Красноярский семейный портал

Павел и Антонина Юмашевы.Творить каждый день!

Однажды я искала новые идеи для собственной педагогической деятельности и совершенно случайно попала на семинар к замечательному преподавателю музыки - Антонине. Тогда она работала в Центре детского творчества № 2 на пр. Красноярский рабочий. Семинар был посвящён системе орф-педагогики, и я, человек довольно далекий от музыки, увидела там много всего, что успешно перекликалось с моими мыслями о работе с детьми, о построении занятий, в том числе с самыми маленькими ребятишками.

Работы ярмам и одного папы, выполненные под руководством Павла

Спустя несколько лет мы встретились с Антониной и её мужем Павлом у них дома. Итак, знакомьтесь: творческая семья Юмашевых. Антонина - музыкант широкого профиля, педагог, певица, окончила Красноярскую академию музыки и театра. Участница таких групп, как «Пимочки», «Калинджи», «Последний шиллинг». Выступала с солнечными бардами. Павел - художник, скульптор, кузнец, руководитель мастер-классов по живописи. Вместе они изготавливают музыкальные инструменты, выступают с концертами. Недавно в Доме искусств состоялся концерт творческого дуэта Юмашевых и презентация нового диска «Нежная, чистая», песни которого неразрывно связаны с народными традициями и творчески переосмыслены современными исполнителями.

- Почему часто так бывает, что ребёнок заканчивает музыкальную или художественную школу и заявляет: никогда больше не сяду за фортепиано, никогда не возьму в руки кисть?..

Павел: Заставляют потому что. У меня сестра окончила музыкальную школу, но сказала, что больше к инструменту не подойдёт.

Тоня: Ещё от преподавателя многое зависит. Я считаю, что мне повезло с учителем. Вообще, мне хотелось на фортепиано играть, но, видимо, места в квартире не было, куда инструмент поставить, эту идею откинули. Потом думала, что буду на флейте учиться, но не было места в группе у педагога. Поэтому решили, что будет домра. И меня мама заставляла играть, поначалу было больно, потому что струны жёсткие, возникали мозоли… Я долго занималась ни шатко, ни валко, пока вдруг не загорелась желанием участвовать в конкурсе и не поняла, что мне нужно много заниматься, чтобы достичь большего результата.

- Каким должен быть педагог, который будет нравиться ребёнку?

П.: Думаю, это должен быть человек, которому самому нравится то, что он делает.

Т.: Увлеченный сам. Мы давно выросли, но до сих пор интересно общаться с этими учителями. Они заражают своим примером, своей интересностью. У них нет пустоты в жизни.

П.: Не просто педагог, который пришёл, отвёл часы и всё, а который живёт своим делом, искусством. Педагог и Творец. Который сам к чему-то стремится. Он не только теоретик, но и обязательно практик.  Сам служит примером ученику, «провоцирует» в хорошем смысле двигаться в том же направлении, что и он. Нам с такими учителями повезло.

Т.: А ещё важно правильно мотивировать ребёнка, делать больше акцента на позитиве, направлять, вдохновлять.

- Тоня, мы с тобой познакомились через орф-педагогику. Думаю, что ещё многие люди не знакомы с этим направлением. Расскажи, пожалуйста, немного о нём.

Т.: Орф-педагогика - это музыкальная педагогика, названная в честь немецкого композитора Карла Орфа. Одно из известных его сочинений - это «Кармина Бурана». Суть этой педагогики - в обучении через действие. Через игру на музыкальных инструментах, через сочинение своих простых песенок, элементарных танцев. Это синтез музыки, движения, речи. Это собственное творчество ребёнка. И не обязательно ребенка. Это практика, допустим проживание ритмического рисунка не теоретически, глазами, а, например, через протанцовывание, прохождение ритма через тело, через игру на музыкальных инструментах, скажем на барабане, через собственное музицирование, пение. Нужно идти от самого элементарного. И инструменты могут быть простейшими, самодельными. Обязательно должны быть ударные инструменты, барабаны различные. Первостепенно - развитие чувства ритма.

- С какого возраста ребёнок может заниматься по этой системе?

Т.: Да хоть с нуля.

- В чём преимущество орф-педагогики перед традиционным музыкальным образованием?

Т.: Ну а какое традиционное?

П.: По-моему, в образовании сейчас всё довольно сложно. Вообще в системе образования. Всё в тупике. Дети могут быстрее обучиться дома, чем в школе. Везде стандарты, а как подогнать стандарт под каждого человека. Это всё равно что сшить одну рубаху и надевать на всех: на ком-то она будет висеть, кому-то будет малой, кому-то впору. Наше образование сегодня работает только для галочки. А такая система уже изжила себя.

Т.: А в творческом образовании порой абсурдная ситуация получается: ты учишься творческой, свободной профессии, но тебе постоянно ставят какие-то рамки. И вроде бы ты занимаешься музыкой, но как в офисе: приходишь, открываешь задание, делаешь всё по плану. И это отбивает желание действительно творить. Конечно, должны быть программа, и обязательные к выполнению, исполнению пьесы, произведения. Но. Где же тогда «играть, петь то, что мне нравится, то, что для души, сочинять, импровизировать, творить». А иначе вообще зачем это всё? Для чего этому учиться?

П.: А многим вещам нельзя научить. Нельзя научить композиции, её надо чувствовать.

- Но ведь есть какие-то общие правила?..

П.: Вот именно… И человек учит их и сам себя запирает в рамках этих правил.

Т.: И вот в орф-педагогике тоже. Главное - не теоретизировать, как надо, а познавать через практику. Можно дать ребёнку материал, и пусть он с ним делает, что хочет. Он наберётся опыта, который потом можно будет систематизировать. Вся орфовская педагогика - практическая. Это не методика, где тебе будут говорить, как и что делать с ребёнком. Это в целом подход: гуманное отношение к ребёнку, позитив, добро, игра, спонтанность, творчество. И педагог должен обладать особыми качествами, свойствами, чтобы нести это в мир.

- А что такое творчество?

Т.: Это порыв, это желание создать что-то своё… И это собственно само создание.

П.: Это что-то новое, чего не было. Через что изучают эпоху? Это живопись, музыка, архитектура, мода.

- Из здесь и сейчас живущих кто есть творческий человек?

П.: В Красноярске это Рыбаков, пожалуй. Хворостовский. Слонов.

Т.: Я творчество воспринимаю по-иному. Паша, как мужчина, мыслит глобальнее. Это более широкое понятие, не обязательно создание чего-то гениального. Я могу вдохновиться и испечь пирог, и это тоже будет творчество. Кто-то свяжет носки так, как никто другой не свяжет. Кто скажет, что это не творчество? Можно творить каждый день. А можно быть музыкантом-профессионалом и не быть при этом творцом. Я не сочиняю музыку, не пишу стихи, но я берусь исполнять песню, я её по-своему слышу, по-своему интерпретирую. Творчество - это то, что я делаю не так, как все, то, что я вношу нового.

П.: Мне важно, чтобы была идея. В любом творчестве…

Мы ещё долго разговаривали и ели очень даже творческий торт, который испекла Антонина. Ребята рассказывали о своих путешествиях, благодаря которым появляются силы и вдохновение. Показывали самодельные музыкальные инструменты, удивительные кованые изделия, работы участников мастер-классов Павла - работы взрослых, которые начинают рисовать практически с нуля и делают неплохие успехи. Вместе с солнцем уходил за горизонт простой день, подаривший мне встречу с двумя замечательными людьми.

P. S. По вопросам мастер-классов, занятий, выступлений, изготовлению инструментов и пр. - связаться с Павлом и Антониной можно по электронному адресу: sideleva@inbox.ru или в группе в контакте  art_yumashev (Роспись стен от Павла Юмашева), а также в теме «Мастер-классы по живописи» на сайте yarmama.ru.

Группа В контакте vk.com/id17134313

Интервью записано Марией Иониной и дополнено самими Павлом и Антониной, январь 2016.

Просмотров: 2587

Загрузка комментариев...