ЯрФорум

Растём вместе! => Школьная жизнь => Тема начата: MamАлина от 25 Февраля 2013, 14:08:23



Название: Литература в школе
Отправлено: MamАлина от 25 Февраля 2013, 14:08:23
я тоже не пойму. и из современников можно нормальных найти.. :( то есть пойму, конечно, кто больше заплатит. :( про Достоевского согласна, "Преступление и наказание" - далеко не главный показатель его творчества.. Выбирали , я так понимаю, самое малорелигиозное из его произведений?у, и не самое интересное, чтоб вообще не захотелось его книг читать. ???


Название: Литература в школе
Отправлено: Sapfir от 25 Февраля 2013, 14:26:41
Чтобы понимать и ценить "Мать" Горького или, например "Братья Карамазовы" (или то же "Преступление и наказание") Достоевского, нажно участие учителя. Это очень серьёзные произведения, настоящие жемчужины русской литературы. Просто это не попса, и чтение таких книг требует большой умственной работы. В тех же "Братьях Карамазовых" Достоевский раскрывает глубинные вопросы выбора человека, представляя нам свою интерпретацию идей Шиллера.

"Мать" Горького в контексте нашего времени вообще приобретает уникальное звучание. Это ещё раз доказывает бессмертность литературной классики. И никакой Пелевин не сравняется по интеллектуальной и художественной мощи с этим.


Название: Литература в школе
Отправлено: Sapfir от 25 Февраля 2013, 14:55:03
-- Не плачь! -- говорил Павел ласково и тихо, а ей казалось, что он прощается. -- Подумай, какою жизнью мы живем? Тебе сорок лет, -- а разве ты жила? Отец тебя бил, -- я теперь понимаю, что он на твоих боках вымещал свое горе, -- горе своей жизни; оно давило его, а он не понимал -- откуда оно? Он работал тридцать лет, начал работать, когда вся фабрика помещалась в двух корпусах, а теперь их -- семь!

   Она слушала его со страхом и жадно. Глаза сына горели красиво и светло; опираясь грудью на стол, он подвинулся ближе к ней и говорил прямо в лицо, мокрое от слез, свою первую речь о правде, понятой им. Со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину, он говорил о том, что было ясно для него, -- говорил не столько для матери, сколько проверяя самого себя. Порою он останавливался, не находя слов, и тогда видел перед собой огорченное лицо, на котором тускло блестели затуманенные слезами, добрые глаза. Они смотрели со страхом, с недоумением. Ему было жалко мать, он начинал говорить снова, но уже о ней, о ее жизни.

   -- Какие радости ты знала? -- спрашивал он. -- Чем ты можешь помянуть прожитое?

   Она слушала и печально качала головой, чувствуя что-то новое, неведомое ей, скорбное и радостное, -- оно мягко ласкало ее наболевшее сердце. Такие речи о себе, о своей жизни она слышала впервые, и они будили в ней давно уснувшие, неясные думы, тихо раздували угасшие чувства смутного недовольства жизнью, -- думы и чувства дальней молодости. Она говорила о жизни с подругами, говорила подолгу, обо всем, но все -- и она сама -- только жаловались, никто не объяснял, почему жизнь так тяжела и трудна. А вот теперь перед нею сидит ее сын, и то, что говорят его глаза, лицо, слова, -- все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее.

   Матерей -- не жалеют.
   Она это знала. Все, что говорил сын о женской жизни, -- была горькая знакомая правда, и в груди у нее тихо трепетал клубок ощущений, все более согревавший ее незнакомой лаской.
   
   -- Что же ты хочешь делать? -- спросила она, перебивая его речь.

   -- Учиться, а потом -- учить других. Нам, рабочим, надо учиться. Мы должны узнать, должны понять -- отчего жизнь так тяжела для нас.

   Ей было сладко видеть, что его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково. На ее губах явилась довольная, тихая улыбка, хотя в морщинах щек еще дрожали слезы. В ней колебалось двойственное чувство гордости сыном, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он говорит не так, как все, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех -- и для нее -- жизнью. Ей хотелось сказать ему: "Милый, что ты можешь сделать?"

   Но она боялась помешать себе любоваться сыном, который вдруг открылся перед нею таким умным... хотя немного чужим для нее.

   Павел видел улыбку на губах матери, внимание на лице, любовь в ее глазах; ему казалось, что он заставил ее понять свою правду, и юная гордость силою слова возвышала его веру в себя.

   ... наклонясь к ней, он спросил: -- Поняла ты меня?
   
   -- Поняла! -- вздохнув, ответила она. Из глаз ее снова покатились слезы, и, всхлипнув, она добавила: -- Пропадешь ты!
   
   Он встал, прошелся по комнате, потом сказал:

   -- Ну вот, ты теперь знаешь, что я делаю, куда хожу, я тебе все сказал! Я прошу тебя, мать, если ты меня любишь, -- не мешай мне!..

   -- Голубчик ты мой! -- воскликнула она. -- Может, лучше бы для меня не знать ничего!

   Он взял ее руку и крепко стиснул в своих. Ее потрясло слово "мать", сказанное им с горячей силой, и это пожатие руки, новое и странное.

   -- Ничего я не буду делать! -- прерывающимся голосом сказала она. -- Только береги ты себя, береги! Не зная, чего нужно беречься, она тоскливо прибавила: -- Худеешь ты все...

   И, обняв его крепкое, стройное тело ласкающим, теплым взглядом, заговорила торопливо и тихо:

   -- Бог с тобой! Живи как хочешь, не буду я тебе мешать. Только об одном прошу -- не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей -- ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить -- возненавидят они тебя, погубят!

   Сын стоял в дверях, слушая тоскливую речь, а когда мать кончила, он, улыбаясь, сказал:
   -- Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, -- люди стали лучше!..

   Он снова улыбнулся и продолжал:

   -- Сам не понимаю, как это вышло! С детства всех боялся, стал подрастать -- начал ненавидеть, которых за подлость, которых -- не знаю за что, так просто! А теперь все для меня по-другому встали, -- жалко всех, что ли? Не могу понять, но сердце стало мягче, когда узнал, что не все виноваты в грязи своей...

   Когда он лег и уснул, мать осторожно встала со своей постели и тихо подошла к нему. Павел лежал кверху грудью, и на белой подушке четко рисовалось его смуглое, упрямое и строгое лицо. Прижав руки к груди, мать, босая и в одной рубашке, стояла у его постели, губы ее беззвучно двигались, а из глаз медленно и ровно одна за другой текли большие мутные слезы.

М. Горький. "Мать".


Название: Литература в школе
Отправлено: Ana от 25 Февраля 2013, 16:06:56
Согласна, что учитель литературы должен быть настоящим Учителем.
А вы "Мать" нам для чего процитировали? У нас у всех среднее образование, все это читали. Или всё таки считаете, что детям у Горького почитать больше нечего?!


Название: Литература в школе
Отправлено: Sapfir от 25 Февраля 2013, 17:13:23
Для того, чтобы Вы не говорили, что это скучно. Да, это не порнография и весёлым быть не обязано. Но детей учить лучше на таких произведениях, чем на развлекательных.


Название: Литература в школе
Отправлено: IrinaOle от 25 Февраля 2013, 18:36:55
Достоевского я действительно открыла для себя после школы, в студенчестве. Перечитала всё, что дома было, в том числе "Братьев Карамазовых". Удивительно он на меня подействовал. Я даже не могу описать что произошло, но мне как будто мозги перетряхнули. И на фоне прочтения этого произведения в моей жизни произошло решающее судьбоносное переломное событие. Это было какое-то сверх-сильное психологическое вмешательство :)


Название: Литература в школе
Отправлено: Mishka от 25 Февраля 2013, 18:53:39
Думаю, что в школьном возрасте сложно понять и оценить классику. Но, если с ней не будут знакомить в школе, то большинство о ней даже и знать не будут, а так в голове хоть что-то останется.
Лично у меня уже в Университете появилось желание перечитать школьную классику, да и сейчас я кое-что перечитываю и понимаю. Но вот стала бы я ее читать, если не была знакома с ней в школе?


Название: Литература в школе
Отправлено: Ana от 25 Февраля 2013, 20:30:59
Сегодня беседовала с Лёшей на эту тему. Он совсем не разделяет моего мнения, он наоброт "за" классику в том виде в каком она им преподавалась. При этом не помнит половину авторов и половину произведений. И это Лёша, который читал книги по школьной программе (как оказалось даже "тварь дрожжащую" одолел)! Большинство его одноклассников вообще ничего отродясь не читало. Самое большее - краткое содержание произведений. Лучший друг Лёшин по-моему вообще никакой книги в жизни своей не прочитал. Это очень грустно, но из уроков литературы мало кто что вынес.


Название: Литература в школе
Отправлено: Luda от 01 Марта 2013, 17:30:12
Беседа с поэтом и педагогом Вадимом Александровичем Левиным "Когда ребенок становится читателем" http://www.youtube.com/watch?v=ZMgaSWXp4xs (http://www.youtube.com/watch?v=ZMgaSWXp4xs). Затрагиваются и вопросы о целях предмета литература в школе.


Название: Re: Литература в школе
Отправлено: Ana от 05 Августа 2013, 17:29:06
Вот чудесный тест для проверки своего знания русской литературы http://www.mn.ru/culture_literature/20121221/333528498.html
Какие результаты у вас получились?


Название: Re: Литература в школе
Отправлено: Kelena от 05 Августа 2013, 22:50:16
Вот чудесный тест для проверки своего знания русской литературы http://www.mn.ru/culture_literature/20121221/333528498.html
Какие результаты у вас получились?
Аня, прошла тест... со знаниями туго, вышло всего 9 из 15ти - классический читатель классической литературы ???.


Название: Re: Литература в школе
Отправлено: Ana от 05 Августа 2013, 23:05:54
Лена, у меня результат такой же. Очень интересно, что у других получилось?


Название: Re: Литература в школе
Отправлено: MamАлина от 05 Августа 2013, 23:30:20
Ух ты, спасибо за тест! Очень интересно было. Набрала 11 из 15 -  знаток русской литературы))) во как, сама не знала даже.


Название: Re: Литература в школе
Отправлено: Ana от 23 Мая 2014, 11:51:15
Скажите, вам нравится "Легкое духание" Бунина?