Красноярский семейный портал
19.02.2010

Начальная школа: как преодолеть трудности

Инна ЩЕТИНИНА

Моя подруга, взглянув как-то на кипу книг по детской психологии, педагогике и различным методикам, которые лежат на моей прикроватной тумбочке, задумчиво сказала: «Слушай, сколько раз слышала, что от психологов, которые вроде бы  всегда знают, как правильно поступить, что сказать и где промолчать, мужья уходят к дояркам и колхозницам»… Нет, я не перепутала тему разговора да и муж пока при мне. Я хочу сказать, что, несмотря на все мои профессиональные познания в детской психологии и родительский опыт, у меня очень трудный старший ребенок. Вроде и проблему вижу, и откуда у нее ноги растут, знаю, и пути исправления налицо, а сложностей не убавляется. Бывает, плачу. Школа добавила проблем в разы.

Так что я здесь точно не затем, чтобы давать советы. Предупредить и предугадать все трудности первого класса невозможно: они такие же разные, как и наши дети. Из любой ситуации всегда есть выход. Надо только его найти.

НЕ ДЕЛАТЬ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Детские беспечность, беззаботность, игры сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, выполнять требования учителя, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, смысл которых первоклассник не всегда способен понять. Например, почему, чтобы пойти в туалет, нужно поднять руку и отпроситься… Маленький ребенок даже не подозревает о наличии таких проблем!
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещение школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут, чаще проявляется конфликтность, родители восклицают: «Я тебя не узнаю!» и так далее.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, у одних детей длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год.
Постарайтесь уже сейчас задать ребенку такой режим, который бы сохранился и тогда, когда он пойдет в школу. Определитесь с рабочим местом, где будут лежать книги и тетради, шкафом для школьной и физкультурной формы. Надо уже сейчас организовать всё так, чтобы ночь с августа на сентябрь не изменила жизнь ребенка кардинально. Мол, ну вот, дорогой, ты проснулся, теперь ты совсем взрослый, щас мы сделаем перестановку в твоей комнате, убирай подальше в шкаф игрушки, ученикам не престало спать с обезьянками и лягушками, делай уроки. И что-то еще… да… это… вымой руки. Ребенок должен войти в школьный учебный процесс очень мягко, желательно, чтобы дома в его привычной жизни ничего не изменилось. Спит с игрушками – пусть спит, гуляет на улице – обязательно, пусть делает всё к чему привык до сих пор. И ходит в школу.

КАК НУЖНО ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. И НУЖНО ЛИ...

Многие родители, особенно те, у которых первый ребенок первый раз идет в школу, считают совершенно необходимым дать ему до школы как можно больше, научить его всему тому, что, может быть, будет сложным в первом классе. Они стараются уберечь ребенка от неудач. Но порой интенсивная подготовка ребенка до школы не только не готовит его к школе, не только не ограждает от комплекса проблем, которые могут возникнуть в первом классе, но и создает новые проблемы. Сейчас в городе масса развивающих и подготовительных центров. И если ребенок не посещает хотя бы один из них, то родителям вроде как даже и неловко признаваться в этом.

А я всё вспоминаю нашего Матвея. Это был единственный ребенок в классе моего сына, который пришел в школу… не умея читать. Так случилось, что малыша воспитывала (и воспитывает) бабушка, читать его она не научила, но каждый день по многу времени она читала ему вслух. Сейчас, на выходе из начальной школы, Матвей победитель нескольких городских олимпиад (про школьные я и не говорю), обладатель звания «Ученик года», отличник, шебутной, очень подвижный и любознательный ребенок (правда, таким он был и до поступления в школу). Но что меня поражает больше всего, это прочитанное им количество книг. Он дружит с моим сыном, и мы часто бываем друг у друга дома, так вот весь Волков, Гайдар, Успенский, Остер, а также «Гарри Поттер» с «Котами-воителями» давно Мотькой освоены.

В этом месте надо сказать, что я по системе Гленна Домана научила читать сына в три с половиной года. Сейчас он читает, если я влечу в комнату с выпученными глазами и заору: «Давай хотя бы я тебе почитаю!» Уж не до хорошего. Правда, он с удовольствием слушает, как я читаю сказки своей маленькой дочке.

Где-то мне попалась такая цифра: при интенсивной подготовке к занятиям в дошкольных гимназиях больше 80% детей просто не хотят идти в школу. У них уже есть опыт неудач, опыт негативной оценки их успехов. У них, как правило, повышена тревожность и снижена мотивация. И вот эти новые проблемы гораздо серьезнее, чем неумение читать и писать. Этому школа может и должна учить ребенка тогда, когда он приходит учиться.

Сдается мне, что Пушкин с Софьей Ковалевской тоже обошлись без развивающих центров и дошкольной подготовки.
Значит ли это, что я против подготовки ребенка к школе. Нет. Дети разные, и на этот вопрос могут ответить только их родители. Сейчас практически при каждой школе действует Школа будущего первоклассника. Занятия ведет учитель, который выпускает четвертый класс и набирает первый. Раз в неделю в игровой форме эти занятия проводятся. Дети, насколько я видела, посещают такие занятия с удовольствием. Озаботится поиском школы и учителя следует как минимум за год до поступления ребенка в первый класс, потому что в январе-феврале классы уже сформированы.

КАК ВЫБРАТЬ УЧИТЕЛЯ

Вот с такой постановки вопроса и начинаются все родительские ошибки. Выбирают корову, товар на рынке, а учитель должен работать. Конечно, присмотреться, навести справки, поговорить с родителями его учеников, наверное, можно, но! не это главное.
Сейчас я пишу эти строки легко. Потому что для меня всё это в прошлом. Мой сын заканчивает начальную школу. Знали бы вы, как было трудно в первом-втором классе. Мы с родителями стояли в школьном коридоре и со слезами на глазах рассуждали, какой учитель у нас жесткий и требовательный, кричит, а детки маленькие, самые лучшие, как им, бедным, трудно…

Трудно было невероятно. Я сидела в декретном отпуске и в отличие от работающих родителей могла заниматься уроками и домашними заданиями постоянно. Уроки мы делали основательно, стараясь выполнить все требования учителя. Однако каждый день сын приносил в тетрадях двойки, которые редко перемежались тройками. В конце концов однажды я собрала его тетради, где мне были непонятно критерии оценки, и пошла к учителю. И выяснила, что мы просто не понимали ее требований, не соблюдали орфографический режим, не придавали значения устным предметам. Пролистывая тетради сына, учитель доброжелательно объяснила мне все свои требования. Дальше жить стало намного легче.

Потом дети стали жаловаться, что учитель кричит. Наблюдаю из коридора: подходит к учителю один ребенок и спрашивает что-то вроде «Сколько клеток следует отступать от контрольной работы до работы над ошибками?» Учитель отвечает. Тут второй подымает голову и спрашивает то же самое. Отвечает. Третий, ковыряя в носу, четвертый… Вы бы на каком заорали?..

Мы взрослели вместе со своими детьми. Сейчас на выходе из начальной школы мы понимаем, какое большое дело сделал для нас наш первый учитель. Сколько родители ни бегали к ней со своими нравоучениями, она не уступила ни им, ни детям. Но это она научила наших детей дисциплине и ответственности, самостоятельности и аккуратности. То, что в тетрадях сына воцарился порядок, стало означать и порядок на его столе, в его комнате. То, что он стал внимательным на уроках и научился ответственно понимать домашнее задание, стало означать, что внимательнее он стал и в обычной жизни.

Я уже говорю о том, что главное свое предназначение – дать детям знания – наш учитель выполнила на отлично! Уже предварительные результаты ЕГЭ были очень высокими. И сейчас мы с родителями рассуждаем, как нам повезло. Многим из нас неловко за то свое поведение.

ВСТАНЬТЕ НА СТОРОНУ УЧИТЕЛЯ

Забудьте об образе первого учителя, навеянного стихами и песнями. Бабушка с пучком на голове только и делает, что внимает каждому слову вашего ребенка, гладит его по головке и рассуждает о его необыкновенности. Не будет такого. Учитель должен прожить рядом с ребенком кусочек его жизни (не наставлять, не поучать, не лепить из него как из глины, а жить!). Дети учат учителя едва ли не больше, чем наоборот. Потому и след в сердце оставляют значительный. Или рубец.

Лирическое отступление. Почему-то практически все родители уверены, что уже они-то точно знают, как следует учить их ребенка. Примерно так же каждый болельщик у телевизора знает, как следует тренировать их любимую команду, и смело указывает на ошибки тренера. Представьте, к вам на работе подойдет тетенька и начнет указывать, как вам следует лечить вашего пациента, или как лучше укладывать кирпичи в фундамент дома, или как правильно составлять бухгалтерскую смету. А у нас родители учат.

ВСЕГДА ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ ЖИЗНЬЮ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ

Каждый день искренне интересуйтесь его школьными делами. Причем не только, что поел на завтрак и обед, но и что было на уроке, хвалил ли учитель (об отметках в первом классе речь не идет), а главное – как складываются отношения ребенка с одноклассниками, с кем дружит, какие трудности возникают в общении. Ребенок должен знать, что с любой проблемой, будь то никак не решающаяся задачка или сложный конфликт с учителем, он может всегда обратиться за помощью к родителям. Очень важно также, чтобы ребенок знал, что никто не имеет права оскорблять или обижать его (словесно или физически), и что он тоже не должен никого обижать. Тогда войдя в новую социальную группу (группа в садике или школьный класс), он будет легче принимать трудности и решать проблемы, зная, что за спиной у него надежная родительская защита, понимание и любовь.

Особо хочу отметить вот что: мыть парты, заклеивать окна, участвовать в дополнительных школьных мероприятиях – всё это тоже показатель того, как родитель интересуется жизнью ребенка в школе. Некоторые мамы думают: вот, мол, бегают активистки моют, поют, чтобы их детишкам оценки хорошие ставили, а мы гордые, нам ничего от этой школы не надо. Звоню одной маме с просьбой подойти в свободное время и приготовить класс после каникул к учебному процессу и слышу: «Отстаньте от меня со своей школой и со своими звонками. Не трогайте меня и не звоните!» Вот прям так и сказала.

Это всегда было и будет. Всегда будут родители, которые считают школу своим помощником, и всегда будут те, кто считают ее своим врагом. Но для себя я вынесла: мой ребенок, его трудности и проблемы, это мои трудности и проблемы, а не школы.

КАК ДОБИТЬСЯ УСИДЧИВОСТИ

Если говорить о физическом статусе ребенка, то прежде всего необходимо обратить внимание на состояние здоровья малыша. Тот, кто умеет хорошо двигаться, координирует свои движения и действия, хорошо адаптируется в новой ситуации. Все это характеристики здорового ребенка. К сожалению, таких детей немного. И большая часть первоклассников, которые приходят сегодня в школу, страдают от различных нарушений здоровья, очень быстро утомляются и не могут выдерживать интенсивные учебные нагрузки. Для того чтобы ребенок был здоров, нужно соблюдать несколько самых простых правил. И касается это не только первоклассников. Прежде всего – это рациональный режим дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать и вовремя вставать, бывать на воздухе, должна быть зарядка, какие-то физические упражнения. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов и два-три часа у телевизора, не приходится. Привить ребенку усидчивость невозможно. Если он здоров, если он хорошо себя чувствует, если у него нет эмоционального напряжения, он будет усидчивым и внимательным.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Во-первых, следует учесть, когда выполняются домашние задания. Если после шести часов вечера, в этом нет ничего удивительного, так и должно быть. Ребенок просто очень устал. Если домашнее задание выполняется днем, после обеда, то следует учесть несколько правил выполнения домашнего задания. Ребенок не может сразу, вот прям сию секунду по вашему требованию,  начинать работать. Нужно дать ему возможность включиться в работу. Заточить карандаши, разложить тетради и т. д. часто ребенок сам начинает это делать, но взрослые его торопят: перестань копаться, быстрее начинай работать…

Кроме того, выполнение уроков следует начинать с самого легкого задания, при этом родителям лучше найти, за что похвалить ребенка.
Если вы знает, что следующее задание будет сложным, объясните ход выполнения задания, но не стойте над душой, когда ребенок будет его выполнять. Вот это стояние за спиной вызывает очень сильное эмоциональное напряжение, и работоспособность может очень резко снижаться еще и из-за этого. Всегда помогайте, если ребенок просит помощь, и не лезьте с советами, если не просит.
Не заставляйте многократно переписывать письменное задание. В нашем классе особо упертые мамы категорично выдергивали листы из тетради, в середину вставляли новые, и заставляли ребенка переписывать по многу раз. Несмотря на заверения психологов, что каждое следующее будет выполнено хуже предыдущего, наши мамы утверждали: помогает. Я не заставляла переписывать, мы старались больше лепить из пластилина, глины (в том числе и письменные буквы), вырезали из бумаги, шнуровали картинки, складывали мозаику, играли бисером, складывая рисунки, -- в общем,  занимались развитием мелкой моторики.

Через каждые 15-20 минут делайте перерыв, дайте возможность ребенку расслабиться, походить, может быть, даже полежать, потом начинайте с первого пункта.

Будьте готовы к тому, что каждый ваш зов «Пойдем делать уроки» будет сопровождаться диким ревом. Первые года два. Если можете, выполняйте домашнее задание в виде игры. Придумайте вместе кодовую фразу, например, «Пойдем делать козявки» или «Давай слепим капуськи». Малыш включится в работу веселее. Проблема в том, что первоклассники способны сосредоточенно,  без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Поэтому включайте фантазию и придумывайте, как выполнить уроки без слез. Мы и заводные игрушки подключали, и кота домашнего на стол садили, и будильники заводили, ой, что мы только ни делали!!! Но рыдать перестали где-то к третьему классу.

ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

В первом классе начальной школы системы балльного (отметочного) оценивания нет. Допускается лишь словесная  объяснительная оценка. Ни учителю, ни родителю нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы маленького ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение  первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля; в день проводится только одна контрольная работа.
Домашние задания в первом классе не задаются в первом полугодии. Со второго полугодия на домашние задания отводится 1 час. 

РОЛЬ РОДИТЕЛЯ В ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Если вы выбрали своему ребенку школу с развивающим обучением, то процентов 40 школьной учебной программы ложится на домашнее обучение, а значит на вас. Одной фразы, сказанной суровым голом: «Ты сделал уроки???», недостаточно! Ребенок без вас просто не справится. Обязательно выполняйте с ребенком домашние задания, ищите дополнительные материалы, готовьте рефераты, читайте книги. И вообще, заранее узнайте всё о той программе развивающего обучения, которую вы выбрали своему ребенку. Точно будет не лишним.

Я ВАМ ПРИВЁЛ, ВОСПИТЫВАЙТЕ! ИЛИ?

Сформулируйте, и в первую очередь, для себя свое собственное отношение к школе. Воспитывать ребенка следует в уважении к школе. Не оправдывайте неудачи ребенка тем, что школа – это плохо, непрофессионально, угрюмо, серо и скучно. Это чревато прежде всего для вас самих. Дальше ребенок идет в школу в растянутой майке и в штанах с мотней на коленях. Или в топе с голым пузом и джинсах, которые держатся на честном слове. Они считают, что так они выделяются из толпы, мнят себя индиго (успокоительная теория для родителей детей-лодырей). Это ведь вы ему внушили его самость и необыкновенность, которые в школе не понимают и пытаются усреднить (делать-то школе больше нечего). В результате у ребенка пропадает чувство реальности. В школу он идет как на каторгу, с одной тетрадкой по всем предметам и пачкой сигарет. Но эти проблемы пока рано рассматривать родителям первоклассников, у них своих выше крыши.

Ведь на самом деле ваш ребенок действительно  самый-самый и необыкновенный, поэтому он должен достойно преодолеть первую и такую важную ступень своего формирования – школу. Место, где закладываются главные духовные ценности, совершаются первые открытия и откровения, где появляются и остаются на всю жизнь верные друзья.

Помните: школа начинается с семьи.

ЕСЛИ КОРОТКО ОБО ВСЁМ, ТО:

1. Постарайтесь поддерживать у ребенка положительное отношение к школе.

2. Никогда не говорите об учителе ничего негативного в присутствии ребенка.

3. Попробуйте откровенно поговорить с учителем обо всех особенностях вашего малыша.

4. Демонстрируйте первокласснику ваше одобрительное отношение к его работе. Если что-то критикуете, делайте это тактично, без грубых слов и повышенного тона, критикуйте работу, но не самого ребенка.

5. Четко соблюдайте режим дня и приучайте к нему ребенка, ведь полноценный ночной сон не менее 8–9 часов сказывается на работоспособности малышей только положительно! Шестилетним ученикам необходим дневной сон или отдых.

6. Педиатры советуют не отдавать ребенка в первом классе на дополнительные занятия: спортивные секции, музыкальные, художественные или языковые школы. Лучше сделать это через год, когда пройдет адаптация к школе. И действительно нагрузка на все функции организма ребенка в школе очень значительна, где-то мне даже попалось такое сравнение: хотите узнать, какое воздействие окажет школа на вашего ребенка, уроните на него холодильник.

7. Искренне интересуйтесь всем, что происходит с вашим малышом в школе; он должен по-прежнему доверять вам.

8. Желательно не оставлять в группе продленного дня очень подвижных или ранимых ребятишек, а также малышей с синдромом гиперактивности, поскольку такие дети очень переутомляются, подолгу находясь в большом коллективе.

9. Выполняя домашние задания, помните, что внимание первоклассников еще очень неустойчиво (в начале учебного года они могут концентрироваться на одном виде учебной деятельности не более 5 минут, а дальше деятельность должна смениться!), поэтому делайте перерывы во время приготовления уроков, разрешая ребенку встать, походить, полазать на спортивном комплексе.

10. Не забывайте чаще хвалить маленького ученика даже за самые маленькие победы!

Могу подсказать литературу, которая помогала мне готовиться к школе и преодолевать трудности:

Общаться с ребенком. Как? Ю.Б. Гиппенрейтер
Продолжаем общаться с ребенком. Так? Ю.Б. Гиппенрейтер
Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов Мананикова Е.Н.
Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания Кволс К.
Развивающая сказкотерапия. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Цветовая диагностика эмоций ребенка. Орехова О.А.
Такие неformatные дети… Психологические новеллы Белопольская Н.Л.

Просмотров: 3247

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
начальная школа

Загрузка комментариев...