Красноярский семейный портал

Чтобы колокольчик зазвенел. Музыкальные уроки Марины Мосиной

Когда и как раскрывать музыкальные дарования ребенка?

Клубочек музыкальных способностей, большой или не очень, есть у каждого малыша с рождения. Но, чтобы эти ниточки стали сплетаться в звучащий узор, надо папе и маме постараться. Когда же лучше всего начинать это делать? С самого рождения! А еще лучше - с того времени, когда ребеночек сидит у мамы в животике! Так считает Марина Мосина, очаровательный преподаватель музыки для малышей (г. Красноярск). Секретами раннего музыкального развития Марина делится с родителями на своих занятиях.

МУЗЫКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВОЙ!

- Ребятишки, покажите свои кулачки, как стучат ваши кулачки? - звонким, задорным голосом говорит Марина - и показывает, как ритмично должны стучать сложенные в кулачки крохотные детские ручки.

Осенью в ход идут шишки и листочки, которыми можно весело размахивать, шуршать и стучать по столу, в другое время года малыши извлекают звуки из комочков бумаги, металлических предметов и стеклянных стаканов. У некоторых мам не доходят до подобных занятий руки, другие не позволяют детям играть со стеклянной посудой. На занятиях по музыкальному развитию можно все!

- Понимая, что звуки можно извлекать из обычных предметов, что все они звучат по-разному, детки учатся воспринимать звуки и музыку на слух, у них появляется чувство ритма, развивается слух, - говорит Марина.

Начинается занятие обычно с пальчиковой гимнастики - такая разминка помогает тренировать интеллект, развивает речевой центр мозга. Потом ребятишки встают в круг и танцуют вместе - они видят, что рядом такие же детки, учатся жить в коллективе. За время занятия они успевают позвенеть колокольчиком, постучать деревянными ложками, погремушками, поиграть в барабан или бубен. К деткам постарше иногда заглядывают в гости профессиональные музыканты с настоящими инструментами.

Каждые две-три минутки Марина включает песенку или потешку и поет вместе с детками. В это время все хлопают в ладошки, топают ножками или кружатся.

- Марина, сейчас продается очень много детских дисков и кассет с детской музыкой или с классической, адаптированной для детей. Что вы выбираете для своих занятий?

- Далеко не все из того, что продается для детей, отличается хорошим качеством. Не люблю музыку синтезатора - это все равно что грохот машин на улице. Музыка должна быть живая и совсем не обязательно адаптированная для детей - это должна быть игра на настоящих музыкальных инструментах. Это не значит, что мы слушаем на занятиях только классическую музыку. Мы и джаз, и рок, и поп-музыку слушаем, и национальную традиционную музыку Marinaразных народов.

ЧЕМ РАНЬШЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ

По образованию Марина Мосина дирижер хора и несколько лет назад она работала в музыкальной школе.

- Тогда я даже представить себе не могла, чему можно учить шестилетних деток! Они же еще толком не сформировались и ничего не умеют, - думала Марина.

Взгляды поменялись, когда Марина была беременна первой дочкой - она стала чаще слушать музыку, читать стихи Пушкина. Дочка родилась с умным, осмысленным взглядом, с уже сложившимися музыкальными и поэтическими вкусами:

- Во время беременности одно музыкальное произведение навевало на меня грусть и печаль. И когда я включила эту музыку своей новорожденной дочке, она расплакалась. Для меня стало очевидным, что дочь уже все понимает и знает.

С рождением первой дочки, а потом и второй, дом наполнился потешками, песенками, прибаутками. Ими сопровождаются все дела - пробуждение, умывание, игры, прогулки… Дочки учились слышать, понимать, чувствовать музыку с самых первых дней своей жизни - и к пяти годам Лиза, старшая дочь Марины, была готова к поступлению в музыкальную школу. Сейчас обе дочки с желанием занимаются в музыкалке, сами выбрали себе инструменты: Лиза (7 лет) учится на габое, Рита (5 лет) - на альте.

...Найдя через Интернет Московский центр раннего музыкального развития, Марина приобрела у них аудиокассеты и начала прививать любовь к музыке своим ученикам от трех месяцев до трех лет.
На вопрос, когда же можно начинать музыкальные занятия, Марина отвечает: тогда, когда малыш еще находится в животе у мамы. Она ведет занятия для будущих мам, и детки реагируют на песенки и мелодии - толкают мам изнутри. Появившись на свет, они радуются, услышав знакомую мелодию. Пока лялечки еще не ходят, они кружатся, поют и танцуют вместе с мамами, при этом все движения откладываются в детской памяти. Проходит время, и приобретенные некогда навыки проявляются - уже подросший ребенок кружится под знакомую музыку так, как делала это полтора-два года назад мама с ним на руках.

Через несколько лет Марина решила продемонстрировать свой опыт в обучении малышей своим московским коллегам из центра, где когда-то покупала аудиокассеты. И была разочарована. Оказалось, в Москве с детками начинают заниматься только с двух лет, и успех красноярской преподавательницы их поразил. То есть уроки музыки для малышей уникальны не только для Красноярска, но и для России.

РАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ!

Несмотря на всю кажущуюся простоту и несерьезность таких уроков, смысл в них большой. Дети учат основные музыкальные понятия: тихо - громко, глухой - звонкий, быстро - медленно. Обучение происходит в игре, поэтому незаметно для детей и иногда даже родителей. Во время занятия детки успевают побыть то гусями, то мишками или зайками, то обезьянками, жирафами или слонятами.

- Даже если ребенок не пойдет учиться музыке дальше, мои уроки не пройдут зря, - уверена Марина. - На занятиях детки учатся общаться, раскрывают свои внутренние таланты, учатся выражать эмоции. Они учатся радоваться жизни! Каждый месяц мы устраиваем праздники, для ребятишек это радость, а для меня - форма экзамена, я смотрю, чему они научились, что усвоили. Праздник - это тоже особая культура, сегодня несколько нами утраченная. Умение радоваться тому, что все вместе что-то делают, поют, танцуют, - очень важно. Даже к Новому году ребенок иногда относится меркантильно - ждет, что придет Дед Мороз и принесет подарок. Я стараюсь, чтобы дети радовались от того, что они веселятся вместе с другими детьми, что они научились чему-то новому.

- Мы так и называем Марину - «женщина-праздник», - говорит мама годовалой Влады. - Дети всегда смотрят на нее с восторгом, с удовольствием ходят на занятия. Наши дети очень рано научились кружиться, танцевать, хлопать в ладоши.

А мама «годовичка» Владислава считает очень важным то, что занятия проходят в коллективе с детьми: «Наши дети не боятся оказаться в компании с другими ребятишками, благодаря занятиям с Мариной они очень компанейские!»

- Самое главное - занятия вдохновляют мам на то, чтобы петь и танцевать со своими маленькими колокольчиками дома, - рассказывает Наталья, мама трехгодовалой Светланы и годовалого Володи. - После нескольких занятий с Мариной наша повседневная жизнь наполнилась потешками, прибаутками, дочка их быстро запоминает и с удовольствием повторяет. Сын еще не разговаривает, но ему занятия тоже нравятся, он теперь, слыша музыку, топает ножками и смеется.

…Однажды на занятия пришел годовалый мальчик. Несмотря на юный возраст, он был замкнутым и скованным. Уже через полгода занятий малыш изменился до неузнаваемости - стал петь, танцевать, кружиться. Родителей такое преображение привело в восторг.

- Если ребенок раскрылся эмоционально на моих уроках, значит, я выполнила свою задачу, - говорит Марина. - У меня есть мечта: организовать занятия так, чтобы мама с ребенком прошла все этапы, начиная с беременности и до трех лет. Тогда можно быть стопроцентно уверенной, что все это было не зря, что ребенок будет любить музыку. А это - залог дальнейшего развития способностей. Я настроена на то, чтобы работать со студентами, педагогами, передавать свой опыт всем желающим.

ПОТЕШКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

Потягушечки-порастушечки,
Вдоль да поперек толстушечки.

УСПОКАИВАЮЩАЯ ПОТЕШКА

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви
Куплю сухари.

ПОТЕШКА ДЛЯ ОДЕВАНИЯ

Тетка Агашка,
Сшей мне рубашку!
Надо нарядиться,
Едем прокатиться.

ПОТЕШКИ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Кабачок, кабачок,
купит мама кабачок! (2 раза)

Как под горкой, под горой
Торговал старик золой.
Картошка моя, вся поджаренная!

Мария КУТУЗОВА

специально для "Ярмамы"

Просмотров: 6567

Загрузка комментариев...