких нескончаемых мук Ада. Человек сам определяет свою вечную  участь. Воспитание не может полностью вылепить, как из глины, мягкую послушную фигурку. Эта иллюзия  никак не вписывается в замысел Творца. Но воспитание может дать нужное направление развития личности, вернее сказать – указать путь к свету. Пойти же или не пойти данным путём – решать только нам самим. Мы сотворены Богом свободными! И если человек выбирает дорогу правды, красоты, любви, если у него хватает решимости не отступать от выбранного направления, то непременно в сердце у него будет радостно и спокойно. Смысл жизни постигнут, цель ясна – попутного ветра! А то, что путь не из лёгких и много препятствий, так трудности только закаляют, дают возможность вырасти в нас мужеству, стойкости, состраданию другим. Золото очищается огнём, человек испытаниями. И тот, кому открылась Истина, непременно хочет поделиться этим сокровищем с другими, в первую очередь с теми, в ком его плоть и кровь. От сердца к сердцу  совершается познание мира и Бога, при условии взаимооткрытости. Это – Откровение воспитания.

И тут снова вопрос: дети, особенно в раннем возрасте, существа наивные и открытые, а мы? Открыты ли мы для наших детей? Как часто мы выталкиваем их в сферу неживого общения с телевизором и компьютером. А нужно всего ничего: проживать жизнь ребёнка вместе с ним, а не покупать его за китайские пластмассовые пистолеты и пиликающие мечи. Одно дело, когда папа, приходя с работы, кинув с порога заезженное «как дела», бухается на диван с книгой или в кресло с бутылкой пива перед телевизором (неважно, суть дела это не меняет). И совсем всё будет по-другому, если вечером будет общий ужин, живые расспросы и чтение сказки на ночь.  Понятно, что такое не всегда возможно при бешенном ритме «российской действительности», но если этого желать и если к этому стремиться, то такое –  возможно, и непременно – получится.

Пусть мало, пусть даже редко удаётся выбраться с детьми в лес или на прогулку, но, сколько бы вам ни выпадало на это минут, проживайте их максимально, имейте на это мужество. И тогда дети поверят взрослым. И тогда откроются сердца. И даже тогда, когда вы будете выговаривать им за какой-то проступок (дети на то и дети, чтобы баловаться, а взрослые на то и взрослые, чтобы сердиться), они будут продолжать вас любить, потому что видят в вас hokkeiнастоящего, внимательного (может даже иногда и чересчур) заботливого отца. Быть неравнодушным и воспитывать неравнодушных – вот кредо мужского воспитания.

Пока я, сидя за клавиатурой, предавался сим благим думам, Алёшка вернулся с тренировки и сразу с порога закидал вопросами: "Мам, что кушать? Где Серёжа? Пап, мы завтра едем на хоккей? Ты коньки наточил? Изоленту для клюшек купил?"

Я же под впечатлением серьёзных размышлений, чувствую себя непревзойденным воспитателем: 
– Так, орёл, чья сегодня очередь мыть вечером посуду?
Ответ летит с быстротой пули.
– Серёжина, - тут дети мои не ошибаются.
– Точно?
– Точно. Я сегодня в обед мыл.
– Ладно. Завтра в шесть, играем. – Вижу, как расплываются  в улыбке щёки моего среднего. Я иду к компьютеру набирать статью о мужском воспитании. Глядишь, чего-нибудь да выйдет.

О. Виктор ТЕПЛИЦКИЙ

Статья напечанана в журнале "Город детства". Для сайта "Ярмама" предоставлена автором 

Просмотров: 4888