ЯрФорум

Растём вместе! => Методики Н. Зайцева => Тема начата: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 13:54:18



Название: Погружение. Методики Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 13:54:18
7-8 марта наш семейный клуб развития «Зайчонок» вновь встречал гостей. На этот раз к нам приехала дружная команда из Красноярского Института Повышения Квалификации Работников Образования. И приехали они к нам не одни, а вместе со своими семьями и ребятишками.
Подготовка к этому мероприятию велась полтора месяца: мы обсуждали, кроили и перекраивали, старались предвидеть разные ситуации, просмотреть все варианты, учесть интересы и пожелания всех и каждого.
Прошедшее мероприятие мы назвали погружением в математику. Цель — синтез двух образовательных систем: метода Николая Зайцева (в частности, обучение математике) и Коллективного Способа Обучения, дидактика Виталия Дъяченко. Если попытаться развернуть цель встречи более подробно, то мы хотели создать некое образовательное пространство для организации взаимообучения детей в парах сменного состава или малых разновозрастных группах. Если рассматривать более широко, то мы пытались увидеть, или даже скорее почувствовать дух школы будущего: школы без деления детей на классы по возрастам, без деления единого учебного пространства на отдельные предметы, без деления науки по годам обучения; школы без программ, звонков, перемен и поурочно-классной системы; школы, где сам учащийся является навигатором собственного образования. Возможно ли это и получилось ли у нас? Я уверена, что частично да, хотя идеала мы, конечно, не достигли, но и не ставилось такой задачи. Я бы даже сказала, что мы ощутили себя абсолютными новичками на этом поприще. Но, как говорится, хорошее начало — дела половина!
Я приношу извинения перед всеми, кто следит за деятельностью нашего клуба, за то, что держали от вас в секрете подобное событие. Первое время были мысли предать его широкой огласке, однако в процессе подготовки мы передумали. Почему? Ответ простой: всё впервые, мы сами с трудом себе представляли, что именно у нас получится.
На следующие аналогичные компании (а они, конечно же, обязательно будут!) мы уже будем смелее приглашать всех желающих. В этот раз почти за всем происходящим действием наблюдала видеокамера. У всех желающих будет возможность вникнуть и частично хотя бы пережить то, что пережили мы, получить представление о том, что, собственно, происходило и, соответственно, определиться, хочется ли вам присоединиться или нет.
Изначально встреча была обозначена, как погружение по математике в условиях взаимообучения и разновозрастной группы. Но в результате погрузились мы не только в  математику, но и в народную музыку, успели позаниматься йогой и даже научиться плести браслеты из резиночек. И, я уверена, будь у нас в запасе ещё дня 2-3 мы бы с тем же успехом нашли ещё кучу занятий, в которые можно было бы погрузиться.
Основной тон и основную атмосферу задавали, конечно же, пособия Н. Зайцева. Они были повсюду: на стенах, на столах в свободном доступе детей.
На второй день нам удалось создать общее учебное пространство, где каждый мог выбрать себе занятие по душе, выбрать себе в помощь учителя. В этом углу двое учатся считать тройками до сотни, в другом углу идёт напряжённая работа над сбором сундука из «Мне в сотне тесно», в другой комнате увлеченно работают с «Орнаментом», кто-то, забыв всё на свете, старательно осваивал тренажёры Валерия Титова. И все были вполне довольны собой и происходящим, не смотря на то, что план, так старательно обсуждаемый в течение полутора месяцев... Вобщем... Не подошёл он нам... А почему? А потому что, цитируем: «Ни одна строго составленная программа нигде и никогда чётко не работала, а только ограничивала естественные творческие способности преподавателей.» Мы старались увидеть схему и после удержать её, но главной нашей целью была естественность ситуации: мы шли от детей и от самих себя, от наших чувств и рассуждений. И сейчас, когда перелистываю фотографии, понимаю, что все были счастливы.

В этом видеоролике открытие мероприятия и наше первое погружение в математику.
Тема: Подготовка к умножению. Счёт двойками.

Для младших ребят - это сама подготовка к умножению. Для старших - возможность по новому взглянуть на умножение как бы изнутри. Тома и Рома учатся в обычной общеобразовательной школе и впервые встречаются с таблицами Н. Зайцева. Поэтому такой опыт для них нов и необычен. К тому же, в этих же занятиях они готовились стать учителями. Ведь впереди предстоит взаимообучение. Нужно суметь не только освоить знания, но и взять попутно способы действия, сориентироваться в предложенных пособиях и их организации.
https://youtu.be/jySJRyUfzrk


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:02:27
"Основной тон и основную атмосферу задавали, конечно же, пособия Н. Зайцева. Они были повсюду: на стенах, на столах в свободном доступе детей."


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:04:37
Была создана отдельная комната, где всем участникам были предложены все имеющиеся пособия, подходящие для самостоятельной работы без педагога. Именно здесь ребята всё время находили себе занятие.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:06:00
"... в другой комнате увлеченно работают с «Орнаментом»..."


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:09:07
Часть вторая.
Музыкальная переменка: "Погружение в чтение через музыку и эмоциональное воздействие"

По настоятельным просьбам наших красноярских гостей, знающих о том, какой музыкально-исторический клад находится по соседству с нашим центром, мы организовали для ребят такую музыкальную переменку: немного поговорили о музыке, о её появлении и роли в жизни человека, о возникновении музыкальных инструментов. Потрогали в руках некоторые старинные народные инструменты и даже попробовали себя в роли музыкантов в составе шумового оркестра.
В качестве музыкальной канвы было взято музыкальное сопровождение к пособию Н. Зайцева "Читай и пой". Проект находится в работе, есть недочёты и недоработки, которые ещё предстоит устранить, и всё-таки мы не утерпели...
Цель музыкального урока для себя сформулировали так: "Погружение в чтение через музыку и эмоциональное воздействие". Эмоциональное воздействие было усилено тем, что совместили музыкальное пение, игру и раскрашивание.

https://youtu.be/cFg0i7a2y-0


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:10:27
Раскрашивание в сочетании с восприятием музыки не оставило равнодушным никого: ни ребят, ни взрослых. Мы не ошиблись. И в течение двух дней и те и другие то и дело возвращались к копиям страничек из "Читай и пой" Н. Зайцева.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:12:35
Без ложной скромности скажу, что данное видео по уникальности превосходит все предыдущие. Поэтому, СМОТРЕТЬ ВСЕМ!!!!
В данном видео отразился весь второй день нашего погружения. И именно в этом видео особенно заметно, что, собственно, само погружение, нам удалось.
Видео начинается с приезда Валерия Титова и его захватывающего рассказа о своих находках, открытиях и изобретениях с почти одновременным мастер-классом. Его рассказ о резервах и скрытых возможностях человеческого организма захватывает и потрясает. В его тренажёрах и взрослый и ребёнок найдёт что-то своё согласно своим особенностям и потребностям.
Ну а далее погружение пошло по такому сценарию, что нам трудно было самим отследить этот творческий поток, а Виталию, в свою очередь, сориентироваться что и в каком углу снимать: везде происходило что-то интересное, необычное, каждый себе нашёл занятие по душам. Поэтому было решено весь второй день смонтировать в одно видео, чтобы и вы пропитались этим духом, этой особенной творческой атмосферой погружения.
Подробнее о тренажёрах Титова можно посмотреть здесь:
http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=238.0

https://youtu.be/AFqh_BuhFjA


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:14:20

На второй день всех покорил и завладел всем нашим вниманием Валерий Титов. Если скажу, что его слушали, не дыша, то не сильно преувеличу.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:15:32
В его тренажёрах и взрослый и ребёнок найдёт что-то своё согласно своим особенностям и потребностям.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:24:02
Наш бессменный видеооператор Виталий Зорин. Как обычно, в самой гуще событии. Только благодаря ему у нас всех есть возможность увидеть то, что происходило и происходит в стенах нашего семейного клуба "Зайчонок". Качественная съёмка, быстрый монтаж, творческий подход к своему делу, неугасаемый энтузиазм - это всё о нём!


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:26:35
На второй день нам удалось создать общее учебное пространство, где каждый мог выбрать себе занятие по душе, выбрать себе в помощь учителя. В этом углу двое учатся считать тройками до сотни, в другом углу идёт напряжённая работа над сбором сундука из «Мне в сотне тесно», в другой комнате увлеченно работают с «Орнаментом», кто-то, забыв всё на свете, старательно осваивал тренажёры Валерия Титова. И все были вполне довольны собой и происходящим.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:28:23
Моменты взаимообучения...

Видео в монтаже.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:31:30
Традиционный сибирский обед...


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:32:37

После бала... Ещё недавно здесь кипели страсти, высказывались предположения, отстаивались точки зрения...


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:33:52
 Мы старались увидеть схему и после удержать её, но главной нашей целью была естественность ситуации: мы шли от детей и от самих себя, от наших чувств и рассуждений. И сейчас, когда перелистываю фотографии, понимаю, что все были счастливы.


Название: Re: Погружение. Методи Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 14 Марта 2015, 14:38:17
Продолжение, конечно же, следует.
А пока... Смотрите фото и видео, подписвайтесь на наш канал ( https://www.youtube.com/user/MetodikiZaiceva), следите за обновлениями и решайте, хотелось ли бы вам присоединиться к нам в следующий раз.


Название: Re: Погружение. Методики Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: IrinaOle от 15 Марта 2015, 23:59:27
Виктория, посмотрела видео. Это же просто супер!!! Дайте же нам скорее контакты этого замечательного инженера-конструктора-кулибина-и делее всевозможные эпитеты.... Мы тоже хотим его к нам пригласить с его чудоесными тренажёрами!!!! А я пока пойду стулья выкину :-D


Название: Re: Погружение. Методики Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 16 Марта 2015, 01:17:50
Инженера-конструктора планируем скоро привезти в Красноярск. Встретитесь лично и обо всём поговорите.  ^-^
Как только станет что-то ясно конкретно, сразу же сообщим здесь!

А пока продолжение!!!

Взаимообучение. Часть 4.
На этом видео нет взрослых. Дети обучают друг друга. Одни передают другим то, что умеют сами. И опять во всём просматривается наше стремление к естественности и спонтанности.
После взаимообучения  обязательно необходим самоанализ, когда анализируются ощущения обоих сторон: и тех, кто обучался и тех, кто обучал.
Но по личной просьбе Томы и Ромы камера во время самоанализа была отключена.

https://youtu.be/s0aZmmhNRAA


Название: Re: Погружение. Методики Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 16 Марта 2015, 01:19:36
Рефлексия. Часть 5.
Это видео завершающее и, на мой взгляд, самое интересное из всех и самое трудное для комментария.
Дорогие друзья!
У вас есть возможность заглянуть на изнаночную сторону учебного процесса. О чем говорят педагоги в учительской?
Когда просматривала сама, то набросала для себя план наших дискуссий. Сразу оговорюсь: предварительной подготовки или какого-то строго обговоренного сценария не было. Все диалоги абсолютно спонтанные.
Прошу обратить внимание на форму проведения наших обсуждений: каждый высказывает своё мнение, свою точку зрения, независимо от остальных, как бы выпускает идею в воздух, не требуя от остальных поддержки, одобрения или другой реакции. Не было и принуждения подводить какие-то итоги, делать выводы, резюме и т.д. Каждый говорил о том, что у него на душе, какие мысли, чувства и ощущения возникли. И именно в такой обстановке совершался просто колоссальный взаимообмен и взаимообогащение!
Вот список поднятых проблем, по которым вы услышите здесь наши соображения.
1. Рефлексия первого погружения в математику с использованием методики Н. Зайцева. Проблема соревновательности на уроках.
2. Участие родителя в образовании ребёнка. Присутствие родителей на занятии.
3. Идея создания летнего семейного лагеря: объединение технологий Н. Зайцева, В. Дъяченко и В. Титова.
4. Проблема искусственности и насильственности современного образования.

https://youtu.be/VWWc5OaVnxc


Название: Re: Погружение. Методики Н. Зайцева и КСО.
Отправлено: Виктория Ку от 16 Марта 2015, 01:26:27
На следующее погружение мы ждём всех желающих. Уже есть мысли, чего "новенького" и "интересненького" туда добавить. Так что, собираемся с мыслями, выбрасываем стулья  :-D, подписываемся на наш канал, вступаем в группу в ВК https://vk.com/edinenie_i_razvitie, следим за обновлениями, готовимся вобщем.  :)