Красноярский семейный портал

Катина школа пестования

В основе "Школы пестования" лежат живые народные традиции – то, как воспитывали детей многие поколения мам в прежние века. И вот лично мне занятия у Кати дали ощущение того, насколько наша культура яркая, самобытная и насколько важно нам её вспоминать. Да-да, pest0именно вспоминать – даже многие незнакомые потешки и игры показались такими родными, что дети их сразу же полюбили.

Надо сказать, семейная жизнь Катерины – с мужем, руководителем фольклорного ансамбля "Живая старина", да с тремя детками – это постоянная, домашняя "школа пестования". К тому же Катя "созрела" (или это мы созрели) для того, чтобы вести фольклорную студию для взрослых. А теперь - интервью с нашей героиней, беседует Ирина КАЗАРИНА.

- Катерина, к фольклору вы пришли до знакомства с мужем или после?

- Игорь первый, ещё до нашего знакомства, начал заниматься фольклором, а потом и меня к этому делу привлёк. В фольклорном мире есть такая традиция: жениться фольклористам на фольклористах. Потому что одно дело, когда ты просто ходишь – песенки поёшь, а другое – когда это у тебя в семье и в быту. Сразу расширяется творческий мир: в интересы входит не один ансамбль (который был у Игоря до нашей свадьбы), а также и древнерусская izrazcyкультура, и детский фольклор, и эпический жанр (духовные стихи и песни). Одно время я занималась украшением квартиры в фольклорном стиле. Например, мы ездили по "Золотому кольцу" и привезли из Ростова изразцы. На севере России в деревнях печи с лежанками выкладывали такими вот изразцами. Также из Ростова привезли свистульки - это чернолощёная керамика, их местный промысел, больше такого нет нигде в России. Зимой у меня коврики самотканые на полу лежат. А сейчас я занимаюсь пошивом традиционного русского костюма – мужского и женского, а ещё ткачеством.

- Вы ткёте ткань?

- Не ткань, а пояса - для ткани нужен большой ткацкий станок. Пояс был обязательным элементом русской одежды как мужской, так и женской. Почему говорят "распоясался"? Снял пояс и ходишь несобранный. На поясах мужчины всегда носили оружие – от врагов зримых и незримых. Ведь и колдуний в сказках показывают без поясов, да еще и с распущенными, спутанными волосами. Это признак неубранности.

- То, как женщина носит волосы, тоже имеет значение?

- Да, ведь существует такое выражение - "баба простоволосая". В традиционном заговоре есть защита мужчин и детей от девки-двукоски, от бабы-простоволоски. Девушка традиционно носила одну косу, а выходя замуж, она заплетала две косы. А тут она сама по себе, без брака, "вышла замуж". А баба с непокрытой головой в традиции – это ведьма. Хорошо, что сейчас платки начали входить в моду. В музыкальном коллективе, которым Игорь руководит, женщины очень любят платки, придумывают разные способы завязывания их. Эта такая альтернатива традиционному еврейскому головному убору – берету. У нас вообще много в одежде перенято от еврейской культуры. Это и береты, и чёрно-белая праздничная одежда (чёрный низ, белый верх), и форма стрижки волос "каре". А традиционная русская праздничная одежда – это красное с золотом, как наши цари и священники одевались.

- А кто является основным заказчиком ваших поясов, костюмов?

- Во-первых, это творческие фольклорные коллективы – детские, молодёжные, взрослые. Во-вторых, в pest1моей группе в детском центре сами мамы предложили пошить детям традиционные русские костюмы. И на первый праздник пришли в таких костюмах. Всем очень понравилось, и теперь уже сами мамы стали проявлять интерес к ним и заказывать для себя. Наши друзья собирались венчаться и для этой цели заказали себе традиционные венчальные костюмы. Да и для православных приходов – это лучшая одежда. А то сейчас заходит женщина в храм в брюках, джинсах, а поверх завязывает какой-нибудь платок или другую тряпку... А если она пришла в таком костюме, совсем по-другому смотрится. Ведь раньше женщины, да и мужчины, ходили в храм в самой лучшей своей одежде. Это всегда было праздником. А сейчас всё свелось к какому-то клоунству. Конечно, по городу особо так не походишь, а на праздники или в определённые знаковые моменты жизни эта одежда подходит как нельзя лучше.

- А детский фольклор вы изучали ещё до того, как начали вести группу в детском центре, или одновременно? И какими источниками вы пользовались при изучении?

- Одновременно. До этого я работала в фольклорном коллективе, танцы преподавала. Когда предложили вести группу, начала подбирать литературу. У меня было много лекционных записей, сделанных по рассказам деревенских бабушек. Там есть свои особенности. Например, мы спрашиваем у бабушек: "А массаж вы какой-нибудь детский делали?" Они отвечают: "Да какой массаж? Ничего мы не делали. Мы же деревенские, неграмотные". Спрашиваю: "А "кую-кую ножку"… вы делали?" Она говорит: "Да, это мы делали". И как пошла она рассказывать про всё!.. И я смотрю, как она делает все эти движения, как речь к этому прикреплена… Это же такое педагогическое открытие! Так всё было продумано, так всё правильно. С виду неграмотные старухи владели такими тонкостями педиатрии! Они таким образом и детей лечили, и родовые травмы поправляли, и эмоциональный фон ребенка восстанавливали. А эмоциональная сторона – она всё-таки первоочередная среди всего прочего… Потому что можно лечить медикаментозно и безрезультатно, а можно просто доброжелательством, любовью добиться pest2больших результатов, ребенка реабилитировать.

- С какими детьми вы работаете? И как проходят занятия в вашем Центре?

- Работаем с обычными детьми, хотя это группы всё-таки из определенных категорий детей, родители у которых думающие, интеллигентные. Детский центр расположен при ГорДК (пр. Свободный), занятия проходят 2 раза в неделю. Возраст детей от 1,5 до 3 лет, потом мы выходим на ту стадию, когда ребёнок может уже сам заниматься, без родителей. А 1,5 года – это тот возраст, с которого дети начинают нуждаться в социализации. В наших группах обучение проходят и мамы, хотя они об этом не знают. Вся традиция пестования заключается в том, что мама поёт и выполняет различные движения вместе с ребёнком. Все упражнения, которым мы обучаем, можно делать с полутора месяцев, т.е. как только ребенок начинает держать головку.

- А приведите примеры таких упражнений?

- Это, к примеру, традиционный массаж, который делают в крестьянских семьях. Он выполняется от ножек к головке – с потешками, приговорками. В таком массаже идёт чередование концентрации внимания с резким возбуждением. Ведь возбуждение у ребёнка сильнее, чем торможение, и нужно нервную систему так развернуть, чтобы он научился контролировать возбуждение. Но это только одна из особенностей фольклорного воспитания. Вторая особенность заключается в том, что в детском коллективе развивается общинность. Например, мы водим хороводы, играем в игры, в которые ты один дома играть не будешь. Есть, к примеру, игра, где по окончании песенки надо передать игрушку другому. А это вообще страшная сверхзадача – отдать любимую игрушку соседу! Но дети постепенно привыкают и понимают, что нужно делиться с другими. Эгоизм притупляется.

- Это, наверное, особенно актуально потому, что семьи сейчас в основном однодетные, и детям очень сложно учиться общаться со сверстниками…

- Да, в семье детей в идеале должно быть много. В фольклорной традиции воспитывается культ семьи, когда ребенок понимает, что он не один на белом свете, что есть и другие люди, и они не просто p7так существуют в этом мире, а все заняты каким-то делом. Такие представления о мире у ребёнка естественно складываются с помощью наших песен и игр.

- А что это за игры?

- С маленькими детьми мы играем в игры, где они выполняют определённые игровые действия. Здесь, во-первых, дети привыкают, что существуют какие-то правила, установленные взрослым человеком, а во-вторых, тут же есть возможность поправить поведение ребёнка, если он в чём-то не прав. В таких играх сразу проявляется характер детей: кто-то спокойно воспринимает правила игры, кто-то хлюздит, кто-то пытается схитрить. А есть и такие дети, которые не понимают, что есть какие-то правила, и ты ему объясняешь это с помощью игр. Без этого понимания они неспособны ни чему-то научиться, ни что-то понять. Это лучше в детстве объяснить, чтобы потом ему было проще. Хуже, если в будущем жизнь будет "стучать ему по голове" за то, что он не понял в детстве.

Есть ещё, к примеру, такая игра, где дети ложатся на платочки и как будто засыпают, я в это время пою им колыбельную. Потом колыбельная заканчивается, они встают и начинают бегать, плясать. Я опять пою колыбельную, они слышат этот условный сигнал и тут же ложатся. А к нам приходят мамочки, которые жалуются, что дети родились с родовыми травмами, невропатолог их отправляет на уколы, говоря, что ребенок не реагирует на сигналы. Мы начинаем играть, и этот ребенок прекрасно реагирует на колыбельную. Получается, нет у него никакой родовой травмы.

Далее, в современной педагогике мало внимания уделяется эмоциональной стороне ребенка. Стоит задача: научить его каким-то навыкам. И на этих навыках родители так зацикливаются, что забывают, что у ребёнка есть ещё какие-то эмоции, он имеет право pest3на удовольствие. Я не говорю про новую игрушку или мороженое, а про удовольствие, которое он получает от общения – с мамой, папой. У меня были такие дети, которые вообще не улыбались. Мама такая очень серьёзная, много прочитавшая разных книжек про воспитание, и ребёнок серьёзный. Мамы начинают у нас заниматься и удивляются, когда их ребёнок начинает немного улыбаться! А если рассматривать эту ситуацию с православной точки зрения, то это уныние. А уныние – это грех. Ребёнок этого не осознает, но он находится в постоянном состоянии уныния. Подойдёт переходный возраст, и этот повзрослевший ребёнок начнёт, не дай Бог, принимать какие-то антидепрессанты, анаболики, чтобы свою эмоциональную сферу как-то восстановить.

- Имеет ли значение выбор игры для мальчиков и для девочек?

- Имеет большое значение. Мальчики больше предпочитают подвижные, активные игры. Девочки – более спокойные. Хотя всё зависит от темперамента: бывают спокойные мальчики и девочки-пацанки. pest4У нас группы смешанные, но постепенно дети одного темперамента сливаются в одну группу, другого темперамента – в другую. Я уже в процессе присматриваюсь, и если вижу, что ребёнку неуютно в какой-то группе, то предлагаю маме ходить вместе с другой. Обычно характер чётко проявляется к 3 годам. А 1,5-2-годовалые примерно все одинаковые. А вот после 4 лет мальчиков уже нужно отдавать педагогу-мужчине, который будет заниматься с ними по-мужски: на руках поднимать, в войнушку играть, в шахматы и другие.

- Сразу ли вам удалось сформировать группу или были определенные сложности с набором?

- Когда первый год набрали детей, их было очень мало. Детских развивающих центров в нашем районе много, конкуренция высокая. И то, что я листовки вешала, раздавала рекламки – эффект был почти нулевой. А особенность традиционной культуры в том, что никто ни за кем не бегает, никто никого насильно в рай не тащит. Также как и в православии: никто не ходит и листовки не раздает: "Приходите в церковь – у нас всё здорово!" Потому что эта информация имеет определенный код: чтобы она стала тебе доступна, ты должен понять, что тебе это надо, что ты действительно этого хочешь. В нашем случае было то же самое. Сработал самый надёжный способ – сарафанное радио. На второй год больше пришло людей, на третий – вообще был аврал. Начальство выходит, а у нас полный коридор детишек, и все бегают, переодеваются, кипиш такой! Пока я не ушла в декрет, вокруг Центра полноценно функционировало 4 группы. Ну и в стоимости мы ещё выигрываем относительно других детских центров: всё-таки 100 рублей за занятие – это очень немного, по бюджету не бьёт. Такую сумму может потянуть даже семья, живущая на зарплату одного родителя.

p10

- К вам ходят дети, которые не попали в детсад. А ваши дети ходили в детский садик или в ваш Центр?

- Среднего сына Кирилла я водила в детский центр, а старший Ваня, к сожалению, ходил в детский сад.

- Вы говорите "к сожалению"?

- Я считаю, что детский сад – это советское образование, где всё общее: "чашки, ложки, бабы, дети" - как в "Поднятой целине". Правда, советская структура давно лопнула, а неправильные её отголоски остались. Например, в детских садах принципиально неправильный подход к половому воспитанию – оно бесполое. У нас маленький Ваня до детсада был таким маленьким мужичком. Он во всём копировал папу: бегал с шашкой наперевес, настоящий вояка. Походив в садик, он стал просто "мальчиком", появился инфантилизм. Это потому что все воспитатели там – женщины, педагогика – женская. Детский сад все проблемы обостряет. Девочкам не надо ничего объяснять. Сказал: "Мой руки, иначе у тебя заведутся микробы" - и этого достаточно. Мальчику же надо всё объяснять, ему всегда надо ставить сверхзадачи, ему нужна глобальность, тогда у него начинается экспериментальное мышление, интерес появляется. В военно-патриотическом лагере, где мы жили этим летом, воспитатели, куренные, педагоги, священники – все мужчины. Там чисто мужская среда: никто никого не отчитывает, никто морали, нотации не читает. Только железные спортивные правила: "Команды шишками кидаться не было – принял упор лёжа, отжался!" Нет женской нервозности, никто как курица за цыплятами не бегает. Ваня вернулся оттуда совершенно другим человеком, многие проблемы решились, потому что никто его там не дёргал по мелочам. У него уверенность появилась. Т.е. я считаю, что если есть возможность избежать детсада, то лучше избежать.

- Катерина, с какого возраста вы начинаете физическое развитие ребенка?

- Да с рождения! Это лёгкие массажики, ручками-ножками поработать… Специального внимания мы этому не уделяем. Некоторые считают, что особенно усердно нужно развивать ребёнка в раннем возрасте. А через какое-то время родители устают от этого и вообще бросают, т.е. идет крен то в одну, то в другую  сторону. Человек не сможет тащить этот груз гиперактивного развития в течение 10 лет, поэтому всё должно быть в меру, по чуть-чуть. Системы здесь строгой нет, за "ранностью" я не гонюсь. Главное, чтобы все периоды жизни прошли. Например, ребёнок не должен начать ходить раньше, чем ползать, потому что при ползании развиваются одни мышцы, а при ходьбе уже другие. При каждом действии работают разные полушария мозга. И если торопиться, то какой-то момент развития может просто выпасть из жизни ребёнка. Или, например, можно ли научить ребёнка читать в 2,5 года? Можно, но зачем? Чтобы родители похвастались перед соседями? Как показывает опыт, ребёнок, которого рано научили всему этому, в школу ходить уже не хочет. Почему дети сейчас мало читают? Одна из причин - потому что родители их научили читать раньше, чем у них появилась в этом потребность.

pest6- А как же творческое развитие?

- Это – с самого рождения. Все наши великие люди были людьми творческими, выпестованными простыми русскими крестьянками Аринами Родионовнами. В чём секрет их гениальности, творческого мышления и речи? Секрет правильной речи лежит в ритмике, а фольклорная традиция вся завязана на ритме. Нянька поёт колыбельную и похлопывает ребенка по попке. Речь организована в ритм движения, в ритм похлопывания – а это является основой построения в будущем речи ребенка. Ритм – основа жизни. Почему наши современные дети лишены этой возможности? Потому что современная музыка имеет очень примитивный ритмический цикл и сильно притупляет слуховые ощущения. А начало творчества появляется, когда дитя начинает реагировать на звук, музыку, похлопывания.

Развитие речи идёт через колыбельную: ребёнок слышит живую ритмизированную нерифмованную речь, обращённую непосредственно к нему. Для развития творческого интереса есть игра "По кочкам, p9по кочкам", когда ребёнок ждёт, когда же будет "бух!". Дети это очень восторженно воспринимают. Во время игры срабатывает механизм торможения эмоции, а потом с этим "бух!" происходит расслабление. И если этого механизма нет, то в будущем не будет никакого интереса, ожидания, будет только апатия на жизнь, как у родителей – на быт.

Когда ко мне в группу приходят дети, по ним сразу видны проблемы родителей. Родители звонят, говорят, что у ребёнка определённое отставание в развитии, то-другое делать не умеет, неадекватный. Говорю, приходите, посмотрим. Приходит ребёнок – вполне нормальный, адекватный. Смотрю на родителей – а вот родители видно, что не совсем адекватные, они хотят видеть ребёнка не таким, какой он есть, а таким, как они себе его представляют. И ребёнка ломают, и жизнь себе портят. Есть дети-лидеры, а есть ведомые, и их не переделаешь. И надо понимать, что нельзя ломать ребёнка в угоду своим несбывшимся мечтам. Но в то же время нельзя плясать под дудку ребёнка.

- А как не переступить эту грань?

- Если ребёнка любишь, то просто стараешься ввести его в жизнь, p8т.к. ты лучше знаешь эту жизнь. Ты учишь его преодолевать трудности, которые могут возникнуть на его пути, учишь воспринимать это как должное. И относиться надо ко всему без истерики, без волнения. Перед тем, как начать учить, ты должен всё обдумать, взвесить, и на себя критически посмотреть. Если не можешь успокоиться, тогда на воспитании можешь ставить крест. Православному человеку достичь спокойствия хорошо помогает молитва.

- Как еще развиваются творческие способности ребёнка?

- Нужно ездить в путешествия – постоянно. Мы, например, благодаря путешествиям оторвали детей от телевизора, а потом вообще от него избавились. Надо найти хорошего педагога, чтобы его установки совпадали с вашими, в том числе искать педагогов по половым признакам. Например, наш старший сын ходил на рисование к педагогу-женщине. Первое время всё было нормально, приходил с горящими глазами. На второй год шёл уже без особого интереса, кое-как закончили. Всё потому, что он хотел рисовать всяких рыцарей, каратистов, а педагог делала упор на бабочек и цветочки. Нашли педагога-мужчину, и сын стал с удовольствием рисовать каратистов, воинов, всё встало на свои места. Но творчество – это не только рисование, а это вообще уметь творчески выходить из различных жизненных ситуаций. Фольклорные игры как раз этому способствуют - они требуют иногда проявить такую смекалку, такую находчивость! Это, например, Выжигало, Золотые врата и другие.

- Катерина, давайте поговорим о вашей семье. Большая семья требует большого внимания. Как вы решаете проблему детской ревности?

- Я её стараюсь не допускать. Если даже я весь день занята и у меня нет возможности поговорить с детьми и обсудить прошедший день, вечером я каждого из них поглажу по спинке, проявлю внимание, чтобы не возникало чувства одиночества. Ревность чаще всего бывает от какой-то несостоятельности. Даже если один ребёнок в семье, он может ревновать родителей друг к другу, к собаке. Но в любом случае - это не болезнь многодетных семей.

- Дети знают и понимают вашу позицию относительно прививок?

- Да, конечно. Недавно даже был случай. Всем детям ставили прививки, а Ваня забыл принести в школу справку-отказ. И медперсонал школы схитрил, мол, если нет справки, значит, пошли ставить. Ваня на первый этаж спустился, куртку из гардероба взял и побежал домой. Я удивилась, почему он пришёл зимой в школьных туфлях, без портфеля. А он и говорит, что, мол, если бы я еще переобувался, меня бы увидели и заставили идти на прививку. Вот так он творчески вывернулся из ситуации. Хотя обычно в школе он - тихий, послушный ребенок.

- Вы категорично решили не ставить прививки или до определенного возраста?

- Ване и Кириллу мы ставили до того момента, пока у Кирилла заболевание не появилось. Стали искать, откуда "ноги растут" у этой болячки и выяснили, что причина была - поставленная прививка. Стали расспрашивать у знакомых - оказывается, многие сейчас не прививаются вообще. А мы вот не знали. Весь новосибирский Академгородок, где разрабатывают эти вакцины, категорически против, чтобы их детей прививали, потому что они знают, чем это чревато и какие могут быть последствия.

- Были проблемные ситуации с медперсоналом в детском саду или в школе из-за отказа?

- Да, мы долго боролись, бегали между детской поликлиникой и школьным медкабинетом. В конце концов, распечатали из интернета формы отказа от всех прививок, и мы теперь каждый год пишем одни и те же формы. А ведь нет никакой законодательной базы, по которой тебя имеют право заставить сделать прививку. По закону ты имеешь право на бесплатное образование вне зависимости от того, стоит у тебя прививка или нет. Если ты не представляешь прямой угрозы для окружающих (например, с открытой формой туберкулёза), к тебе не может быть никаких претензий. Мы вот младшей Марусе ни одной прививки не поставили, а старшим ставили, и оба страдали от аллергий, а у среднего - астма. После рождения Маруси я сразу же написала отказ, и аллергии мы избежали. Хотя родители одни и те же, только 10-ю годами старше! Педиатр ещё предлагала нам подумать насчёт прививки от туберкулёза. Я позвонила своим друзьям в новосибирский Академгородок, а они мне объяснили, что эта прививка - самая бесполезная из всех, поскольку после неё ещё 2 года надо наблюдаться у врачей, как организм отреагировал на неё и нет ли побочных эффектов. Целых 2 года!

k-s_1- Катерина, вы много сказали о воспитании детей, вплоть до самых маленьких. А что вы можете посоветовать будущим мамочкам? Как избежать лишних проблем и волнений во время беременности?

- Знаете, я всегда молилась только о том, чтобы мне Господь дал здорового ребёнка. Думаю, меньше стоит делать всяких анализов, например на синдром Дауна. У нас с третьим ребёнком была такая ситуация: сделали УЗИ и нашли какие-то пятна в водах – эти пятна бывают у женщин, которые носят ребёнка-дауна. Мне сразу предложили, мол, давайте сделаем прокол. У меня стресс сильнейший. Потом пошла к генетику, она мне объяснила: "Мы идём по Европейской программе, а в Европе допускаются браки между близкими родственниками (т.е. двоюродными братьями и сёстрами), поэтому у них высокий процент рождения неполноценных детей". И мы, глядя на них, теперь носимся с этими анализами на даунство, создаём лишние стрессы беременным… Еще гинеколог мне постоянно твердила, что надо больше дома сидеть, работу оставить, себя поберечь. Для чего? Я в первые месяцы беременности какое-то время сидела дома – я чуть не одурела от самой себя. Мы собрались да поехали по "Золотому кольцу" - дабы "поберечься" (смеётся). Всё прошло очень гладко. Проблемы начались потом, когда мы вернулись и меня начали тюкать - мол, надо ходить на консультации. А надо больше полагаться на себя, на собственные ощущения, и слушать многодетных мам, у которых опыт большой. Надо знать, кого слушать. Ну а главное, нужно полагаться на промысел Божий и больше молиться, и тогда Господь всё устроит, как лучше для нас.
Беременным тяжело по большей части не потому, что они какие-то физические нагрузки выдерживают, а потому, что ещё и психологический прессинг со стороны окружающих надо выдержать. А особенно со стороны родителей. Ведь наши родители – это ещё советское поколение. А тогда была принята усиленная забота о детях. Вот я с первым сыном тоже намучилась: памперсы были дорогие, по несколько штук в день не оденешь – по карману бьёт, так приходилось тоннами стирать пелёнки. А хорошей стиральной машинки тогда ещё не было. Их надо перестирать, потом ещё с трёх сторон прогладить. Много я делала таких вещей, которые на самом деле были лишними. Вспоминаю то время и понимаю, что с тремя детьми сейчас мне гораздо проще, чем с одним – тогда. Позже, когда опыта набралась, стало проще. Конечно, родители ещё долго наседали, что надо пелёнки гладить, что надо во время беременности мясо кушать, что надо то и это делать. Я им отвечала: "Вам надо гладить – гладьте! Вам надо кушать – кушайте! Вам надо делать – делайте! Мне – не надо!" Когда мы собрались ехать в лагерь, где походные условия, на нас целый шквал возмущений посыпался: "Да как же вы с грудным ребёнком куда-то поедете?! Там же по дороге нет ни больниц, ни реанимации!" Отвечаю: "Да, и моргов по дороге тоже нет!" (смеётся)

Во время третьей беременности мне пришлось ещё такой натиск выдержать: "Как же это третье кесарево?! Зачем тебе это?" Спрашиваю: "А что вы мне прикажете делать, когда у меня ребёнок в животе уже шевелится?" Предлагали на аборт идти… Удивительная ситуация у нас в стране. Когда женщина аборт делает, к ней все с пониманием относятся, а когда она рожает – у виска крутят. Когда пошла на учёт вставать, муж ещё предложил мне не ходить - мол, что тебе там врач может хорошего сказать. "Ну что, - говорю, – это же всё-таки врач". А он как в воду глядел. Она мне ничего существенного не сказала, зато прочитала длинную нотацию о том, что предохраняться надо! Причём она это так говорила, будто у контрацепции нет противопоказаний. А я вот сколько знаю женщин, которые спирали ставят или другие средства защиты, у всех через какое-то время идёт удаление органа (хотя она делала всё по правилам, как в инструкции написано). Потому что какая бы это ни была спираль, всё-таки действие у неё абортивное, т.е. оплодотворение происходит, но яйцо не прикрепляется к стенкам матки. И у тебя хотя бы раз в полгода происходит аборт, и, следовательно, последующего воспаления с операцией ты не избежишь. Да и сами врачи говорят, что наличие инородного тела проводит к образованию злокачественной опухоли, а затем – к удалению органа. Слава Богу, родили спокойно Марусю, а наш папа только улыбнулся: "Здорово, я теперь до пенсии нянчиться буду!"

Просмотров: 7090

Загрузка комментариев...