Un sui
Основной участник
Благодарность 20
Offline
Пол:
Сообщений: 173
Все под небом.
|
|
« Ответ #4 : 31 Мая 2011, 14:30:17 » |
|
Может кто-то отважиться, и сделает желейку?
Вот, как ее сделать : "Давайте проследим принцип изготовления жалейки. Прежде всего, надо в весеннем лесу срезать веточку и удалить из нее сердцевину. Если игровая трубка изготавливается из деревянного бруска, то расточку практичнее провести на токарном станке, а небольшие стволики и ветки деревьев легко обстругиваются вручную ножом и обрабатываются напильником и наждачной бумагой. Получается сквозная трубочка. Затем счищаем бересту и делаем на конце надрез, чтобы закрепить скрученную по спирали полоску бересты. Это делается для усиления звучания жалейки. На другом конце ствола надрезаем язычок и под конец вырезаем на трубке четыре - пять игровых отверстий. Отверстия обрабатывают полукруглым напильником под пальцы, для более плотного их закрытия. Все, жалейка готова! Именно так раньше пастухи делали свои жалейки, но, к сожалению, они были недолговечны, поскольку ствол и пищик свежесрезанных заготовок, пересыхая, растрескивались и приходили в негодность.
Вышеприведенный способ изготовления хорош для двусоставной жалейки, трехсоставный инструмент имеет несколько другую конструкцию. Для этого нужен небольшой ствол, с которого удаляют кору и выстругивают заготовку. Длина заготовки может достигать до ста тридцати миллиметров, а толщина должна быть не меньше десяти миллиметров. Для изготовления пищика потребуется деревянная трубочка с определенными параметрами: длина - тридцать четыре миллиметра, диаметр – восемь миллиметров. Диаметр сквозного отверстия не должен превышать шести миллиметров.
Размеры язычка тоже четко определены – это двадцать на шесть миллиметров. Такая ювелирная точность оправдывается, когда слышишь чистое звучание жалейки. Однако прежде, чем играть, надо поместить пищик в игровую трубку на глубину не более десяти миллиметров. На нижнем конце ствола закрепляется коровий рог, из которого удаляется костная ткань. Этот рог выполняет роль раструба и имеет большое значение для звучания жалейки. Важно правильно обработать рог, чтобы он не испортил общее звучание инструмента. Обработка проводится следующим образом. Вначале удаляется костная ткань путем ее вываривания в кипящей воде в течение нескольких часов. Затем рог охлаждают. При легком постукивании костная ткань легко удаляется. С внешней стороны рог обрабатывают ножом, счищая при этом костные наслоения и делая его более тонким. Мелкой ножовкой рог укорачивают, опиливая его с двух концов, покрывают лаком, полируют. Это нужно для усиления звучания и красивой окраски тембра. Если рог толще — звучание более низкое и резкое, тоньше — нежное и мягкое.
В настоящее время процедура обработки рога приобрела некоторые дополнения. Так, при вываривании коровьего рога его нужно обезжирить. Для этого в воду добавляют немного пищевой соды. Отбеливают рог в растворе перекиси водорода около суток. В результате кость приобретает чистый белый цвет.
Наконец необходимо рассверлить игровые отверстия. Чтобы предотвратить порчу инструмента, на наружном конце мундштучка оставляют небольшой слой коры. Это предохраняет пищик от растрескивания. Другой конец обвязывают нитками для плотного закрепления пищика в стволе.
Очень распространена двойная жалейка. Особенность игры на такой жалейке заключается в том, что три нижних тона одной жалейки выполняют роль аккомпанемента, а верхние звуки, извлекаемые на другой, создают различные мелодические приемы. Рассмотрим подробно ее конструкцию
В широком смысле слова, это две одинарные жалейки, имеющие единый раструб. Стволы должны иметь единый звуковой строй, который может подстраиваться регулировкой пищиков. Для игры на таком инструменте необходимо сделать отверстия, количество которых различно: шесть - на одной трубке и три - на другой. Количество отверстий может варьироваться в зависимости от региона. Важно так вырезать отверстия, чтобы при совмещении игровых трубок три нижних отверстия обеих стволов находились на одном уровне. Это нужно для того, чтобы при игре закрывать одним пальцем сразу несколько отверстий одновременно на двух стволах.
Для того, чтобы изготовить двойную жалейку, потребуется сухой тростник длиной до двухсот миллиметров и диаметром не больше десяти миллиметров. Важную роль играет и время сбора тростника – это надо делать поздней осенью, так как именно тогда стебли тростника становятся сухими и пригодными для обработки. Надо надрезать ствол тростника на стыках, зачистить торцевые стороны трубок и удалить наслоения и шероховатости. Это заготовка для жалейки. Теперь нужно закрепить трубки в отверстиях раструба, которым опять же служит коровий рог. Для удержания раструба на стволах на нижние концы трубок надеваются виниловые кольца. Осталось только связать между собой стволы жалейки.
Важная часть жалейки – язычок – изготавливается следующим способом. Его следует вырезать на игровой трубке от торца. Нужно сделать поперечный надрез и отделить полоску тростника. Чем толще и шире язычок, тем выше звучание жалейки. Настройка высоты звучания производится с помощью нитки, которая подкладывают под язычок и обвязывают вокруг пищика или тонких металлических проволочных колец. Наиболее практичным материалом являются виниловые изоляционные трубочки, из которых нарезают кольца небольшой ширины. Два кольца плотно прижимают язычок к прорези пищика, причем одно из них служит для крепления язычка, другое при перемещении по пищику изменяет высоту звука, регулируя настройку и звучание инструмента.
Пищик является составной частью жалейки и, пожалуй, самой главной ее деталью. Он представляет собой деревянную цилиндрическую трубочку со сквозным отверстием, на которой вырезается язычок. Длина пищика двойной жалейки – не более чем сорок миллиметров, а диаметр не должен превышать десяти миллиметров. Если пищик сделан из дерева, то его плоскость покрывается нитролаком, чтобы не было разбухания от влаги. Как правильно сделать пищик?
Небольшим напильником надо обработать одну из сторон малой трубки так, чтобы получилась наклонная плоскость, идущая от средней части трубочки ближе к ее закрытому концу. Посередине образовавшейся плоскости просверлить небольшое отверстие и постепенно расширить его, превратив в прорезь прямоугольной формы. Размеры прорези зависят от размеров пищика. Прорезь зачистить от шероховатостей наждачной бумагой. Затем на трубочке прорезь закрывается накладным пластиковым язычком.
Иногда при сильном передувании происходит «прилипание» накладного язычка к пищику. Чтобы устранить недостаток, нужно всего лишь слегка отогнуть язычок. Для предохранения пищиков от повреждений на ствол инструмента надевается пластмассовая трубка - мундштук.
Современные мастера доказали, что хорошим материалом для язычка является тонкий пластик. Он легко обрабатывается и его можно ставить как с эбонитовым, деревянным, так и с металлическим мундштучком. Если для изготовления двойной жалейки у вас не оказалось под рукой тростника, не отчаивайтесь. Есть и другие способы изготовления инструмента. Так, раструбы можно сделать из бересты, а игровые трубки – из любой породы дерева. Для изготовления игровой трубки также можно использовать барабанные палочки. Сразу отпадает необходимость в расточке деревянных заготовок, поскольку палочки сделаны из прочной древесины и их размеры подходят для изготовления жалейки.
Важно также правильно держать жалейку: двумя руками, а пальцами следует закрывать игровые отверстия. При игре на жалейке безымянный, средний, указательный пальцы правой руки закрывают три нижних отверстия, которые ближе к рогу, а безымянный, средний, указательный левой руки — три верхних отверстия. Большие пальцы снизу поддерживают трубку, причем большой палец левой руки одновременно закрывает нижнее отверстие. Подушечки пальцев плотно прилегают к отверстиям инструмента. При игре пальцы чуть согнуты и высоко не поднимаются.
Чтобы ваша игра на жалейке не переставала поражать слух вашего окружения, ее надо уметь правильно настраивать. Настройка инструмента производится несколькими способами: если язычок вырезается на пищике и вставляется в ствол жалейки, то подстройку проводят путем перемещения пищика в стволе. Чем глубже пищик, тем выше звучание. Если язычок закрепляется поливиниловыми или резиновыми колечками, то настройка происходит путем перемещения колец. Если переместить кольцо настройки вверх — звук повышается, вниз — понижается
Отверстие на стволе жалейки с тыльной стороны увеличивает ее диапазон до октавы. Если рассверлить одно или несколько отверстий на роге ближе к трубке, то происходит понижение звука. Таким способом можно производить подстройку под нужный тон. Как ни странно, но именно пастухи, а не классические музыканты, - лучшие исполнители мелодий на жалейках. Сейчас эта традиция утеряна, пастухи безмолвствуют, а раньше приход пастуха был слышен благодаря утренним наигрышам. Во время праздников жалейку не обходили стороной - она была неизменным спутником на плясках гуляний. Русский народ горазд на выдумки. Так, жалейка зачастую применялась и с другими инструментами. Получался «оркестр», где можно было услышать жалейку в паре с балалайкой, скрипкой и даже косой.
Игра на жалейке только на первый дилетантский взгляд кажется простой. На самом деле, она очень сложна в ритмическом плане. Профессиональные музыканты стараются разнообразить мелодию и создают игру «с переливами», то есть трелями, что сразу создает неповторимый колорит, но усложняет и заметно ускоряет работу пальцами.
Конечно, основу репертуара традиционно составляли протяжные лирические песни, где не требовалось быстрых переливов. Но когда речь заходила о плясовых мелодиях, то мастерство обычного пастуха зачастую приравнивалось к профессиональному музыканту. В наше время интерес к жалейке не ослабевает. Так, были предприняты попытки усовершенствовать инструмент. В начале XX века Г.П. Любимов попытался создать хроматическую жалейку, но эта попытка не увенчалась особым успехом. Дело в том, что полутоны не всегда звучат стройно и плохо поддерживают «интонационный рисунок».
В ходе эксперимента конструкция жалейки преобразовывалась, что привело к потере самобытности и характера самого инструмента. Таким образом, эксперимент не провалился, но и не получил дальнейшего распространения. Однако он дал толчок к инновациям. Так были созданы разновидности жалейки - пикколо, сопрано и альт."
|