Название: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 11 Марта 2012, 17:46:02 Доброе время суток!
Не много пообщаясь с родиетелями, они затронули достаточно интересную тему "Дикция и сила голоса." Создаю для всех кому интересна данная тема не зависимо от возраста. ПИШИТЕ !!!!! не стеснйтесь Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 11 Марта 2012, 17:47:15 1. Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Упражнения для развития правильного речевого дыхания. 1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). 2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: o аaaaa o аaaaaooooooo o аaaaaуууууу 5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). 6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении. o Капля и камень точит. o Правой рукой строят – левой ломают. o Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. o На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. o Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. o На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. o Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о) 7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Репка. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку! Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: ooxi от 11 Марта 2012, 23:06:56 Ирина, спасибо за упражнения!
Я аж 29 Егорок насчитала. А вот и про японцев скороговорка: Жили-были три японца: Як, Як Цидрок и Як Цидрок Цидроне. Жили-были три японки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпопоне. Вот они переженились: Як на Цыпе, Як Цидрок на Цыпе Дрыпе, Як Цидрок Цидроне на Цыпе Дрыпе Лимпопоне. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах, у Як Цидрока с Цыпой Дрыпой – Шах Шарах, у Як Цидрока Цидроне с Цыпой Дрыпой Лимпопоне – Шах Шарах Шароне. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 02:52:50 А я насчитала 42 Егорки :) Наверное, потому что шёпотом произносила.
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 12 Марта 2012, 09:24:11 Нет уважаемы дамы и господа! Во всю силу голоса и четко каждое слово НЕ ФИЛОНИТЬ !!!!! а заниматься вместе с детьми .
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 11:50:01 Цитировать Нет уважаемы дамы и господа! Во всю силу голоса и четко каждое слово НЕ ФИЛОНИТЬ !!!!! а заниматься вместе с детьми . Есть, товарищ логопед! Позанимаемся ^-^Вчера все мои уже спали (а у меня третья смена рабочего дня была :-D), поэтому я шёпотом... Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 12 Марта 2012, 12:20:56 ::)
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 13 Марта 2012, 11:17:42 Так следйющая порция заданий. . . . ::)
Голосовые упражнения№ 1. "Стон" Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете. Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания: • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы] • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]... Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам. А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными: [ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм] № 2. "Гудок" • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка". • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо... • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа... • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ... • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи... • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы... Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка). • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы. Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах". • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм] • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм] Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 13 Марта 2012, 11:18:29 если что не понятно пишите буду объяснять более подробно . И не забываетй занятия с детьми. . . . .
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 17 Марта 2012, 11:06:21 .
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца. 2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: o ааааааааааааа o яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); o ооооооооооооо o ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); o иииииииииииии (рот слегка открыт). 3. Произнесите гласные звуки с голосом: o аaaaaaaaaaaaa o яяяяяяяяяяяяяя o ооооооооооооо o ёёёёёёёёёёёёё o иииииииииииии 4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: o аааааэээээ o аааааеееее o аааааиииии o иииииааааа o ооооояяяяя o аааааииииииооооо o иииииээээээааааа o аааааиииииэээээоооооо и т.д. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. o Мал, да удал. o Два сапога - пара. o Нашла коса на камень. o Знай край, да не падай. o Каков рыбак, такова и рыбка. o Под лежачий камень вода не течет. o У ужа ужата, у ежа ежата. 6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я". Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора... А. Пушкин В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: Егорова Наталья от 18 Марта 2012, 04:15:30 хочу сказать спасибо за этот раздел. и информация, и советы, и обсуждения очень полезны и актуальны.
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 19 Марта 2012, 09:17:04 ::) Мя , спасибо большое ! ::)
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 23 Марта 2012, 10:02:58 Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения. 1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов. 2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте. 3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте). 4. Вытяните губы вперед в форме трубочки. 5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке. 6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы. 7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом). o ииииии (губы растянуты в улыбке); o оооооо (губы овалом); o уууууу (губы трубочкой). 8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом): o сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке); o шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом). 9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе: o ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки); o ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки); o оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка); o ааааииииууууыыыы и т.д. o ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед); o ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед). 10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка). 11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах: ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта. При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом. 12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз. Например: o Друг за друга стой и выиграешь бой. o От умного научишься, от глупого разучишься. o Капуста любит воду и хорошую погоду. o У осы не усы, не усищи, а усики. o Волки рыщут, пищу ищут. o У ёлки иголки колки. 13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов. Колокольчики. Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 17 Апреля 2012, 09:14:57 Упражнения для развития мышц языка.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения. 1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз. 2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево. 3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты). 4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот. Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 17 Апреля 2012, 09:15:21 Да что то стало скучно и грустно . . . .
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 17 Апреля 2012, 09:15:52 Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
Прочтите слоги. • па, по, пу, пы, пэ • пя, пё, пю, пи, пе • та, то, ту, ты, тэ • тя, тё, тю, ти, те • са, со, су, сы, сэ • ся, сё, сю, си, се • жа, жо, жу, жи, же • ап, оп, уп, ып, эп • ат, от, ут, ыт, эт • ас, ос, ус, ыс, эс • аш, ош, уш, ыш, эш Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков. Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 28 Апреля 2012, 12:45:17 ЛЮДИИИИИИИИ вы хоть читаете это иногда ???? ::) не говроря уж делаете :'( :'( :'( :'( :'(
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 28 Апреля 2012, 12:48:21 и все так я продолжу пополнять данный раздел
Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: logos — paideia от 28 Апреля 2012, 12:48:47 Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция. Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи. Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась. Прочтите скороговорки. • Прохор и Пахом ехали верхом. • Галка села на палку, палка ударила галку. • От топота копыт пыль по полю летит. • У быка бела губа была тупа. • Водовоз вез воду из водопровода. • У Фени фуфайка, у Фаи туфли. • На семеро саней по семеро в сани уселись сами. • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь. • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. • Зажужжала пчела, дожужжалась паука. • Чешуя у щучки, щетина у чушки. • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать. • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора. • Корабли лавировали, да не вылавировали. • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Важно помнить, что: 1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения. 2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения. 3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух. Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: Наталья Тимофеева от 28 Апреля 2012, 15:20:22 Ирина, читаем ^-^ :-lop
С детьми иногда скороговорки скороговорим. ^-^ Название: Re: Работаем над дикцией. Отправлено: Ana от 28 Апреля 2012, 19:05:09 l?gos — paide?a, читаем!!! Большая благодарность от нас за материалы. Очень удобно, что всё в одной теме, не надо шариться по всему Интернету
|