Красноярский семейный портал

Плавать раньше, чем ходить

От реакции. Владимир Степанович Скрипалев — педагог не по образованию, а по призванию. По профессии он — военный летчик, но именно ему принадлежит немало открытий в области развития и воспитания детей. Когда-то со Скрипалева началась эра детских игровых спорткомплексов «Стадион в квартире». Позже он создал Школу развития личности под названием «Крепыш». Одна из многих его заслуг — разработка собственной методики обучения грудничков плаванию.

Владимир СКРИПАЛЁВ

В Каире, в Музее древнеегипетского искусства хранятся папирусы с изображением плавающих младенцев. Они датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Египетские жрецы использовали этот уникальный способ развития детей и через века передали его нам.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

В наше время первым пропагандистом обучения грудных детей плаванию стал Игорь Борисович Чарковский. К этому его подтолкнула сама жизнь. Дочь Чарковского Вета в результате преждевременных родов появилась на свет очень слабенькой, весила всего 1600 г. Игорь, который тогда учился в Институте физкультуры, увлекался плаванием, был водолазом, смастерил для дочери надувное «ложе» в ванне, наполненной водой. Вета и спала в нем, и бодрствовала, а заодно обучалась плаванию. На четвертом месяце жизни у нее был нормальный вес, а по показателям физического развития она обгоняла ровесниц. В полгода Вета свободно плавала и ныряла на дно ванны за игрушками.

Сообщениями о плавающей и ныряющей малышке заинтересовались немецкие врачи. На базе педиатрической клиники Мюнхенского мединститута был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. Под руководством известного педиатра профессора К. Битке и опытного специалиста по плаванию Х. Бауэрмайстера немецкие физиологи, гигиенисты, биохимики, педиатры обучали плаванию детей в возрасте от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровительную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно (от 4 до 7 раз в неделю) занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их неплавающие сверстники. Они раньше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрасно физически развиты. Кроме этого они отличались уравновешенным характером и повышенным интеллектом, обладали хорошим аппетитом и крепким сном.

Снимки полугодовалых младенцев, свободно плавающих и ныряющих с соской во рту, в 70-е годы обошли многие печатные издания мира. Это было сенсацией! В США начали выпускать программы обучения плаванию грудных детей. В Англии были организованы курсы для медицинских сестер детских учреждений. В Токио открылась школа плавания для грудных младенцев.

В нашей стране в 1976 году по телевидению был показан документальный фильм «Как рыба в воде», заразивший многих родителей идеей обучать своих детей плаванию. В 1977 году в ряде детских поликлиник Москвы были оборудованы плавательные бассейны для грудничков.

IMG_6766В 1978 году президент Медицинского комитета Международной федерации плавания З.П. Фирсов выпустил книгу «Плавать раньше, чем ходить» — прекрасное методическое пособие для родителей. На экземпляре этой книги, подаренном нам с женой, Захарий Павлович оставил автограф, назвав нас соавторами и поблагодарив за методические советы. К тому времени в нашей семье уже подрастала дочь, научившаяся плавать в полугодовалом возрасте.

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Доктор медицинских наук Т.А. Аршавский, исследовавший этот метод, назвал его физиологически обоснованным, способствующим полноценному развитию детского организма. «В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, — объяснял профессор, — и стимулируются ее динамические компоненты. А это не только полезно для развития организма, но и может служить одной из форм предупреждения таких отрицательных последствий акселерации, как астения и преждевременное половое созревание. А для детей, рождающихся в состоянии физиологической незрелости, число которых сейчас увеличивается, плавание может стать эффективнейшим способом компенсации».

Не менее важно мнение детских психологов. Вот что об обучении грудничков плаванию писал доктор психологических наук П.А. Рудик: «У трехмесячных малышей нет "страха воды", который очень часто не позволяет детям более старших возрастов научиться плавать. Такой страх становится непреодолимым, неуправляемым, превращается в стойкий барьер между человеком и водой. У младенцев, еще не умеющих не только ходить, но и говорить, обучение плаванию создает прочный эмоционально-положительный рефлекс общения с водной средой. Впоследствии он будет весьма полезен».

И наконец, приведу мнение родителей — Натальи Бондарчук и Николая Бурляева, которые с нашей помощью обучали своего ребенка плаванию: «Ванюша родился в сентябре 1976 года. Уже на 9-й день после его рождения мы провели с ним первое занятие в ванне и затем повторяли их ежедневно, постепенно и последовательно повышая физические нагрузки. В 4-месячном возрасте наш сын уже довольно уверенно и долго мог самостоятельно плавать в ванне, а затем научился и нырять. Малыш настолько полюбил плавание, что в отдельные дни проводил в воде до 5 часов. Мы не нарадуемся благотворным результатам плавания! Наш мальчик не болеет, не капризничает, всегда весел и бодр, отличается крепким сном и отличным аппетитом. То время, которое мы затрачиваем на ежедневные занятия в ванне с Ванюшей, с лихвой окупается тем, что мы не беспокоимся за здоровье ребенка, что он не будит нас по ночам, не причиняет хлопот капризами».

ЗАЧЕМ МЛАДЕНЦУ ПЛАВАТЬ?

Давайте разберемся, в чем же секрет благотворного воздействия плавания на организм малыша.

Вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха. Ребенок испытывает в ней нешуточное механическое давление на свое тело — несколько килограммов на каждый сантиметр кожной поверхности. Казалось бы, непомерная нагрузка! Но давление приложено равномерно ко всей поверхности тела, со всех его сторон. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит, и деятельность сердца.

Давление на область грудной клетки включает в активную работу vodaдыхательную систему. Вода равномерно, со всех сторон давит на грудь, заставляя ребенка делать более мощный вдох, который гонит воздух в глубь легких — туда, где при обычном дыхании он не доходит. В дыхательный процесс вовлекается вся легочная ткань, «проветривается» весь объем легких, вытесняя оттуда бактерии. Кроме того, с увеличением силы вдоха повышается способность грудной клетки присасывать кровь. Это облегчает приток к сердцу венозной крови.

Ребенок подготовлен к обучению плаванию тем, что он «ихтиандрил» в лоне матери. Околоплодные воды защищали его от действия закона гравитации. Несколько месяцев после рождения гравитация угнетает головной мозг младенца, сковывает многие функции его организма, тормозит его общее развитие. Погрузившись в воду, он становится атлантом. Устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная ригидность (скованность). Создаются условия для свободных, активных движений. А многократные движения руками, ногами, всем туловищем — прекрасная тренировка, развивающая не только мышцы, но и сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную системы и весь двигательный аппарат.

Вода в 28 раз теплопроводнее воздуха, что и позволяет использовать ее в качестве эффективного закаливающего средства. Регулировать температуру воды в ванне легко. Делать это вам поможет сам малыш, проявляя удовольствие или неудовольствие при изменении температуры. Постепенное ее снижение помогает повысить устойчивость организма к простудам.

ДОМАШНЯЯ ШКОЛА ПЛАВАНИЯ

Наша цель — научить ребенка свободно плавать за 11 месяцев занятий. За это время он приобретает следующие навыки:

  • самостоятельно держится на поверхности воды в положении на спине 10-15 минут, совершая при этом любые движения;
  • ныряет на глубину до 1,5 м, достает со дна ванны предметы;
  • плавает под водой 6-8 секунд. В нашей виртуальной «школе плавания» ребенок пройдет три класса. В зависимости от «успеваемости» на каждый класс будет отводиться от 4 до 8 недель.

В очередной класс малыш должен переводиться только в том случае, если он хорошо справился с задачами предыдущего.

ПЕРВЫЙ КЛАСС (возраст от 4 до 9 недель)

Главная задача — адаптация к воде. Начинать занятия надо при температуре воды +34°С. Такую температуру ребенок не замечает, его система терморегуляции находится в пассивном состоянии. Попытка подстраховаться и начать с более теплой воды (скажем, +37°С) не только отдалит желаемый результат, но и помешает достижению цели. Она может привести к... простуде. Дело в том, что температура выше комфортной (+34°С) обеспечивает лишний приток тепла, и в результате тело ребенка начинает перегреваться. Для защиты от перегрева включается система терморегуляции: открываются поры, начинается испарение с поверхности тела. Когда вы вынимаете ребенка из ванны, испарение усиливается. В этот момент достаточно маленького сквознячка, чтобы ребенок простудился.

По мере обучения плаванию на следующих занятиях температура воды будет понижаться. Ориентироваться надо на реакцию малыша: если он радуется — можно снизить температуру на пару градусов, если насторожился — повысить.

В первом классе происходит и психологическая адаптация — ребенка к тренеру, тренера — к ребенку. Насколько она успешна, взрослый заметит по реакции малыша: улыбается — значит, все идет правильно, насторожился — что-то не так. Вам предстоит многое понять в вашем ребенке. Кто он — холерик, меланхолик, сангвиник? Какие действия ему нравятся? Что вызывает у него неприязнь?

ВТОРОЙ КЛАСС (возраст от 2,5 до 4 месяцев)

Главная задача — освоение плавания на спине, умение самостоятельно держаться на воде в течение 5 минут. Родители мечтают увидеть, как их грудничок дрейфует на спине без всякой поддержки. Воплотится ли эта мечта в жизнь, зависит от вас. Если вы успешно прошли первый класс, верите в успех, понимаете малыша, это непременно произойдет. Физиологи объясняют это чудо просто: «Ребенок поплывет, когда расстанется со сгибательной позой».

ТРЕТИЙ КЛАСС (возраст ребенка 5-8 месяцев)

Главная задача — освоение ныряния и плавания на животе в течение 1 минуты. В течение одного занятия ребенок может несколько раз нырять в воду, чтобы достать игрушку со дна, самостоятельно выплывая на поверхность воды.
К школе плавания малыша надо готовить с помощью массажа и специальных упражнений.

Массаж делают на пеленальном столике. Это легкие поглаживания, растирания и поверхностные разминания ног, живота, области грудной клетки, рук, ног, спины.

Упражнения для ног: сгибания и разгибания в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах, разведение и сведение прямых и согнутых в коленях ног, имитация стиля «кроль» (попеременные движения прямыми ногами вниз-вверх) и стиля «брасс» (разведение согнутых в коленях ног с последующим их сведением и разгибанием).

Упражнения для рук: сгибание и разгибание рук во всех суставах, сведение их к груди и разведение, поднимание рук за голову, имитация гребковых движений при стиле «кроль» на спине (попеременные подъемы рук назад и боковой «гребок» — в исходное положение) и при стиле «брасс» (ладони соединены, затем они разводятся, выполняя «гребок» грудью).

Упражнения для туловища: лежа на спине, ребенок хватает взрослого за пальцы, и тот поднимет его за руки до положения сидя, затем опускает.

Каждое упражнение повторяется от 5 до 10 раз (в зависимости от возраста). Общая продолжительность массажа и гимнастики — от 10 до 20 минут.

Обучая плаванию грудных детей, мюнхенские ученые насчитали у них около десятка разновидностей «стилей». Общими для всех были попеременные (реже одновременные) движения руками и ногами. За одну минуту руки малыша успевают сделать 16-20 гребковых движений, а ноги — 32-38. Большинство детей начинают с плавания на спине, а хорошо освоив этот «стиль», предпочитают плыть на животе или на боку.

СОВЕТЫ ПАПАМ И МАМАМ

Важно, чтобы занятия в воде вызывали у малыша только положительные эмоции. От природы у детей не может быть страха перед водой, ведь они много месяцев плавали в утробе матери. Испуг может появиться только по вине взрослых.

Например, когда по недосмотру в ванну стала поступать холодная или, наоборот, горячая вода. Чтобы температура воды всегда была под контролем, под рукой должен быть градусник (замеры надо делать 2-3 раза в течение занятия). Поводом для страха иногда бывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, если вода чрезмерно хлорирована или в нее попало мыло.

Психика ребенка очень чувствительна. Ему может передаваться плохое настроение взрослых. Поэтому никогда не проводите занятие, если вы чем-то раздражены. Лучше перенесите его на другое время или даже на следующий день.

Урок плавания не должен проходить в тишине. С ребенком нужно все время разговаривать, ласково подбадривая его словами: «Какой хороший малыш!», «Как ловко он двигает ножками и ручками!», «Вода теплая, ласковая, она сделает тебя крепким, здоровым», «Хорошо! Плыви, плыви!» и т.п.

Хорошо бы, чтобы во время занятия фоном звучала из комнаты мелодичная музыка. Еще лучше, если мама будет напевать малышу песенку о том, какой он бесстрашный пловец. В ванне должны плавать любимые яркие игрушки ребенка.

От первой до последней минуты занятия надо внимательно следить за состоянием и настроением ребенка. Если у него появятся признаки утомления (вялость в движениях, нежелание двигаться, капризность) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» на тельце, синюшный оттенок губ) надо немедленно прекратить урок. Если эти же признаки появятся и на следующий день, лучше прервать занятия на 2-3 дня.

Перед каждым занятием необходимо как следует проветрить ванную комнату и тщательно вымыть намыленной щеткой ванну, игрушки и весь используемый инвентарь. Если водопроводная вода чистая, не опасайтесь, что она попадет в уши ребенка: это не принесет ему вреда.

Желательно, чтобы занятия по плаванию проводились в одно и то же время. Урок должен начинаться спустя 1,5-2 часа после кормления и заканчиваться не менее чем за 20 минут до очередного приема пищи. После урока ребенок обычно бывает утомлен, ему нужно создать условия для отдыха в проветренной комнате.

Обязанности «тренера по плаванию» лучше всего выполняют мамы, поскольку они в этот период ближе всех малышу. Но это не догма. Занятие может проводить и папа, и бабушка, и дедушка, но из педагогических соображений желательно, чтобы весь курс обучения проводил один и тот же человек. Советую ему завести дневник — это поможет контролировать и регулировать плавательные нагрузки ребенка. Если вы заметите какие-то неблагоприятные явления (например, вес ребенка стал отставать от нормы), надо снизить нагрузку (сократить время занятий или количество движений, повременить со снижением температуры воды или даже число занятий до 2-3 в неделю).

В любом случае надо придерживаться главного методического правила: если ребенок с неохотой выполняет новое задание, если оно у него не получается и он начинает капризничать, надо немедленно отказаться от этого и ограничиться повторением пройденного.

Журнал «Будь здоров», № 4, 2006

Просмотров: 10414

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
здоровье малыша

Загрузка комментариев...