ЯрФорум

Растём вместе! => Советы логопеда => Тема начата: logos — paideia от 28 Февраля 2012, 16:46:31



Название: Развития речи у детей в раннем возрасте. Как разиличить патологию?
Отправлено: logos — paideia от 28 Февраля 2012, 16:46:31
Во сколько лет ребёнок должен начать говорить?
Точного ответа на этот вопрос не знает никто, включая даже самых учёных специалистов. Всё потому, что развитие речи у ребёнка – очень индивидуальный процесс, сценарий которого практически невозможно предугадать. Кто-то уже вовсю лопочет в 1,5 года, а кто-то только к 3-ём годам набирает минимальный словарный запас.
Такое отсутствие определённости становится причиной для беспокойств среди родителей, особенно если их ребёнок учится говорить не с той скоростью, какой от него ожидают.

 Итак, давайте же разберёмся, от чего зависит скорость развития речи ребёнка, и как различить патологию, если она существует.

Практически с самого момента рождения ребенок уже может поддерживать некое эмоциональное и голосовое общению с мамой или же с другими людьми, которые находятся рядом с новорожденным. Также научно доказано, что ребенок уже с момента рождения способен имитировать, воспроизводить и копировать определенные звуки, различать мимику человека, которые находятся рядом с ним. И именно эта способность подражать и имитировать является основополагающим фактором для дальнейшего развития практически всех функций у будущего человека.

Развитие речи у ребенка. Средние нормы развития речи

При постоянном взрослении ребенка, меняются и его моторные и психические навыки, меняется его поведение и восприятие окружающего мира, у ребенка начинает проявляться функция обратной связи. И здесь развитие речи становится одной из важнейших человеческих форм общения между людьми. С каждым месяцем процесс овладения речью подстегивает ребенка к дальнейшему общему развитию. Ведь с помощью каких-то запросов, звуков и слов ребенок начинает говорить о своих желаниях, ему хочется получить поддержку, обратную связь и вообще одобрение родителей. Через первую речь ребенок передает свои страхи, тревоги, боли и пожелания. И в данной ситуации родителям нужно точно знать, как в целом оценивается развитие речи ребенка, поскольку при выяснении определенных отклонений в речевом развитии малыша, родители смогут принять определенные меры по устранению этой проблемы.

В целом, развитие речевых способностей  ребенка подразделяют на два одинаково важных компонента:
1) ребенок должен уметь понимать речь окружающих его людей  
2) ребенок должен уметь производить собственную вокальную, а позже и речевую продукцию.



Теперь несколько слов о самих нормах.

В соответствии с ними, вкратце,
в 8-12 месяцев ребёнок может говорить на “нянькином языке”, то есть употреблять двухсложные слова с одинаковыми звуками (например, би-би, пи-пи, ку-ку).
От 1, 6 до 2,2 лет малыш учится употреблять предложения из двух слов, хотя речь может быть не чёткой, понятной только ему и родителям.
К трём годам у ребёнка может находиться в запасе от 800 до 1500 слов, которые он уже может употреблять в соответствии с грамматическими нормами.
Конечно, так должно быть в идеале, но на деле развитие речи у отдельно взятого ребёнка зависит от стольких факторов, что это не всегда вписывается в нормы.
Нормы и особенности развития речи детей от 1 до 3 лет.
В первые месяцы жизни ребенок уже внимательно рассматривает лицо наклонившегося над ним человека; при болях, голоде, недомоганиях, желании спать кричит – все виды криков мать ребенка четко различает и на основе этого правильно действует. После нескольких месяцев жизни ребенок понимает ласковое обращение к нему и уже может улыбаться, также он производит некоторые гортанные звуки. Уже после трех-четырех месяцев к ребенку можно обращаться, на что он улыбается, оживляется, начинает махать руками и ногами. Также ближе к пяти месяцам ребенок уже смеется, если с ним играют, если чем-то не доволен или обижен – он уже плачет. У ребенка начинают получаться звуки, напоминающие сочетания гласных “а”, “э”, “ы” и согласных “г” и “х”. У ребенка уже получается произносить что-то вроде “гы”, “эга” и т.д.
После пяти месяцев у ребенка получается петь или тянуть некоторые звуки, при том ребенок может менять высоту и громкость этих звуков, также меняется протяженность этих звуков. К этому возрасту ребенок, если услышит какой-то звук или голос, уже может повернуть ту голову и пристально смотреть в сторону. Вплоть до двенадцати месяцев ребенок начинает произносить одни и те же звуки по несколько раз, начинает играть в разные игры с родителями, также возможно проявление игривой стеснительности с незнакомыми людьми. Малыш начинает подражать звукам вокруг себя, насколько это у него получается, уже может откликаться на свое имя. Большинство детей к 12-ти месячному возрасту уже могут прощаться, махая ручкой, понимают некоторые вопросы родителей, могут качать головой в знак согласия или опровержения. В определенных случаях детишки уже могут говорить “папа”, “мама” и другие короткие слова, хотя в большинстве случаев продолжают просто бессмысленно болтать.
Ко второму году жизни у ребенка уже начинают формироваться определенные речевые навыки и развитие речи начинает набирать обороты.  Если ребенок до полутора лет может использовать до 30 слов, то к двум годам жизни у него уже должно накопиться под 300-400 слов. Такие вопросы как: “кто?”, “что?”, “где?” начинают чаще встречаться в речи ребенка наряду с формированием небольших предложений из двух-трех слов. И у девочек и у мальчиков в этот период активно начинает формироваться фразовая речь, когда ребенок выбирает несколько слов из своего лексикона и старается их использовать одновременно: “папа где?”, “мама пить”, “хочу сесть”. Ребенок начинает пробовать разные варианты употребления слов, в то время как родители постоянно его поправляют или повторяют правильные варианты предложений. Чуть позже к ребенку добавятся разные простые прилагательные типа “маленький”, “простой”, “большой”, “хороший”. Обычно в этот период развития ребенок день за днем копит разные слова в своем запасе, не так часто употребляя их в речи, однако в определенный момент у него выстреливает фразовая речь и ребенок начинает общаться с окружающими набором из 2-3-4 слов.
Родителям стоит помнить, что начиная с этого периода времени у ребенка начинают проявляться познавательные навыки и ребенок начинает задавать очень много разных вопросов, на которые ему действительно хочется знать ответы. Родители здесь выполняют функцию осведомителей и учителей ребенка и им ни в коем случае нельзя отбивать у ребенка желание всё узнавать своими строгими ответами, криками или “уставаниями”. Пусть вопросы вашего 2-3-4 летнего ребенка кажутся вам глупыми, простыми и отвлекающими, но вы должны поддерживать своего ребенка более менее внятными ответами или объяснениями по поводу его вопросов. Если родители будут отбиваться от ребенка краткими или несерьезными ответами, у ребенка может сойти на нет всё познавательное развитие. Таким образом родители могут существенно притормозить общее развитие своего малыша лишь по причине своей занятости, отсутствия терпения или банального нежелания помогать ребенку.
Ближе к третьему году жизни у ребенка происходит качественный скачок в умственном развитии и в развитии его речевых навыков. Дети могут набирать после несколько десятков слов в день, к концу трех лет у ребенка может быть словарный запас под несколько тысяч слов. Ребенок в этом возрасте начинает набирать слова на лету, при помощи родителей, друзей, детского садика, родственников, телевизоров, компьютеров, рекламы и т.д. На этом этапе родители просто обязаны развивать словарный запас ребенка всеми возможными способами. Также стоит помнить, что прежде всего сами родители являются для ребенка самым богатым источником речи -  чем богаче, интереснее, насыщеннее речь родителей, тем полнее речь ребенка в будущем. После трех лет дети уже могут контролировать свой голос, управлять громкостью, тембром, интонацией, значением слов.

Развитие речи у детей – Общие рекомендации для родителей

То, с какой скоростью учится говорить ваш ребёнок, во многом обуславливается и вашим поведением. В общении с ребёнком нужно соблюдать очень чёткий баланс между мотивацией к диалогу и гиперопекой. С одной стороны, ребёнку недостаточно просто слышать, как общаются взрослые; он должен сам принимать участие в беседе. Родители должны задавать малышу вопросы, рассказывать сказки, особенно важно постоянно называть предметы вокруг – из этого и складывается словарный запас. Если не заниматься развитием речи дома, а доверить это лишь воспитателям или логопедам, толку будет мало: дети познают мир и учатся круглые сутки, а мама и папа должны быть первыми помощниками в этом нелёгком деле.
С другой стороны, у ребёнка должна быть мотивация, стимул начать говорить. Дети в первую очередь учатся звать маму или кого-то из семьи, а также просить что-либо. В таких ситуациях нужно стимулировать малыша сказать что-то словами, а не давать ему тут же то, чего он хочет. Если ребёнок осознает, что вы отлично понимаете его и без слов, он скорее придумает, как объяснить вам что-то на пальцах, чем попытается это сказать. Вот почему, прежде чем волноваться, оцените свою роль в развитии речи вашего ребёнка: всё ли вы делаете, чтобы помочь ему?

Проблемы нарушения развития речи у детей

Если ваш ребёнок не спешит с развитием речи, не стоит сразу впадать в панику, хотя и не стоит пускать этот процесс на самотёк. Вам стоит знать, что проблемы с нарушением речи у детей могут быть следствием задержки развития речи, а могут быть и следствием нарушения развития речи и это две совершенно разные проблемы.
Если у ребенка обнаружены задержки развития речи, ему смогут помочь специалисты определенного уровня, в том числе психологи, невропатологи, терапевты. Такие специалисты склонны видеть причину задержки развития речи в наличии ММД (минимальная мозговая дисфункция), так как у половины детей можно обнаружить клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Обычно тяжело протекающие болезни, особенно в первые  годы жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, а также понижение слуха различной степени могут стать причиной отставания в речевом развитии ребенка. Также воздействие неблагоприятных биологических или социальных факторов наиболее существенно отражается на тех областях головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются у ребенка. Задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи родители имеют какие-либо психические расстройства, могут часто ссориться или злоупотреблять спиртными напитками.
К нарушениям развития речи относят определенные виды отклонений именно в речевом аппарате ребенка. Среди них можно выделить дислалию, ринолалию, дизартрию, брадилалию, тахилалию, заикание, алалию и другие речевые проблемы, которые проявляются в виде слишком медленной или быстрой речи, нарушениях в произношении звуков.
Родителям стоит уделить внимание своему ребенку в тех случаях, когда у ребенка начинают проявляться какие-то особенности, не подходящие под рамки здорового ребенка или отличающиеся от других человеческих свойств и функций.
Если у вашего ребенка есть какие-либо отклонения в речи, он произносит какие-то буквы или звуки неправильно или странно, то обратите внимание:
- всё ли в порядке у ребёнка со слухом;
- нет ли у ребёнка неврологических заболеваний;
- соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту;
- пытается ли ребёнок решать какие-либо задачи с помощью речи (позвать кого-то или что-то попросить);
- зависит ли активность речи ребёнка от обстановки.
Если в каких-то из этих пунктов у вас есть сомнения, обратитесь к логопеду: на сегодняшний день уже существует практика диагностики патологической задержки развития речи у детей до 3-ёх лет, а также способов лечения. Помните, что проблемы с речью могут быть как незначительной задержкой в развитии ребёнка, так и серьёзным симптомом таких заболеваний, как аутизм, глухота, алалия. Вот почему, при наличии серьёзных опасений, лучше перестраховаться, проконсультировавшись у высококвалифицированных врачей. И не забывайте, что при любых обстоятельствах нельзя давать малышу понять, что с ним что-то не так: дарите ему любовь и заботу, верьте в его силы – и вскоре вы только и будете слышать милую слуху детскую речь каждый день и в больших количествах!


Название: Re: Онтогенез развития речи у детей
Отправлено: Наталья Тимофеева от 29 Февраля 2012, 09:36:51
Ирина, интересная информация!  :-ok
Может, название темы чуть поменять? Онтогенез - слово слишком умное ::)
Например, "Особенности развития речи у детей. Как различить патологию". Так более понятно, о чём речь :)


Название: Re: Онтогенез развития речи у детей
Отправлено: logos — paideia от 29 Февраля 2012, 11:21:51
Хорошо девочки. Простите  меня  пожалуйста  в  предпоследний  раз .


Название: Re: Развития речи у детей в раннем возрасте. Как разиличить патологию?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 01 Марта 2012, 11:48:56
Да это всё дело поправимое  :-D
С научного стиля на разговорный не так легко переключиться  :)


Название: Re: Развития речи у детей в раннем возрасте. Как разиличить патологию?
Отправлено: Марима от 11 Ноября 2012, 02:12:48
Кто слышал о Максимовой Елене Владимирвне и о её методиках. Она в начале года в красноярск приезжала, может кто то был,расскажите.