ЯрФорум

Растём вместе! => Советы логопеда => Тема начата: Фауст от 08 Марта 2012, 17:09:36



Название: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 08 Марта 2012, 17:09:36
У меня такой вопрос.
Как вы относитесь к современному подходу в изучении русского языка, а имено к первоначальному обязательному фонетическому подходу?
Имею ввиду фонетический разбор.
Разве правильно учить детей разбирать слова: собака, конфета, ёжик.
Сегодня провели тест, поспрашивали своих детей, и других, везде в словае собака , слышется имено "о" , а не "а". Так зачем учить фонетике, а потом переучивать.
Есть случаи, что после такого подхода, больше детей стали писать имено "йожик".


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 08 Марта 2012, 17:20:11
Считаю фонетический разбор нужным. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.
Ну, это моё скромное филологическое мнение :) А если дети стали писать согласно произношению - возможно, это вследствии не совсем верно приподнесённых знаний.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 08 Марта 2012, 17:31:54
Считаю фонетический разбор нужным. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.
Ну, это моё скромное филологическое мнение :) А если дети стали писать согласно произношению - возможно, это вследствии не совсем верно приподнесённых знаний.
Вопрос даже не в том нужен или нет, вопрос имено в преподнесение  материала. современной образовательной реформе. А так же неприятие ряда методик.
В связи с этим второй сразу вопрос, отношение к таким методикам как Зайцева, или Даниловой?


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Kis@ от 08 Марта 2012, 19:28:15
У меня ребенок тоже это проходит в школе, и часто именно за это задание получает тройки. Трудно ей понять, что "я" - это "й-а". Когда смотришь на правильно написанное слово, проанализировать как оно слышится и какие звуки при этом ты произносишь....


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Тия от 08 Марта 2012, 21:18:17
Цитировать
У меня ребенок тоже это проходит в школе, и часто именно за это задание получает тройки. Трудно ей понять, что "я" - это "й-а". Когда смотришь на правильно написанное слово, проанализировать как оно слышится и какие звуки при этом ты произносишь....
вот и спрашивается, а зачем все это? это кроме филологов никому не нужно... а детям с математическим складом ума, это вообще мозг взрывает... в моем понимании такой разбор равен тригонометрии, только тригонометрию изучают в старших классах, а вот фонетический разбор требут с первого по 4-й... а кто-нибудь пользуется фонетическим разбором в повседневной жизни? нафига он нужен-то?
А то что слова пишутся не так как слышатся - это и без разбора понятно....
А вообще у нас из-за этого фонетического разбора была куча ошибок при письме... благо сейчас просто вызубрили что и как, и перестали в письме ошибаться, но то что он создает кучу специфических проблем - это факт...

кстати, я просто высказала свое мнение, отвечать мне не обязательно... на всякий случай Наташ, ты наверняка захочешь ответить - это все равно, что домохозяйку заставлять, в первые 4 года после замужества, изучать молекулярную кухню, и позорить на весь белый свет за то, что она ей не дается...


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: ooxi от 08 Марта 2012, 21:43:47
я тоже не понимаю, надо ли это, зачем нужна куча всяких надуманных классификаций. Да и вообще предмет "русский язык" скорее смахивает на математику. Мне в школе и универе сколько ни вдалбливали все эти классификации - не усвоилось. Видно, сын в меня  :-D - тоже с русским проблемы.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 09 Марта 2012, 08:29:34
Всем доброе время суток!!!!!


В начале прежде чем ответить хотелось бы призвать  ВСЕХ  форумчан не использовать на форме слова «паразиты» (нафига). Я не кого не хочу обидеть, но глядя на нас,  на нашу речь мы слышим речь наших детей. И я призываю ВСЕХ, дайте говорить правильно. У нас очень красивый и богатый русский язык.

Теперь  об фонетическом разборе отвечу вначале, как мать, не специалист, а вот именно мать, с точки зрения обывательской сказала бы.
Когда мой сын  пошел в школу, я тоже ходила и говорила «Зачем учить ребенка слышать  в слове «сАбака» «А» а не «О», как потом его переучивать.  Не скрою в то время я так и не могла понять ЗАЧЕМ ?
 Прошел первый класс (он учился по развивающей программе Занкова) и грамотность стала, я бы сказала, на достаточно высоком уровне. Стояла оценка «Хорошо». Не скрою, хотелось лучшего. Пошли на прием к логопеду. Посмотрев его тетради специалист сказал «Во первых по Занкову  получить настающую 5 практически не возможно. Следовательно, во вторых не мучай ребенка». Да весь первый класс мы вместе с ним сидели и разбирали, какие звуки слышаться. Да фонематический разбор слова.
И благодаря этому он научился ВИДЕТЬ, НАХОДИТЬ и самое главное ИСПРАВЛЯТЬ   свои ошибки на письме. Он научился применять правила написания.
И до сих пор (ему скоро уже 20 лет) он пишет практически без ошибок. Кто из нас из взрослых может сказать, что пишет   смс по телефону без ошибок и со знаками препинания.    Это редкость.

Я соглашусь с Натальей уже не просто как мать, а как специалист, что фонематический разбор просто не обходим. Вот именно он и позволят понять что, не все слова пишутся, как произносятся.  Идет не переучивание ребенка, что пишется,  идет обучение применение правила и умение видеть и применять на практике то или иное правило написания. Да это сложная и кропотливая работа каждый день. Вот именно, не все слова пишутся, как произносятся. И дети не видят правило, которое нужно применить.

Поймите есть БУКВА  и  ЗВУК  (фонема) – это две разные вещи. Почему сейчас говорят, что существуют в русском языке логопедические и не логопедические ошибки. И к большому сожалении не все учителя русского языка в старших классах  могут разграничить это. И не должен учитель снижать оценку за логопедическую ошибку. Поэтому и «три»  Ребенок не видит правило,  он зубрит, а не понимает.

Вы сами говорите не все слова пишутся, как произносятся. И многое да зависит от методики преподавания в начальной школе.  От этого и запущенность вплоть, до  дисграфии (специфическое нарушение процессов письма).

Нарушение произношения звуков, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у учащихся фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Нужен индивидуальный подход в обучению, Да есть дети математики и им тяжело дается русский язык.  Не надо вдалбливать. Надо научить СЛЫШАТЬ  и распознавать где  БУКВА, а где ЗВУК.




          Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.
          Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.
           Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.

        Звуковой разбор служит отправной точкой для выводов о правилах русского литературного произношения, он является целостной системой, отражающей особенности «поведения» звуков в различных фонетических условиях


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: taikea от 09 Марта 2012, 13:31:24
Тогда еще можно и писать призвать правильно, вот в вашем сообщении много запятых пропущено. Но суть же не в этом?
А по существу, я вот, как филолог, склоняюсь к тому, что написание многих слов сложилось исторически. А фонетику за уши притянули. Это трудно и школьникам не так уж и нужно. Взрослому, который в институте учится, трудно дается этот разбор, что уж про школьника говорить. А вот, пользуясь словарем Фасмера, рассказать, почему слово пишется именно так, по-моему, проще и интересней. Да еще и знания обогатит.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Тия от 09 Марта 2012, 15:52:49
Может тогда и математику, с геометрией, будем учить так же углубленно, как и русский? Я не опираюсь на какую либо программу, я пытаюсь понять, зачем ребенку, с ярко математическими способностями, лезть в дебри языка? Почему ему не занятся математикой  и логикой, в той же пропорции, что у нас дают русский язык? Почему в начальной школе мы поверхностно касаемся логики, чуток затрагиваем арифметику, а вот язык выворачиваем наизнанку и заставляем всех знать все тонкости? Я уже молчу о том, что и физику можно рассказать доступно и интересно уже в начальной школе - и все эти знания будут более чем востребованны... (более востребованны ,чем знание какой звук глухой, а какой звонкий... К тому же же эти знания без постоянно подпитки просто забываются - потому, что  НЕ ВОСТРЕБОВАННЫ!!! Нигде, кроме как 2 раза в году в школе, у нас их не требуют, нигде они больше не нужны)
 Ну а правила русского языка, прекрасно объясняются при помощи логики, не залезая в дебри фонетического разбора.

Я скажу одно, у меня сын обожает математику, но мы не можем себе позволить ею заниматся более 2-3 месяцев в году, т.к. все остальное - занимает русский!!! С бесконечными разнообразными разборами, и требованиями узнавать орфограммы!

Как часто вы пишите письма? Как часто вы пишите на форуме? Как часто вас просят разобрать весь написанный вами текст на звуки и определить какие это звуки? Для чего это надо?
Может это надо только определенным людям, которым это понятно и интересно? Например филологам. ;) а вот стоителю или повару совершенно все равно, где какой звук стоит...


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 09 Марта 2012, 17:04:09
А какое правило написание применяется?
Ну научим мы ребенка слышать: йаблоко, йожик, самольот. Где тут, простите ликвидация безграмотности, ребенок что, начнет писать правильно от фонетического разбора???
Может быть слышать и произносить будет верно, но писать то отчего. Практика как раз обратное и показала.

А как система эта работает в отношении диалектики??? Может правила и вправду москвичи придумывали, чтобы СА-АБАКА говорили все? )))))

Вы уж, потрудитесь обяснить на этом примере, как имено фонетический разбор слова собака, поможет писать правильно данное слово!

И вот что получается, жили мы спокойно. Логопеды лечили так сказать "фефекты фикции" . Имено то что надо. А теперь по набралось столько диагнозов, что каждому третьему логопед может поставить отклонения , а на ряду с психологом, и того причесть и родителей к отклонениям.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 09 Марта 2012, 23:31:52
Ирина, спасибо за ответ :)
Своё мнение я никому не навязываю. Если оно не совпадает с вашим - чего кипятиться-то?

Цитировать
Ну научим мы ребенка слышать: йаблоко, йожик, самольот. Где тут, простите ликвидация безграмотности, ребенок что, начнет писать правильно от фонетического разбора???
Может быть слышать и произносить будет верно, но писать то отчего.
Научить фонетическому разбору - значит научить распознавать звуковой состав слова. Если ребёнок внимателен к звукам, то, скорее всего, будет внимателен и к буквам. Есть слуховая память, а есть зрительная. Или можно говорить о каналах восприятия. "Соединение" этих видов памяти (каналов восприятия) - залог успешного освоения письменой речи. А освоение речи (особенно письменной) - это на самом деле сложный процесс. И то, что возникают те или иные трудности, особенно на первых этапах - это неудивительно.

Цитировать
Взрослому, который в институте учится, трудно дается этот разбор, что уж про школьника говорить. А вот, пользуясь словарем Фасмера, рассказать, почему слово пишется именно так, по-моему, проще и интересней. Да еще и знания обогатит.
Хи-хи, Фасмер в первом классе. Туда студенты заглядывать боятся  ;D

Цитировать
А по существу, я вот, как филолог, склоняюсь к тому, что написание многих слов сложилось исторически. А фонетику за уши притянули. Это трудно и школьникам не так уж и нужно.
"Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения" (дальше - http://www.textologia.ru/russkiy/fonetika-fonologia/fonetika/predmet-fonetiki/133/?q=463&n=133). Фонетика первична по отношению к написанию. Сначала ребёнок учится распознавать звуки в речи (этот процесс начинается с момента рождения). А "перевод" из устной речи в письменную - это для первоклассника настоящая переводческая деятельность. Представьте, насколько трудно переводчику-практиканту с разными языками на первых порах (даже после нескольких лет обучения в вузе) - настолько трудно и ребёнку-первокласснику с родным языком. Поэтому первое правило - не ругайте ребёнка за ошибки!!! Тут спокойно надо, хотя иной раз это нелегко (по себе знаю  :)).

И в конце концов, Пушкин писал:
Как уст румяных без улыбки -
Без грамматической ошибки
Я речи русской не люблю.

Не все обладают природной грамотностью. Знаю талантливейших людей, которые пишут - ошибка на ошибке. А люди очень одарённые. Просто мысли несутся вскачь и "думалка" не успевает обмозговать каждое слово. И бывает, что с тройками по русскому надо просто смириться и не тиранить ребёнка бесконечными разборами. Вот у нас со Светланой обратная проблема - к математике нет тяги, идёт она у нас ну с таким скрипом...

Женя (Тия), могу предложить свою помощь. Не уверена, что стопроцентно помогу, но, как говорится, попытка не пытка.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: IrinaOle от 11 Марта 2012, 16:21:53
Мне кажется, что в первую очередь нужно попытаться сформировать творческое мышление своего ребёнка и тогда он обязательно придумает, как ему с нименьшими потерями обойти фонетический разбор, извлечение корней, взятие интегралов и тому подобные лично ему неинтересные вещи, чтобы заняться, наконец (после "отбывания срока" в школе и институте) тем, что ему действительно интересно.
Мне самой фонетика очень нравится. Это, если хотите, те же самые головоломки и ребусы. Очень интересно :)! Не встречала ещё такого ученика, который бы написал "йожык" вместо "ёжик".


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 11 Марта 2012, 17:42:59
Всем доброе время суток!!!!

Хочу  не много, продолжить так сказать диспут «Фонетический разбор. Зачем?» 
Спасибо ВСЕМ  кто активно включился  в обсуждение данного вопроса.  Хочу продолжить свой ответ.
Ну во-первых уважаемая   taikea, да не спорю много пропущенных запятых и так же ошибок. Но хочу повториться, что есть ЗВУК и есть БУКВА. И, на мой взгляд, фонетический разбор и служит, чтоб это распознавать это при письме. Вы представьте себе, что при написании каждого слова мы заглядываем в словарь.  Наталья права студенты бояться, а вы предлагаете ввести в  начальной школе. Кстати в данном  словаре я не смогла найти слова «фильтикосовый».   А сколько можно здесь сделать ошибок . . . .  А писать надо. Да не спорю, есть слова исключения и проще  заглянуть в словарик и проверить себя.
Уважаемые родители! Все завит от методики преподавания. Как педагог донесет до ученика данный  вопрос. Не спорю, есть люди, которым русский тяжело дается, но что делать. Это наш язык и его нужно учить. Мы учим английский, немецкий, китайский, работаем над правильным произношением, правописанием, а свой родной мы забываем.
Да, уважаемый господин Фауст, правильно слышать и значит правильно писать. Называется это фонематический слух.  Вы правы, если у человека его нет, он будет и правильно произносить звуку и речь у него будет прекрасная и дикция. Но писать правильно вряд ли.  Правильная речь и фонематический слух они мало взаимосвязаны. Вы знаете, господи Фауст, логопедия наука, которая лечит не только  «фефекты фикции»  Она занимается дикцией, голосом и правильно построенные занятия у логопеда помогу развить внимание и память. Так что «фефекты» - это только вершина айсберга.
Наталья права каждый остается при своем мнении свой ответ я хочу закончить словами выдающегося русского писателя

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты ОДИН мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы ТАКОЙ язык не был дан великому народу!»



Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: taikea от 11 Марта 2012, 21:39:39
Ткните носом, где я написала, что надо ввести в начальную школу словарь Фасмера?
Я  думаю, что родители на досуге сами могут почитать и объяснить ребенку происхождение слов а понятными словами. Они же ребенка  своего лучше знают и подберут слова. А то, что словарь Фасмера трудный, ну у каждого свое мнение. Когда один том попался мне в руки в институте, я пищала от восторга. Он мне так понравился, словами не передать. И потом, сейчас  есть издания, основанные на этом словаре, но адаптированные для школьников. Мой сын таким пользуется.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 02:47:26
Простите за буквоедство, в вопросах русского языка я зануда  ::)
Вот пример словарной статьи из Фасмера, простое слово - няня.

Слово: няґня

Ближайшая этимология: I, няґнька, укр. няґнька, няґня, болг. неґня "сестра матери" (Младенов 351), неґни "обращение младшего к старшему", неґнчо -- то же, сербохорв. наґна, неґна "мать", слвц. n№аn№о, n№an№a "тетка", кашуб. nаnа, nenia, nena "мать", польск. nanґka, nianґka "няня".

Дальнейшая этимология: Слова детской речи неопределенного возраста, как и греч. nљnna, nЈnnh "тетка", nљnnoj, nЈnnoj "дядя", др.-инд. nanѓґ "мамочка", алб. nаnеЁ "мать, кормилица", лат. nonnus "монах", nonna "монахиня", кимр. nain "бабушка", а также лат. ninnium, греч. ninn…on "кукла, зрачок"; см. Уленбек, Aind. Wb. 142; Вальде--Гофм. 2, 142, 170; Гофман, Gr. Wb. 214; Кречмер, Einl. 341 и сл.; Шрадер--Неринг 2, 86; Маценауэр 62. Не исключена возможность ассимиляции няґня из *неня; см. Соболевский, РФВ 64, 118; RS 4, 270; Корш, AfslPh 9, 658. Ср. в фонетическом отношении дяґдя из *дkдя. Отсутствие этого слова в словен., а также его широкое распространение в слав. языках делают совершенно невероятной мысль о происхождении из ит. nґanґa (из редупликации *аnґа от лат. amita, венец., истр. аmiа), вопреки Штрекелю (41 и сл.); см. Брюкнер, РF 6, 634 и сл.


Родителям, возможно, поможет. От бессонницы  ;D А может, полистав словарь Фасмера, кто-то фонетический разбор сочтёт за счастье :) О словаре Фасмера, адаптированном для школьников, не слышала, в интернете не нашла - за ссылку буду благодарна (серьёзно).

Зато (!!!) нашла этимологический словарь Льва Успенского "Почему не иначе?" (http://www.pochemyneinache.com/) :-ok, он именно для детей писал, так интересно. Не удержусь и тоже пример оттуда приведу.

АТОМ

  Это слово полезно сравнить с другим: "анатом". Корень у них общий, тот же,
что у греческого глагола "тэмно" - "я нарезаю"; а вот приставки разные: "а"
- это префикс отрицания, равный нашему "не-";  "ана-" соответствует русскому
"раз-". Поэтому "а-том" значит "не-резомое", то есть "неделимая частица",
тогда как "анатом" - это тот, кто занимается "рассечением", "резанием" трупов
для их изучения.
   Физики давно уже установили, что атом делим: он состоит из целого ряда
мелких частиц. Но язык наш обладает удивительной способностью выражать даже
самые новые понятия при помощи очень древних, века и века назад созданных слов.
Никого не смущает, когда мы говорим: "разложение атома", "атомный распад",
хотя это и значит, собственно говоря, "разложение неделимого на части".
   Ну что ж, говорим же мы: "Пушка выстрелила", хотя орудие выбрасывает отнюдь
не стрелу, а огромный, тяжелый снаряд...


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 12 Марта 2012, 09:29:29
Уважаемая  taikea , я прошу прошения если я не правильно поняла вас. Но начало фонетического разбора идет в начальной школе. 6-7 лет. В институте в техникуме, да словарь, и умение пользоваться словарем это здорово!!!!! Старшые классы  тоже замечательно. Но я ,как понимаю сущность данного вопроса- это начальная школа. Я согласна с Натальей (только может я не такая уж и зануда. Хотя . . . .  надо подумать может даже  еще и худшая    ::) )


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: taikea от 12 Марта 2012, 10:44:02
Ну не знаю, я все свои институтские словари отдала сыну, мы его заставляем сначала искать ответ там, а если не нашел уж тогда идти к маме.
Наташ, ну не все статьи в этом слове такие. Есть и хуже, есть и лучше. Если тяжело Фасмера, есть этимологический словарь в конце концов.
Я в институте 2 года учила фонетический разбор, но за последующие 7 лет он мне ни разу не пригодился!!! И при написании мне больше помогают знания старославянского языка. Только не подумайте, что я старославянский в 1 классе учить предлагаю. Нет.
А к вопросу о маразме школы расскажу пример вчерашнего дня. Задали сыну по английскому сделать и подписать конверт другу на анг. языке. Сделал подписал. Неправильно, потому что в номере квартиры ошибся!!!! То есть цифры и память что ли учим?
Второй раз переделал, попросил у меня марку для пущего сходства. Опять забраковали. Причина: письмо в Лондон, а марка сказали Российская. Это при том что на всех конвертах они есть, а иностранные потом доклеивают.
Открываю учебник, смотрю образец. Письмо из Нью-Йорка в Лондон. Марка в углу стоит "Россия"!!!!!!!!!


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 11:33:32
Цитировать
Ну не знаю, я все свои институтские словари отдала сыну, мы его заставляем сначала искать ответ там, а если не нашел уж тогда идти к маме.
Умение пользоваться словарями - это здорово! У нас папа тоже иногда вместе с детками почитывает Большую советскую энциклопедию *shok12, за что папу нашего считаю "героем педагогического труда", т.к. я на такое не способна. Но орфографическим словарём, разумеется, буду учить пользоваться. Со сложными словарями типа Фасмера, Даля надо, мне кажется, поосторожнее - лучше их листать вместе с ребёнком :).

Цитировать
А к вопросу о маразме школы расскажу пример вчерашнего дня. Задали сыну по английскому сделать и подписать конверт другу на анг. языке. Сделал подписал. Неправильно, потому что в номере квартиры ошибся!!!! То есть цифры и память что ли учим?
Жень, я бы сходила в школу и поговорила с учителем. Думаю, учителям нужна "обратная связь", конструктивная критика от родителей (у меня есть опыт работы учителем, я была бы за критику благодарна).


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 12 Марта 2012, 12:20:24
Не знаю может я конечно и не права. Но у меня тоже сын любил лазить по словарям все выискивать. Но нужно расчитывать на основной контингент А разбор слова  он происходит уже на подсознании   вы делаете  его не задумываясь  А во учить страславянский  ну может не в первом я за и двумя руками и если можно то и ногами. 


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 12 Марта 2012, 21:04:25
Да, уважаемый господин Фауст, правильно слышать и значит правильно писать. Называется это фонематический слух.  Вы правы, если у человека его нет, он будет и правильно произносить звуку и речь у него будет прекрасная и дикция. Но писать правильно вряд ли.  Правильная речь и фонематический слух они мало взаимосвязаны. Вы знаете, господи Фауст, логопедия наука, которая лечит не только  «фефекты фикции»  Она занимается дикцией, голосом и правильно построенные занятия у логопеда помогу развить внимание и память. Так что «фефекты» - это только вершина айсберга.
Уважаемый Логопед. Вы уж простите мне мое недоверие. Слишком много я вижу лукавства в нашей стране. Много придумали а потом деньги просят, за болезни там несерьехзные или самопроходящие.
Интересно сколлько к примеру у логопеда прием стоит? если не секрет, а чтобы получить хорошую отметку могут и отправить к Логопедам и без них не выйдет.
Дело к тому, что возможно и нормально хотели да кое-где может выйти не совсем уж.

Ну а про фонетический разбор. Наскольо знаю, глухонемые как раз в основном без ошибок пишут! Что на это скажите?

И опять, главное конечно начинать с фонетики изучать русский язык. Так еще вроде Толстой учил. Но сомневаюсь что важно слышать в Э - ЙЕ . Когда можно Э и слышать и видеть.

И снова о баранах, ну раскажите мне ей Богу, Как мне слышание ЙОЖИК научит писать правильно ЁЖИК???

И к примеру методика Зайцева учить грамоте намного лучше и проще!  Но ее не применяют к стандартам? ПОЧЕМУ? не выгодно просто!


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 23:12:09
Цитировать
И опять, главное конечно начинать с фонетики изучать русский язык. Так еще вроде Толстой учил. Но сомневаюсь что важно слышать в Э - ЙЕ . Когда можно Э и слышать и видеть.
Что-то не то... Наверное, имеется в виду в Е - ЙЭ?

Цитировать
И снова о баранах, ну раскажите мне ей Богу, Как мне слышание ЙОЖИК научит писать правильно ЁЖИК???
Всё просто - если в начале слова слышится ЙО, то пишется Ё. Кроме слов ЙОД, ЙОГ - это словарные слова, надо запомнить.
"Цель фонетического разбора слова - определить, какая фонетическая закономерность или правило орфоэпии лежит в основе несовпадения между написанием слова и его произношением, показать это при помощи фонетической транскрипции".
Не знаю, как ещё можно объяснить, для меня это ясно как дважды два четыре.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 12 Марта 2012, 23:15:56
Цитировать
И к примеру методика Зайцева учить грамоте намного лучше и проще!  Но ее не применяют к стандартам? ПОЧЕМУ? не выгодно просто!
Методика Зайцева учит чтению (на дошкольном этапе), а не правописанию или произношению.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 12 Марта 2012, 23:52:06
Цитировать
И к примеру методика Зайцева учить грамоте намного лучше и проще!  Но ее не применяют к стандартам? ПОЧЕМУ? не выгодно просто!
Методика Зайцева учит чтению (на дошкольном этапе), а не правописанию или произношению.
Это просто Наташа ты не в полном объеме ознакомилась с методикой.

Я понимаю такое правило, я не понимаю почему я немогу использовать непосредственно Ё?

К примеру я понимаю важность трнаскрипции и фонетики в китайском языке, где непонятно без транскрипции как читать тот или иной иероглиф. Но когда у нас есть замечательная буква, накой мне ее раскладывать, когда я могу с одинаковой увереностью внести правило если слышишь Ё пиши Ё кроме слова ЙОГ и ЙОД. У меня к примеру не раскладывается данный звук ни накие ЙО, а если я слышу звук Ё, который получается несуществует, то я представляю имено Ё сразу.

Накой, если я слышу слово Ёжик, и у меня сразу первый звук ассоциируется с буквой Ё, мне надо совершать дополнительное действие, по раскладыванию на ЙО. С точки зрения  технаря, совершать дополнительное бесполезной действие???

Возможно для гуманитариев трата времемни доставляет удовольствие, но не точных наук! Тут это только бесполозное нулевое действие.

ПЫСЫ! )))) Наташ, а про глухонемых почему не прокомментировала?


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 13 Марта 2012, 02:00:28
Цитировать
Наташ, а про глухонемых почему не прокомментировала?
Тут я не спец.

Цитировать
Я понимаю такое правило, я не понимаю почему я немогу использовать непосредственно Ё?
Тебе как технарю всё равно, что буква Ё при произношении даёт два звука? И вообще, что слова в языке у нас пишутся не так, как произносятся? Ну и ладно, получай по русскому тройки да и не мучься.
Для меня это настолько просто - как дважды два четыре, что проблемы здесь вообще никакой не вижу :)


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Ana от 13 Марта 2012, 09:22:38
Вот соглашусь с Наташей, мне очень нравился в школе фонетический разбор, ничего сложного в нём нет. Наоборот так интересно, что звуки и буквы - не одно и тоже, что обычные буквы в транскрипции превращаются в необычные звуки.
По-моему, сейчас в школе ужасное засилье математики и физики. Литература, история, да и русский язык не в фаворе, да оно и понятно, в школах становится всё больше учеников для которых русский язык не родной.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 13 Марта 2012, 11:06:11
Цитировать
Это просто Наташа ты не в полном объеме ознакомилась с методикой.
Так и учитесь по методике Зайцева. Где написано, что это запрещено? В школах этой методики нет? Открой свою школу и введи там эту методику  ;)
К слову, наша воспитательница (она была у Светы, а теперь и у Володи) пробовала с детьми по методике Зайцева заниматься - у неё не пошло, она занимается по другой методике. А меж тем её занятия дети очень любят.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 13 Марта 2012, 11:13:14
Всем доброе время суток!

Уважаемый господин Фауст, по отношению, что болезни серьезные или не серьезные хочу сказать одно. Каждый родитель принимает решение САМ по отношению к своему ребенку что лечить, а что калечить.  Не скрываю, да многие великие люди были или дислексиками или дисграфиками.
(Дислексия — нарушение процесса чтения, и дисграфия — нарушение письма. Эти нарушения объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. В мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией)

Еще  они и в историю вошли и жили прекрасно. Да, и сейчас не мало богатых людей страдающих тем или иным недугом. Так что не хотите научиться правильно писать. Ну насильно мил не будешь. Вы же сами говорите, в китайском понимаете иероглифы и значимость транскрипции. Так в русском языке то же самое.
А поводу платного приема у логопеда могу сказать одно. Как говорит народная мудрость «У денег глаз нет!» На мой взгляд - это дело каждого логопеда, да и не только.  Сколько позволяет совесть  взять за прием, за занятие.  Я  сразу сказала, что какой бы золотой логопед не был основная масса работы с ребенком  лежит на родителях. Это вы каждый день дома, вы видите и наблюдаете за ребенком. Это вы можете поймать то момент, когда он с удовольствием сядет заниматься.  И не надо пугать детей словами «Вот придет тетя логопед и будет с тобой заниматься» Он бедный не то, что заниматься, а вообще  от тети в дальний угол убежит. И не будет продуктивного занятия. Понимаете, логопед КОРРЕКТИРУЕТ работу и НАПРАВЛЯЕТ. Вы же с ребенком сидите и учите. Но определитесь только сами или вы доверяете педагогу и следуете его советам или нет.
Лично для меня  основной задачей  и оплатой является то, что ребенок заговорил, его счастливые глаза !


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 13 Марта 2012, 11:14:22
Я согласна с Натальей . МЕТОДИКОВ МНОГО. Зависит и от воспитателя и от детей.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 13 Марта 2012, 11:25:14
Уважаемый Логопед, ваш ответ мне понравился. Просто я зачастую вижу обратное, хороших людей не мало, но и поступающих не честно тоже хватает. Я имено про то что в данной ситуации могут и воспользуются не чистые на совесть люди. Да родителям нужно заниматься. Вы поймите, я свободу выбора, а не на навязано сть. А школа сейчас нам как раз много что надвязывает, понимаете. И даст развить способности у ребенка, заставляя решать не столь важные задачи. Понимаете?


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 13 Марта 2012, 12:32:16
Цитировать
Просто я зачастую вижу обратное, хороших людей не мало, но и поступающих не честно тоже хватает. Я имено про то что в данной ситуации могут и воспользуются не чистые на совесть люди.
Логопеда или другого педагога находят обычно по рекомендации. После первого занятия, если что-то не устроило (хитрые глаза, например), можно просто отказаться от занятий и поискать другого специалиста.

Цитировать
Вы поймите, я свободу выбора, а не на навязано сть. А школа сейчас нам как раз много что надвязывает, понимаете. И даст развить способности у ребенка, заставляя решать не столь важные задачи. Понимаете?
Ну как не понимать, у нас дитё в первом классе. В школу она, правда, с удовольствием ходит :) Мне, кстати, программа пока что нравится. А если школа не устраивает - есть возможность учиться экстерном. Сегодня с этим намного легче, чем в нашем детстве.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: taikea от 13 Марта 2012, 13:48:29
Интересно, а сколько процентов в дисграфии составляет лень? У нас вот дисграфия прошла, когда мы сыну сказали, за каждую двойку будешь получать дополнительное задание на выходных. Просидя дома трое выходных подряд, диграфию как рукой сняло. А то тоже нас все к платному логопеду отправляли, который в школе подрабатывает.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 13 Марта 2012, 14:17:17
ну насчет лени ЭТО СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО!!!!!!!  Хотя дисгарфия  не так уж и сложно испарвляется.  Дислексия  сложнее и на много.  А вобще у логопедов самое не благодароное и тяжелое считается заикание


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 13 Марта 2012, 22:26:43
бр'ив'`эт. `оч'ин' инт'ир'`эзна фс'й'о `эта.  дранзгр'`ипций'а аб'из`ат'ил'на памаг`ат ч'ит`ат' . `у иназдр`ан ц а инт'ир'`эзна  палуч'`ицй'а кагд`ан'ибуд' гавар'`ит' бр`ав'ил'на , й'эзл'и `он б`уд'ит так изуч'`ат' р`усск'ий' й'аз`ык

Круть, неправда?
Да хоть убейте меня, но я произношу звук "О" в слове й'аблака
И вот выходит что если я произношу звук такой какой и буква. то все. я не прав???

Ну нет. Теперь я просто уверен что правила фонетики составляли мА-Асквичи )))

Почему я должен спокойно относиться к тому что этой ерундой будут пичкать моих детей? Более того, почему я должен смириться с их тройкой. И они тоже будут периживать из-за этой ерунды!

Помнится в нашей школе был эксперимент. Хорошистов в один класс. а тех кто похуже в другой. Так кто получал некоторое количество троек, сразу переводили в хучший класс. А оттуда вырваться было практически невозможно, и те кто даже имел мало троек, в конце концов скатывались на нет.

Теперь есть лишний повод по русскому поставить тройку. Психологически это сложн. И как ты Тимната, говоришь учите как хотите? Ха, экстернатом  все равно придется все это проходить и сдавать.

Не буду приводить тут ссылки или цитировать. Но тем кто задумался, и хочет больше узнать мнение других и довольно весомых людей пишите в личку. Предоставлю информацию!

И так сказать напоследок:

"Естественно, рекомендуют развивать фонематический слух. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что «начинать обучение грамоте с букв опасно» (2 с. 6), «знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой"
  
Как принято на форумах писать "УЛЫБНУЛО" )))))

И наконец:
"Экспериментальные исследования показывают: "Носители языка различают не 6 гласных фонем, а 18 гласных "эталонов", связанных с мягкостью-твёрдостью соседних звуков" Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. - Л., 1976. - С. 46.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: IrinaOle от 14 Марта 2012, 10:13:02
бр'ив'`эт. `оч'ин' инт'ир'`эзна фс'й'о `эта.  дранзгр'`ипций'а аб'из`ат'ил'на памаг`ат ч'ит`ат' . `у иназдр`ан ц а инт'ир'`эзна  палуч'`ицй'а кагд`ан'ибуд' гавар'`ит' бр`ав'ил'на , й'эзл'и `он б`уд'ит так изуч'`ат' р`усск'ий' й'аз`ык

Мне кажется, что это очень далеко от фонематического разбора :):):)


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: MamАлина от 14 Марта 2012, 10:37:31
А почему "привет" на букву "б" начинается? :)


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 14 Марта 2012, 10:50:21
Фонетический словарь в интернете, объясняется что звук в слове привет твердый.
Пусть наши филологи расталкивают, только сами филологи до сих пор спорят о многих вопросах в русском языке, и в том числе в фонетике. Так что о чем говорить, пусть лучше разбирает слово шишка.
Транскрипция английского языка и китайского, ну то что знаю, помогает правильно читать, а наша транскрипция только путает. Потому что наше письмо почти и есть транскрипция.



Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 14 Марта 2012, 11:34:20
Цитировать
Фонетический словарь в интернете, объясняется что звук в слове привет твердый.
Так твёрдый и звонкий - это разное. П - твёрдый и глухой, пь - мягкий и глухой, б - твёрдый и звонкий, бь - мягкий и звонкий.

Цитировать
Да хоть убейте меня, но я произношу звук "О" в слове й'аблака
И вот выходит что если я произношу звук такой какой и буква. то все. я не прав???

Вот приедешь, Игорь, я тебе покажу, как мы транскрипцию в универе делали  :) Там действительно она максимально приближена к нашей речи, такие нюансы, о которых ты говоришь, учтены. Например, звук [а] в предударном или постударном слоге - как в слове ЯБЛОКО, обозначается не как [а] или [о], а по-другому. В школе такие нюансы просто невозможно учесть - тогда дети просто запутались бы. Слово ЯБЛОКО в школьной транскрипции выглядит так - [ЙАБЛАКА] Приходится немного как бы утрировать, что ли. Но есть общее правило - буква О в безударной позиции обозначается как [а]. Это правило не позволит ребёнку запутаться. Уверяю тебя, ты не произносишь [йаблОкО]. При произнесении звука [о] губы в трубочку вытягиваются, а тут - не вытягиваются.
Согласна, есть такие говоры (это уже наука диалектология изучает), где произносят [ЙАБЛОКО]. Моя бабушка так говорила. Но это говоры, а не литературный язык. В школе же учат нормам литературного языка, у которого границы более-менее чёткие. Это, можно сказать, официальный язык - язык радио и телевидения, язык газет и журналов. Так что если человек говорит [йаблОкО], то вряд ли его возьмут на центральное телевидение ведущим новостей.

Цитировать
Транскрипция английского языка и китайского, ну то что знаю, помогает правильно читать, а наша транскрипция только путает. Потому что наше письмо почти и есть транскрипция.
Это только первое впечатление такое о нашем языке.
Действительно, есть языки, где написание на 90 процентов совпадает с произношением. Например, сербохорватский язык. Мы его в универе целый год изучали. Это удивительно, но там как слышишь, так и пишешь. Это фонетическое письмо.
А в русском языке - письмо ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ. Почему надо писать О в слове ВОДА? Слышится ведь А? Потому что там фонема О, в сильной позиции (под ударением) слышим О.
Вот к примеру ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах. Здесь явно слышится ЦА. А транскрипция помогает ребёнку разделить написание и произношение и не делать здесь ошибок.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 14 Марта 2012, 11:41:34
Цитировать
"Естественно, рекомендуют развивать фонематический слух. Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что «начинать обучение грамоте с букв опасно» (2 с. 6), «знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой"

Начинать обучение грамоте действительно надо СО ЗВУКОВ, а не с букв. Если ребёнок выучит А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ и т.д., он может при чтении так и называть. Например, брови - бээровэи  :-D Вот действительно смешно получается. Можно даже на основе несовпадения букв со звуками секретный язык придумать :)

А то, что с тройками не хочешь мириться - это МОЛОДЕЦ!!!


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 14 Марта 2012, 13:02:04
Наташ, я согласен что со звуков, а не согласен с подходом таким, фонематический разбор я считаю отличными факультативом. А не основой.

"ну не могут дети поверить, что в "конфете" есть "э", поскольку небыло его никогда ни в их акустических, ни в мускульно-произносительных ощущениях. Да и приборы, как оказалось, его в "конфете" не обнаруживают. Зачем же, не жалея времени и сил, убеждать их в реальности того, что не существует? "

Я не против фонематического разбора, я против навязывания его в начальной школе.
В конце концов люди когда нибудь поймут, что учить лучше правильно сразу, когда ребенок готов, а не переучивать его 10 раз.  Затягивая процес обучения до невероятного срока.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 14 Марта 2012, 14:54:50
Цитировать
"ну не могут дети поверить, что в "конфете" есть "э", поскольку небыло его никогда ни в их акустических, ни в мускульно-произносительных ощущениях. Да и приборы, как оказалось, его в "конфете" не обнаруживают. Зачем же, не жалея времени и сил, убеждать их в реальности того, что не существует? "
Конечно, если дети верят сейчас в Гарри Поттеров, винкс и прочих магов и волшебников - зачем "верить" тому, что очевидно?
Произнеси медленно КОНФЕТА - там именно звуки ф мягкий и Э.

Цитировать
Я не против фонематического разбора, я против навязывания его в начальной школе.
Его никто не навязывает, это реальная основа для обучения письму. Дети в 1-м классе учат алфавит. Они должны чётко понять, что есть ЗВУКИ, а есть БУКВЫ. И чем раньше они это поймут, тем легче им будет в дальнейшем в освоении речи - как устной, так и письменной.

Цитировать
В конце концов люди когда нибудь поймут, что учить лучше правильно сразу, когда ребенок готов, а не переучивать его 10 раз.  Затягивая процес обучения до невероятного срока.
Это твои слова или ты забыл в кавычки взять?  ;)


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Фауст от 14 Марта 2012, 15:02:47
Мои слова! Можете использовать, дарю. ))))


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Тия от 14 Марта 2012, 15:29:41
Цитировать
Но есть общее правило - буква О в безударной позиции обозначается как [а]. Это правило не позволит ребёнку запутаться.

Наташа, это еще больше запутывает, может лучше правильно произносить слова? При пении, если ты не правильно произносишь слово, то его не услышать слушатели, поэтому слова произносятся максимально правильно!
-ТСЯ-, -ТЬСЯ- проще объяснить привило, когда пишется и как, чем объяснять какой звук и почему. В русском языке достаточно правил, которые достаточно просто и понятно объясняют написание. Вот сейчас очень упростили язык, но навешали дополнительных правил - так голова от этого идет кругом и не только у мам первоклашек.
И то, что сейчас фонетический разбор дошел до абсурда - это да... когда я училась в школе, мы тоже изучали звуки, но не с такой одержимостью!!! Познакомились со звуками, разобрались где и какие -это заняло 2 четверти первого класса! Сейчас же это дошло до фанатизма - все 4 года начальной школы мы сидим на звуках - ЗАЧЕМ? чтобы не забыть к ГИА после 4 класса?


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 15 Марта 2012, 13:22:11
Мои слова! Можете использовать, дарю. ))))
Спасибо, отличный подарочек  :) Когда-нибудь чего-нибудь я пойму, это неоспоримо.

Цитировать
И то, что сейчас фонетический разбор дошел до абсурда - это да... когда я училась в школе, мы тоже изучали звуки, но не с такой одержимостью!!! Познакомились со звуками, разобрались где и какие -это заняло 2 четверти первого класса! Сейчас же это дошло до фанатизма - все 4 года начальной школы мы сидим на звуках - ЗАЧЕМ? чтобы не забыть к ГИА после 4 класса?
Я помню, фонетический разбор сопровождал меня в школе долго. К каждому контрольному диктанту было дополнительное задание - какой-нибудь разбор, либо по составу, либо фонетический. И то, и другое было для меня легко и нравилось.
Как сейчас с этим в школе - знаю только о первом классе. Нашу программу - а у нас Занков (Ирина  ;)) - считаю вполне приемлемой.
Ну а что будет во 2-3-4 классах - что будет нравиться, а что нет - напишу через годик :)
Наверное, всё-таки от учителя много зависит. Разные учителя по одной и той же программе могут совсем по-разному уроки вести.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: logos — paideia от 24 Апреля 2012, 14:13:40
Игры для развития фонетического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Щ, Ш и Ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Выдели слово
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

Эхо
Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку.

Живая азбука
Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.
Перевозим грузы
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
Заколдованное слово
Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому.
Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей – волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети – спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 – 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»).
Путаница
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: SveTOK от 24 Апреля 2012, 14:35:51
l?gos — paide?a спаисбо вам, как раз вовремя, мы с дочкой интуитивно начали играть в последние дни в похожие игры.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Luda от 24 Апреля 2012, 15:56:08
а мы вот такой букварь с детьми использовали http://rudocs.exdat.com/docs/index-145268.html (http://rudocs.exdat.com/docs/index-145268.html)


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 26 Апреля 2012, 12:06:24
Люда, какая отличная книга! А в книжном, не электронном виде, её можно найти?

Цитировать
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
...

Ирина, смешные задания!  :-D Поделаем с детками, спасибо!




Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Luda от 26 Апреля 2012, 12:59:03
не знаю, Наташа. я просто распечатывала.


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: Наталья Тимофеева от 26 Апреля 2012, 13:02:46
Поищу в интернет-магазинах, если не найду - тоже распечатаем!


Название: Re: Скажите пожалуйста. Фонетический разбор. Зачем?
Отправлено: olek от 09 Сентября 2012, 15:15:00
          Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.
          Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.
           Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.
согласна на 100%, поэтому считаю, что после фонетического разбора НЕОБХОДИМО в школе заниматься фонематическим разбором. Русский язык действительно очень похож на математику, потому что в большинстве случаев логически можно прийти к верному ответу. И если увидеть связи между звуком и фонемой не только в одном полном слове, но и в разных словах, но одинаковых позициях и одинаковых морфемах, многое встает на места, появляется то, что мы называем интуитивной грамотностью. Впервые термин "фонема" в школьной программе я встретила в учебнике Бабайцевой, но, считаю, что там эта идея не была доведена до конца, или не была доведена до учителей, занимающихся по этим учебникам.