Отец-молодец · Ярмама http://yarmama.ru/ rus vlad@vaviloff.ru Copyright 2024 Песни про папу http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/pesni-pro-papu.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/pesni-pro-papu.htm

]]>
Sat, 10 Apr 2021 00:12:00 +0700
Папа в доспехах http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/papa-v-dospekhakh.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/papa-v-dospekhakh.htm

Оксана ШАПРАНОВА

На вопрос, что такое Отечество, один мальчик ответил:
- Это такой робот.
- А что вы знаете о богатырях?
- Мультик такой…
- Я знаю мультик…
- Знаю. Там ещё воронку на голову одевали…
Оживились мои детки продукцией массовой культуры.
- А былины вы знаете? Читали?
Тишина…

Грустно. Помню, у моего сына был период увлечения былинами года в четыре. Мы многое тогда перечитали, сначала в прозе, потом я взяла в библиотеке классические тексты, песни-сказания. Тексты местами сложные у меня язык заплетается, много слов незнакомых, а он слушает со вниманием. Остановлюсь, чтобы слово объяснить, а он требует:
- Да всё я понимаю, знаю я, читай дальше, не останавливайся!

Тогда я поняла, что не надо делать из произведения искусства дидактического пособия. В нём есть своё время, свой ритм, своя ценность…  И тут не надо мешать. Это скорее пища для  души, а потом уж для ума.

Итак, мы рисовали пап, а потом одевали в доспехи.

4-летний Никита, нарисовал стандартного головонога.

Как же он его одевать будет? Голова или голова, срощенная с телом?  Спрашиваю, показывая на круг (голову):
- Это что у папы?
- Это голова, - потом пауза и, тыкая пальцем на нижнюю часть головы, говорит: - А здесь он писает и какает и ещё…. отрыгает!
Говорит громко с таким важным видом, без тени иронии, и дети не смеются. А мне смешно внутри. Бывают такие моменты, когда ты чётко осознаёшь себя среди  детей, как среди умудрённых старцев. Вот они сидят такие хорошие, неиспорченные, и им не смешно, для них всё естественно. Так тепло на душе становится.

Аня выкрикивает в запале работы:
- А где «кожный» цвет?
И все её понимают и подают пастельно оранжевый мелок.

Тимур планомерно закрашивает лицо папе синим фломастером, приговаривая: у моего папы синее лицо. Не знаю, как его папа отреагирует на синее лицо, но я не вмешиваюсь. Дети лучше знают. Проверяю, перед ним фломастеров много, в том числе и «кожный».

  

Маша, которая всегда отличалась аккуратностью, зачем-то клеит папе розовой прямоугольничек на щёку? Интересно она штаны нарисовала сегодня, и ещё прямоугольник какой-то инородный на щеке…

- Маша, а что это у тебя?
- Это я папу поцеловала.

А про оружие-то и забыли, а ну его!

 

 

Три богатыря - папа и два брата.

Как же без оружия?

 Фото Оксаны Шапрановой, Ирины Олехнович

]]>
Wed, 26 Feb 2014 22:56:00 +0700
"Дома мы постоянно обсуждаем вопросы дружбы" http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/gorevy.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/gorevy.htm Иной раз праздники, проведённые вместе с "Живой стариной", кажутся в современных городских условиях просто ansamblневероятными. Вот уж когда снова и снова убеждаешься - насколько широка душа наша русская, насколько богаты и велики наши культурные традиции.

Если корни у дерева живые - плоды будут! Этот образ - про Горевых. Это они заразили нас балалайкой,  звучащей на многих наших детских праздниках. А под гармошку Игоря, что называется, ноги сами в пляс идут. Да-да, особенно у детей, лишённых той закостенелости, что присуща нам, взрослым :)

Игорь и Катерина Горевы поют в "Живой стАрине" ("стАрина" - значит "былина") уже много лет. Поют песни, по крупицам собранные в деревнях у бабушек - сегодня едва ли не единственных носителей живой народной культуры. Но - всё-таки не единственных! :) Жизнь Горевых народными традициями просто-таки пропитана: начиная от домашней обстановки и соблюдения праздничных народных обрядов, заканчивая воспитанием детей в традиции пестования и в духе русского православия. Детей у Горевых трое: Ване 10 лет, Кирюше 6 лет, Машеньке полтора. Интервью с Катериной Горевой.

- Игорь, вы с Катериной сразу решили, что детей будет много?

- Да, сразу. Я сам - один ребёнок в семье и знаю, что это такое. Один ребёнок обречён на одиночество. Ты поиграл с другими детьми, приходишь домой - и здесь ты один. Заботиться не о ком, внимание тоже некому давать, родители чаще всего заняты своими заботами.

- А плюсы есть в том, что ты один?

- Наверное, нет, но я об этом не думал.

- Ваша семья - музыкальная, вы сами играете на нескольких музыкальных инструментах. Как собираетесь обучать этому the_angaraдетей? Не хотели бы отдать в музыкальную школу?

- Сейчас очень сложная обстановка с музыкальным обучением. В обычной школе детей сначала учат говорить, а потом писать. А в музыкальной - сначала обучают нотам, а потом учат играть. И у человека формируется восприятие, что музыка - это ноты. А музыка - это не ноты, а звук. Вот такой перевёртыш получается. Из-за этого дети часто с музыкальной школы выходят "никакими". И музыкант-самоучка, которого обучал какой-нибудь дедушка, гораздо лучше понимает музыку, чем вот такой выпускник музыкальной школы. Потому что музыкальная отзывчивость в первом случае выше. Человек сначала должен научиться понимать и издавать звук, а потом всё остальное. В доме должен быть музыкальный инструмент. Если ребёнок не знает, что такое живой звук, то он и не сможет правильно его воспроизвести. Иногда встречаются такие дети - я начинаю играть на балалайке, а они подходят к магнитофону, смотрят и не могут понять, почему звук идёт не от него, а от балалайки. Да и к тому же в первую очередь нужно желание ребенка. У нас дети не проявляли яркого интереса к музыке, хотя в доме есть и балалайка, и гармошка, поэтому мы их и не стали насильно ничему обучать. Придёт такая необходимость для них обучиться, скажем, чтобы мне или маме помогать, подыграть, тогда они научатся. А пока нет необходимости, они и не стремятся к этому. У моей жены тоже так было: она заиграла на балалайке не так давно - когда начала вести занятия в детском центре. И многие мамы потом тоже научились играть, чтобы дома с детьми заниматься.

- Какие игрушки вы покупаете детям?

- У нас много игрушек, которые сделал нам дедушка: деревянные мечи, автоматы, кинжалы, алебарды. Одно время покупали в магазине разные китайские игрушки - например, пластмассовые мечи. Дети с ними поиграют раз-два, и мечи ломаются: то рукоятка отлетела, то другая запчасть… Выбрасываются, на следующей неделе покупаются новые. Это нам быстро надоело, мы пошли к oruzhie_1дедушке - мастеру на все руки. Тот нарезал из дерева автоматы, кинжалы. Теперь к нам гости приходят и первым делом идут к этим мечам. Причём как дети, так и взрослые.

- Возникает ли у вас вопрос, какие фильмы, мультики давать детям для просмотра, какие компьютерные игры им покупать?

- Год назад у старшего проснулся интерес к компьютерным играм, потому что дети в школе разговаривают об этом. Вот, попросил купить ему такие игрушки. Это, конечно, жуть: там ты бегаешь, убиваешь людей за то, чтобы тебе дали баллы, за которые ты можешь построить здание! Мы с ним поговорили об этом. Ваня сказал, что ему такие игры тоже не нравятся, он больше любит интеллектуальные игры. А другие дети за это считают его маленьким. Мы потом с учительницей разговаривали, и она отмечает, что у Вани кругозор шире, чем у других детей. Я думаю, такая ситуация - следствие узости интересов родителей. У меня на занятиях был мальчик, который никак не мог запомнить простые слова. Когда стали разговаривать с ним, какие фильмы он смотрит, что читает - выяснили, что ничего он не читает, а вместе с родителями смотрит фильмы ужасов. Это удобно: ребёнок сидит, смотрит, родителей не отвлекает. А результат вот такой...

Что касается фильмов, то если фильм откровенно вредный, то мы объясняем, почему мы это не будем смотреть. А иногда просто своим примером формируем отношение к фильму или мультфильму. Хороший способ: развенчивать созданные масскультурой образы "вредных" героев мультиков. Например, спросите у ребёнка - кто сильнее человека-паука? Дети гадают: Бэтмен или трансформеры. А нет, не угадали. Кто же? Ответ: человек-тапок! И всё, посмеялись и сразу героизм так называемого "героя" сводится на нет! Или смотрим Лунтика, а мы переименовали его в Тупунтика, и сразу сформировалось другое отношение к нему. Нам удалось привить любовь детей к старым советским фильмам: "Александр Невский", "Финист Ясный Сокол", "Илья Муромец"...

- И дети их смотрят? Ведь они же более привычны к современным ярким мультикам…

- Да, смотрят, причём с упоением! Ведь там есть героизм, есть явный положительный герой и нет "крови". А трагизм там показан не через кровь, а через эмоции, через вид плачущих людей, т.е. негатив передаётся через душевное состояние. А герой не для себя славу зарабатывает, он - защитник Родины. А вот старые мультики мальчики не смотрят, они скучны для них. Зато их хорошо смотрят девочки потому, что там показан образ царевны: женственной, нежной, а вокруг неё - ореол женственной красоты, и девочкам это очень нравится. Они хотят быть похожими на этих царевен. Я очень люблю смотреть исторические фильмы о разных народах, об их истории, и Ваня вместе со мной смотрит, а потом Кириллу объясняет про македонян, про спартанцев. Смотрю, они уже вместе играют в сражения. Причём они уже знают, что одни народы могут существовать в одно время и воевать друг с другом, а другие нет. Т.е. эти моменты у них уже уложились в голове. Недавно мы вместе с детьми смотрели фильм "Правда о прививках", и Ваня некоторые моменты там усмотрел и понял. Это тоже, кстати, один из способов воспитания, когда дети слышат то, что говорят родители, и смотрят вместе с родителями фильмы.

- Скажите, Игорь, а как вы выбирали систему воспитания детей? Существует много известных систем вроде школы доктора Спока, школы Монтессори и других…

ansambl1- Мы сами уже много лет занимаемся изучением, исследованием фольклорных традиций русских в Сибири. Есть такое понятие, как традиционная педагогика. Вот именно её мы и берём на вооружение, потому что это опыт наших предков. Монтессори - система хорошая, но для детей американских и с отклонениями в психическом развитии. В основе русской педагогики - общинность, а у американцев - индивидуализм. Это важно. Думаю, программа Монтессори распространена из-за педагогического вакуума, ведь нынешние родители - это воспитанники детских садов, пионерлагерей и т.п. Мы изначально пошли по фольклорной традиции. И это хорошо потому, что основа любого русского воспитания - это православная традиция: почитание старших, формирование границ "можно-нельзя", других определённых ценностей. А уже на эти принципы можно налагать любые программы с внешней атрибутикой. Вот мы и налагаем фольклорную традицию.zh_starina

- А фольклорная традиция не противоречит православной культуре?

- Ни в коем случае. Это же всё от наших предков. Фольклорная традиция - это последние 1000 лет, которую мы прожили в православной культуре.

- Вы детей с самого начала приучаете к православию?

- Мы не насаждаем детям правил типа "молиться", "поститься" и т.д. Считаем, что нельзя ничего делать из-под палки, по принуждению. Мы своим примером показываем. Сами стараемся часто ходить в церковь, причащаться, исповедоваться. В православном воспитании очень важна среда вокруг. Например, минувшим летом мы были в детском военно-патриотическом лагере, и там все обязательно молятся перед едой, после еды, перед началом любого дела. А после лагеря мы сели за стол, а средний сын Кирилл говорит: "А помолиться?" Т.е. для него это уже вошло в привычку. Мы как новообращённые ещё не привыкли к этому, а дети уже не чувствуют стеснения, для них это норма, они родились в этой среде. Это поколение и будет основой нашей духовности.

- Каким образом у вас происходит изучение православных истин с детьми? Что-то стараетесь рассказать о православии?

- Нет, специально мы ничего не втолковываем, но когда спрашивают, отвечаем. Наша бабушка - послушница в храме, - она им и о православии рассказывает, и книжки покупает. Дети вообще часто интересуются, старший часто вопросы задает. Например: "А откуда я взялся?", "Откуда дети берутся?", "Что со мной будет, когда я умру?", "А куда бабушка ушла, раз она умерла?", "Мама, а где моя могилка?". Или вот Кирилл как-то спросил: "А когда я умру, меня червяки будут есть? А я не хочу". Приходится объяснять, что будут кушать не тебя, а твоё тело, а ты - это душа, которая полетит на небо, а там рай. Затем объясняем, что такое рай (как мы себе представляем) - это где птички поют, листики на деревьях золотые, ангелы летают.

- А на вопрос "Откуда я взялся?" как вы отвечаете?

- Бог дал. Им этого достаточно. Люди женятся, и Бог даёт им детей. Ребёнок, конечно, понимает, что из живота - видят же беременных женщин. Но подробнее им не говорим, как это делают на уроках по половому воспитанию. Им этого не требуется.

- Есть такая мальчишеская беда, как драки. Как вы объясняете сыновьям эту дилемму: когда по-христиански стерпеть, а когда vanyaи сдачи дать?

- Когда мы были в военно-патриотическом лагере, один батюшка Ване объяснял эту ситуацию. Он рассказал, что пришёл к нему сын и сказал: "Меня побили". Он в ответ спросил: "Ты терпишь, как истинный христианин?" - "Да, терплю". А батюшка - под два метра ростом и под 200 килограмм весом. И сын у него такой же: высокий, только не такой крупный. На следующий день такая же ситуация и ответ: "Да, терплю". На третий день приходит: "Папа, меня снова побили!" В ответ: "Ты терпишь как истинный христианин?" Тот не выдержал: "Нет, не терплю!". А батюшка: "Тогда бери то, что первое под руку попадётся и бей всех, кто тебя обижает!" На следующий день воспитательница жалуется батюшке: "Ваш сын – он всех бьёт! Родители жалуются!" А батюшка в ответ: "Но когда его били, вы же внимания не обращали, потому что он смиренно сносил. Как так? А родителей приглашайте ко мне, будем разговаривать". На этом драки закончились. А вообще, мы с детьми в этом случае всегда вспоминаем историю преподобного Серафима Саровского. Когда к нему пришли разбойники и побили его, он смиренно сносил побои и не отвечал, потому что знал, что если даст сдачи, то он их убьёт. Мы детям рассказываем его историю как идеал, к которому надо стремиться. Когда ты полюбишь своего врага, он уже перестанет быть врагом. Ну а пока ты не дошёл до этого понимания - "бери то, что первое под руку попадётся и бей всех, кто тебя обижает".

- А как проблему таких драк решали в военно-патриотическом лагере?

- Интересным образом. Они раздавали бумажки и задавали 2 вопроса: "С кем бы ты пошёл в разведку?" и "С кем бы ты ни за что не пошёл в разведку?". Потом эти данные обрабатывались, выявлялся некий изгой, "козёл отпущения", и затем уже с куренными (вожатыми отрядов) проводилось обсуждение, как такого человека ввести в коллектив, чтобы такое отношение пресечь на корню. Не думаю, что в обычных лагерях есть такая идея общинности, где один из главных законов - "Сам пропадай, а товарища выручай". Т.е. в военном лагере приучают к мысли, что если ты один, то ты не выживешь - вокруг тебя, в любом случае, должны быть люди. Дома мы тоже постоянно обсуждаем вопросы дружбы, взаимопомощи. У старшего сына были проблемы в отношениях со сверстниками. Мы всё это проговаривали, обсуждали. Сейчас вроде бы всё в порядке. Тут главное - проговорить ситуацию с ребёнком, чтобы он не держал проблему в себе. Очень важно создать дома доверительную атмосферу, чтобы ребёнок сам всё рассказывал, и тебе не приходилось бы шпионить за ним из-за кустов.

- Как создать такую атмосферу в семье?

- Может быть, не ругать из-за всего подряд. Спокойно, без истерики относиться к проступкам ребенка. Если сразу родители начинают наказывать его, то он в следующий раз уже подумает, говорить или не говорить им. Если что-то он натворил, поговорить, объяснить, что papa_i_detiэтого делать нельзя. А по поводу физических наказаний мы разговаривали с батюшкой. Он говорил, что в России физическое наказание всегда было нормой. Это лучше, чем моральное унижение, обзывание, приведение ребенка в состояние "до слёз". Беззлобно всё должно быть: "Ты знаешь, что будет наказание?" - "Знаю" - "Всё, получай". Ребёнок наказание получил, но он понял за что и согласен с этим. Я в этом случае всегда делаю предупреждение, т.е. говорю: "Вот ты сделал что-то. Это плохо и делать нельзя. Сейчас я тебе просто говорю, в следующий раз будет наказание". Дети это хорошо понимают и стараются не повторять проступка, чтобы не получить за него. Они знают, что в следующий раз ничего обсуждаться не будет - получат "по полной", без аванса. Тогда и детям легче ориентироваться, и взрослые не чувствуют своей вины. Кстати, тот же батюшка нам приводил в пример мнение физиологов, которые говорят, что на попе очень много нервных окончаний на ягодицах. Поэтому в младенчестве и детстве очень важны похлопывания ребенка по попке. Говорят, что от таких похлопываний активизируется мозговая деятельность. Есть же такая пословица: по попе настучишь и сразу до головы доходит! (смеётся) Причём это касается и взрослых. Поэтому надо шлёпать всех: и мальчиков, и девочек. Жена спросила у батюшки: "А вы дочку свою тоже по попе шлёпаете?" Отвечает: "Да, уж лучше я её сейчас отшлёпаю, чем потом - муж!"

- А в лагерь, о котором вы рассказали, с какого возраста дети могут попасть?

- С 10 лет. С этого возраста они уже могут самостоятельно жить в papa_i_synполевых условиях (в палатках), без родителей. Я там работал, и мы жили всей семьёй поначалу в стационарном лагере, т.е. в домиках, и Ваня (старший сын) сначала там с нами жил. Потом, к концу первого сезона мы решили: "Хватит, Ваня, пойдешь жить в палатки вместе со всеми". Мама сначала сильно за него переживала, как он там будет один, без нас. В первый день он пришёл расстроенный, просился обратно к нам. Я ему: "Ты что это говоришь? Я тут педагог, и ты меня позоришь!" На второй день он только забежал, поцеловал нас и убежал. А потом мы вообще его не видели. Только в столовой помашет нам рукой, вроде как "я тут, не теряйте" и всё. Вместе со всеми занимался. Там проводилась и спортивная подготовка, и конная, и высотная подготовка, и отжимался, и подтягивался. Там же преподавали и русскую традицию - музыкальную культуру, ознакомительные инструментальные занятия, традиционную народную пляску. Этот сезон был посвящён годовщине победы в Великой Отечественной войне, поэтому они разучивали военные песни тех лет. Сейчас ходит по дому, напевает про танкиста.

- Ругаете ребёнка за плохие оценки в школе?

- Нет, за плохие оценки мы никогда не ругаем. Ругаем за лень, за халатность, за непослушание. Одно дело, когда он чего-то не понимает, а другое - когда он и не хочет понимать. Всегда сначала выясняем причины плохой оценки. Однажды сын получил двойку потому, что не сдал уже сделанную работу. Тут я ругал его именно не за оценку, а за халатность, за то, что он сгрузил учебники-тетрадки, не посмотрев, и пошёл. А это определенное неуважение к учительнице, к занятиям. После этого сын стал серьёзнее относиться к учебе.

Беседовала Ирина КАЗАРИНА

Специально для "Ярмамы"

]]>
Fri, 19 Aug 2011 08:53:00 +0700
Папа на каникулах http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/kanikuly-papa.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/kanikuly-papa.htm kanik

В конце мая, сразу после школы, уехал мой старший. Провожая его в аэропорт, перекрестил, обнял по-отцовски, шепнул на ушко: «Помни, ты из Сибири». И, еще до конца не проснувшегося, взъерошенного тринадцатилетнего мальчонку быстро-быстро понесла легкая иномарка по пустынным улицам Красноярска. На встречу московскому небу. Черноморскому небу. Ростовскому…

Одним словом, Сергея взял в свой очередной миссионерский вояж известный на всю Россию богослов диакон Андрей Кураев. Сдружились они еще два года назад в очередной приезд отца Андрея с лекциями в наш город. И вот теперь мой старший улетает. Надолго? Сроки не оговаривались. 

А через четыре дня уехал средний. Если для Сергея двухмесячная отлучка из дома была в новинку, то для Алексея провести «все лето в Крыму с тетей Таней», – уже укоренившаяся традиция. И снова светящееся Алешкино лицо через непроницаемое стекло вагона, беззвучное «пока», маханье руками… Хвост симферопольского поезда мягко растворился в ночной мгле. Пути сообщения в очередной раз разделили наш семейный пирог.

Мы с женой шли с вокзала в притихшую квартиру, и я представлял, как мой путешественник готовится накинуться на свежесваренную курицу под мерное качанье и стук колес.

Но. «Теперь папа в отпуске» – мысль сгустилась и материализовалась в мягкий диван и любимую, вечно недочитанную книгу. Хотя младшая Серафима легко заткнет за пояс своих старших kanik2братьев. Но. Один ребенок, это не три ребенка. Год выдался не из легких: переходный возраст, разборы залетов, классическое «кто виноват» и «что делать»,– и так до конца мая! Но, теперь-то, почти на все лето, плита воспитания свалилась с изможденных плеч. Пусть попробуют другие! Я, конечно, не тварь дрожащая, но право на отпуск имею. Так думалось в первые облегченные вечера.

Странное, однако, существо – человек. Неугомонное. Все-то ему не так, и всего-то ему мало. Зима пришла – машина не заводится. Весна – ноги сырые. Летом – духота, комары. Осень – рецидивы. Дети уехали – тоска накрапывает. И уже уныло смотришь в ночное окно, встав с мягкого дивана, отложив любимую книгу. И мысли – другие. Шумно с пацанами, о тишине мечтаешь, проблемы достали. А вот вырастут, разъедутся. Не на сезон, на годы. Что тогда? Получать новогодние открытки с фотографиями внуков? Бежать, сломя голову, к телефону? И вспоминаешь недавний звонок старшего:

– Пап, мы вчера с отцом Андреем в кафе ходили. Знакомый какой-то пригласил.
– Ну?
– Здорово! «Бонаквой» обливались!
– То есть?
– Ну, я сказал отцу Андрею, что на этикетке точное его зображение.   Правда, ведь, похож?
– А он что?
– Что, что. Облил меня прямо из этой же бутылки!
– Как? В кафе что ли?
– Да. Прямо за столом!

И дальше звонкий Сережкин голос, легко преодолевая разделявшие нас километры, весело сообщал о совместных поездках на «великах», купанье в штормящем море и прочих «классных» вещах. Я радовался за сына, за диакона Андрея, их дружбу, свое отцовство. Но когда кладешь умолкнувший телефон, где-то внутри почему-то сквозит грустью.

И снова перечитываешь Алешкино письмо, в котором южное солнце светит с каждой строки, аккуратно выведенной рукой школьника. Он умудрился с местными мальчишками организовать «международный турнир по хоккею», где в финальном матче встречались «сборные России - Швеции». Разумеется, выиграли «наши». К письму прилагался список отличившихся бомбардиров и турнирная таблица. Алешка, как всегда, в роли Овечкина. И не тому удивляешься, как он смог (в июле!)  собрать загорелых пацанов для зимнего вида спорта (интересно, что им там заменяет клюшки?). Больше поражает детская непосредственность и простота общения. Мы, взрослые, рядимся за территорию; делимся на «хохлов» и «кацапов», а наши дети просто играют. А если и есть противник, то он обычно «условный», не выходящий за пределы правил игры. Да что об этом говорить! Стоит только оглянуться назад, в свое прошлое, как память тут же предоставит неопровержимые доказательства наличия в нас детской чистоты. Но, к сожалению, утраченной.

Куда это все ушло? Почему мы перестаем играть? Ох, как часто бывает тошно от этой чрезмерной взрослости. Как пошло временами мы поступаем – солидные дяди и тети. Делаем такое, чего бы дети, пусть самые капризные, никогда бы не сделали. Поэтому когда-то Христос на вопрос учеников «кто больше в Царстве Небесном?», поставил посреди них ребенка и сказал: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Вот она – мера совершенства! Ребенок! Только ему и возможно войти в блаженную вечность, держась за руку Всемогущего Отца. Только человеку с непорочным детским сердцем и может быть доступно лицезрение Бога. Потому что в детях kanik3еще остается то, что мы утратили, растеряли, беспечно идя по жизни. Доверчивость, беззащитность, умение просто прощать, просто любить – где все это? 

А еще ребятишки имеют великий дар Божий – радоваться и радовать. Видеть, как Серафима, готовясь ко сну, заботливо укладывает «смешариков» в постель,– заменит собой целый контейнер антидепрессантов. Мои дети радуются, а я… я скучаю на своих каникулах, рассматривая разрезанный путями сообщения семейный пирог. Знаю: мальчишки не забывают свой дом. Помнят о нас. Молятся. И еще неизвестно, кто друг друга воспитывает: мы их, или они нас. В них живо то, чему следует поучиться нам – закованным в броню взрослости, отяжелевшим своей значимостью.

С такими размышлениями бродил я по квартире в передышках между повседневной беготней и суетностью. Телефон громко затрезвонил, резко обрывая полеты мыслей-бомбардировщиков. В трубке серьезный голос Сергея:

– Пап, привет. Вылетаю первого августа. Один (подчеркнуто-важно, уже по-взрослому). Встречайте.

После нескольких реплик я положил трубку. Улыбнулся. Каникулы скоро закончатся. Слава Богу!

О. Виктор ТЕПЛИЦКИЙ

Статья предоставлена автором.

]]>
Fri, 19 Feb 2010 11:39:00 +0600
Мужское воспитание. Что это такое? http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/muzhskoe-vospit.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/muzhskoe-vospit.htm – Мужское воспитание? Личные размышления. Ага. Понял. Да, да. Постараюсь не затягивать, – я положил телефонную трубку и многозначительно почесал подбородок: м-да! С одной стороны, вроде как всё понятно: попросили написать – напиши, а с другой: как писать о том, что выходит само собой. Если мужчина – он мужчина, то, по определению, по-женски воспитать кого-либо у него не получится. Я посмотрел на Алёшку – моего среднего, который в коридоре вталкивал кроссовки в спортивную сумку (вот оно, как бы мужское воспитание!), и, самодовольно хмыкнув,  отправился в комнату предаваться столь серьёзным раздумьям.

Но всё оказалось не так-то просто. Вопросы вдруг нахлынули лавиной на мою голову трижды родителя. 

Итак. С раннего детства помню про дом, дерево и сына. Но с течением времени всё больше убеждаюсь в несостоятельности сего «золотого» правила. Идёшь в храм по нашей наполовину застроенной Николаевке (кто не знает – это частный сектор) и видишь: дома снесены, деревья выкорчеваны, а дети, тех, кто всё это строил, разлетелись по белу свету. И ещё вопрос: кем стали эти дети? Послушаешь сетования старушек – плакать хочется. Нет, всё дело не во внешнем благоустройстве бытовой стороны жизни. Оно, конечно, хорошо и полезно, а кому-то и необходимо, но всё это подвержено тлену. Человек же существо вечное. А раз так, значит надо искать  вечное, нетленное, и передавать это потомкам. Другими словами, – воспитывать их в этих непреходящих ценностях, которые формируют настоящую полноценную личность, способную к любви и творчеству.

Хорошо. Воспитывать. Но как? Тут уже приходиться чесать затылок. 
Человек приходит в этот мир не tabula rasa – чистая доска – а уже с набором характерных черт. Сужу по своим: все трое в одной семье – все разные, даже замечаю черты характера не свойственные ни мне, ни жене, а скорее бабушкам, дедушкам. И какова же здесь функция воспитания? Возможно ли вообще какое-либо воспитание, тем более – мужское? Много можно привести теорий и гипотез на этот счёт, но вопрос остаётся открытым. Думаю, это подтвердит любой родитель. Книжки книжками, но практика вещь упрямая.

И всё-таки. Не бросать же нам в растерянности вёсла. Надо выгребать. Куда? В собственную душу! Да, именно – всё воспитание начинается с самовоспитания. Я могу дать только то, что имею сам. Если я хочу в своём чаде видеть доброго, мужественного, ответственного, любящего человека, я должен в себе развивать эти спасительные для души качества. Стремиться к этому. Я призван личным примером  вдумчивого отца вести за собой того, кто вышел из моего семени. 

Личность – неповторима, непостижима, своеобразна и свободна. Но если свободна, то значит, вольна  в своём выборе: выборе правды и лжи, света и тьмы, добра и зла, и, в конечном счёте – светлой радости Рая и горьких нескончаемых мук Ада. Человек сам определяет свою вечную  участь. Воспитание не может полностью вылепить, как из глины, мягкую послушную фигурку. Эта иллюзия  никак не вписывается в замысел Творца. Но воспитание может дать нужное направление развития личности, вернее сказать – указать путь к свету. Пойти же или не пойти данным путём – решать только нам самим. Мы сотворены Богом свободными! И если человек выбирает дорогу правды, красоты, любви, если у него хватает решимости не отступать от выбранного направления, то непременно в сердце у него будет радостно и спокойно. Смысл жизни постигнут, цель ясна – попутного ветра! А то, что путь не из лёгких и много препятствий, так трудности только закаляют, дают возможность вырасти в нас мужеству, стойкости, состраданию другим. Золото очищается огнём, человек испытаниями. И тот, кому открылась Истина, непременно хочет поделиться этим сокровищем с другими, в первую очередь с теми, в ком его плоть и кровь. От сердца к сердцу  совершается познание мира и Бога, при условии взаимооткрытости. Это – Откровение воспитания.

И тут снова вопрос: дети, особенно в раннем возрасте, существа наивные и открытые, а мы? Открыты ли мы для наших детей? Как часто мы выталкиваем их в сферу неживого общения с телевизором и компьютером. А нужно всего ничего: проживать жизнь ребёнка вместе с ним, а не покупать его за китайские пластмассовые пистолеты и пиликающие мечи. Одно дело, когда папа, приходя с работы, кинув с порога заезженное «как дела», бухается на диван с книгой или в кресло с бутылкой пива перед телевизором (неважно, суть дела это не меняет). И совсем всё будет по-другому, если вечером будет общий ужин, живые расспросы и чтение сказки на ночь.  Понятно, что такое не всегда возможно при бешенном ритме «российской действительности», но если этого желать и если к этому стремиться, то такое –  возможно, и непременно – получится.

Пусть мало, пусть даже редко удаётся выбраться с детьми в лес или на прогулку, но, сколько бы вам ни выпадало на это минут, проживайте их максимально, имейте на это мужество. И тогда дети поверят взрослым. И тогда откроются сердца. И даже тогда, когда вы будете выговаривать им за какой-то проступок (дети на то и дети, чтобы баловаться, а взрослые на то и взрослые, чтобы сердиться), они будут продолжать вас любить, потому что видят в вас hokkeiнастоящего, внимательного (может даже иногда и чересчур) заботливого отца. Быть неравнодушным и воспитывать неравнодушных – вот кредо мужского воспитания.

Пока я, сидя за клавиатурой, предавался сим благим думам, Алёшка вернулся с тренировки и сразу с порога закидал вопросами: "Мам, что кушать? Где Серёжа? Пап, мы завтра едем на хоккей? Ты коньки наточил? Изоленту для клюшек купил?"

Я же под впечатлением серьёзных размышлений, чувствую себя непревзойденным воспитателем: 
– Так, орёл, чья сегодня очередь мыть вечером посуду?
Ответ летит с быстротой пули.
– Серёжина, - тут дети мои не ошибаются.
– Точно?
– Точно. Я сегодня в обед мыл.
– Ладно. Завтра в шесть, играем. – Вижу, как расплываются  в улыбке щёки моего среднего. Я иду к компьютеру набирать статью о мужском воспитании. Глядишь, чего-нибудь да выйдет.

О. Виктор ТЕПЛИЦКИЙ

Статья напечанана в журнале "Город детства". Для сайта "Ярмама" предоставлена автором 

]]>
Fri, 15 Jan 2010 11:20:00 +0600
"Воспитание детей - это хождение по минному полю" http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/teplickij.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/teplickij.htm teplickКрасноярского священника Виктора ТЕПЛИЦКОГО, иерея Никольского храма, что расположен на старом кладбище в Николаевке, прихожане любят. И отзываются как о пастыре добром, интеллигентном, не по возрасту мудром. Согласитесь, это капитал, который весомей всяких денег и титулов. Отцу Виктору всего 35, но к нему за советом и утешением едет православный люд со всего города. Впрочем, сам священник, человек скромный, не считает себя выдающимся врачевателем душ. Он просто честно, в меру своих сил, служит Богу и людям. А еще успевает заниматься литературным творчеством: пишет светлые, душевные стихи – уже вышли две книжки. Есть сборник рассказов, есть пьеса, которую поставили даже в Португалии. Лауреат астафьевской премии.

Сегодня с отцом Виктором мы разговариваем не только как со священником, но и как с отцом семейства: у него трое детей, любимая жена Татьяна. Крепкая православная семья, о каких раньше только в книжках писали…

- Отец Виктор, поделитесь, пожалуйста, самыми яркими впечатлениями детства.

- Я был городским ребенком, но из детства больше всего, как ни странно, запомнилась деревня, куда уезжал к бабушке на лето. Обыкновенная сибирская деревня с бревенчатыми избами, коровами, огородами, высоким косогором над речкой. Именно там меня впервые посетило чувство Родины. Выходил на этот косогор – и такие открывались необъятные просторы, такие дали, что хотелось думать о чем-то возвышенном. Тогда и почувствовал со всей силой и восторгом, что живу в России…

- Наверное, вы родились в верующей семье, и на ваше решение стать священником повлияли родители?

- Не угадали. Родился я в семье хоть и не воинственных, но атеистов. О Боге у нас не говорили. Слова «Христос воскрес» впервые услышал от бабушки на Пасху, и стал допрашивать ее: кто такой Христос, что значит воскрес?.. Отец мой – инженер-конструктор, мать – банковский работник. К Богу пришел сам, уже в сознательном возрасте, после армии, я и крестился-то в 22 года. Но основы духовности, нравственное начало, конечно, заложили родители. Отец – заядлый книжник - привил любовь к книгам и мне. Мы жили в маленькой комнате в старом деревянном доме. Теснота. Печка, стол, шкаф, кровать. И с четырех сторон – книги, книги… Деваться было некуда. Читал запоем. Отец только успевал подсовывал нужную литературу: русская и мировая классика, альбомы по искусству, которые я очень любил рассматривать. Собрание сочинений Диккенса почему-то запомнилось… Мать скажет что-то по дому сделать, приходит, а у меня и конь не валялся, сижу, читаю. В качестве наказания на какое-то время не разрешали читать.

- Что, и ремешка отец не поддавал?

- Как сказано в Евангелии, «жалеющий для сына розги, его ненавидит». Бывало. Но очень редко и только за серьезные проступки – за вранье, например. В основном отец «наказывал» меня такими длинными и суровыми нравоучениями, что сидишь и думаешь: «Уж лучше бы всыпал…» У нас в семье было принято беседовать с детьми как с равными (у меня есть еще младший брат – диджей, между прочим), а не приказывать им. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Как-то получил в школе двойку и исправил ее в дневнике на тройку. Родители заметили. Заставили пойти к учительнице и показать ей свои «художества». До сих помню, как было стыдно…

Отец мой был романтиком. И в меня заложил эти камешки, благодаря которым я и стихи потом начал писать. Природу любил, тайгу. Брал с собой на охоту, рыбалку. Делал из меня мужчину, воспитывал характер. Уходили в лес на два-три дня, где он учил и по зайцам стрелять, и костер разжигать с одной спички. Спортом заставил заниматься. Я вставал в шесть утра и, прежде чем пойти в школу, бегал на коньках. Ходил в хоккейную секцию. Сам придумал таскать 3-килограммовую гантелю в портфеле, чтоб силу развивать. А отец, в очередной раз пришивая к нему ручку, удивлялся, чего это она так часто отрывается… Тогда очень популярными людьми были космонавты, которых подростки боготворили. Высказывание одного из них папа вывел на листочке четким чертежным шрифтом и повесил над моим столом: «Все победы начинаются с победы над самим собой». Оно всегда у меня было перед глазами и очень в жизни помогло. И хоть я никогда не отличался выдающимися атлетическими данными, но к армии уже выполнял все нормативы на турнике, позже занимался восточными единоборствами, кикбоксингом. Папа сумел внушить, что в здоровом теле здоровый дух.

- Вы знаете, батюшка, мне кажется, что во времена нашего с вами босоногого детства воспитывать отроков было как-то легче, у них было меньше соблазнов, от которых сейчас только успевай ребенка ограждать…

- Да, не было компьютеров, интернета, сотовых телефонов. И того сумасшедшего потока информации, который захлестывает сегодняшних подростков. Мы были дети улицы – носились целыми днями с мячами и палками по дворам и гаражам. А нынче один телевизор с его мутным потоком дряни чего стоит!

- А Вы своих детей от этого как спасаете? Они в церковь ходят?

- Конечно. Все-таки папа у них священник. Но, разумеется, не из-под палки. Тут никакого принуждения. Если родители воцерковленные – то и дети к Богу потянутся. У нас как в семье? Говоришь ребенку: сегодня ты плохо себя вел, значит в церковь не пойдешь… Переживают.

Когда ребенок приходит в этот мир, в него уже характер заложен. У меня их трое, и я вижу, что все они разные. Старшему, Сереже, 12 лет, ему труднее прививается вера. Он к технике тянется, к компьютеру, на гитаре играет, стихи сочинять пытается. Любит каверзные вопросы задавать: «Кто Бога сотворил?»

- И как выкручиватесь?

- Беседую, объясняю, мы с ним такие споры ведем, так упираемся, что вы!.. Но он любит помогать мне на службе, стихарь надевает, сразу таким важным становится… Средний, Леша, книги читает. Самоуглубленный, серьезный, цельный человечек, он уже по-настоящему верит. Серафима, самая маленькая, тоже любит ходить в храм. К каждому из детей нужен свой подход. Вообще задача родителей – посеять доброе семя, поливать его и ждать всходов. Но тут как и у земледельца – сеешь хорошие семена, над ними трудишься, а сорняки сами растут. Хотя ты их не сеял.

- Вот-вот. Дома мы еще можем создать ребенку идеальную среду, оградить его от дурных влияний. Но потом он идет в школу, на улицу, где другой, жестокий мир. И там, посеянное нами, злые люди могут и прополоть и окучить. Как быть?

- Тут, я думаю, надо уповать только на помощь свыше. Что от нас зависит – мы ребенку должны дать. Развить его хорошие черты, подтолкнуть к доброму, показать личный пример, а все остальное – промысел Божий. Потому что Бог оставляет свободу выбора даже ребенку. Я в него вложил истины, а что дальше он предпримет – в его собственных руках.

- Да вы, батюшка, фаталист?

- Я не фаталист, просто не все в наших силах. И я, увы, не знаю ответов на все вопросы. Воспитание детей – это как хождение по минному полю. Хотелось бы, чтоб все было «как в книжке», а не всегда получается... Знаю одно: чтобы ребенок тебе доверял, чтоб вы были друг другу интересны, надо с ним проживать его жизнь. А не так: на тебе игрушки, телевизор, иди, сам собой занимайся… Мы, взрослые, бываем слишком серьезны. Мы закрепощенные, у нас все время в голове проблемы, а ты просто побудь ребенком, подурачься вместе с ним, забудь, что у тебя уже борода, и тогда, может, найдешь с ним общий язык.

- Так как все же насчет телевизора? Ограничиваете детей?

- Ограничиваю. Но опять же, не силой отцовской власти, а объясняю, что попса, например, не дает ничего ни уму ни сердцу (у нас в доме ей вообще нет места, мы приучаем детей к хорошей музыке), что «Дом-2», например, будь он неладен, - это пошлость и бездуховность, что вот эта глупая передача – она для людей нравственно убогих, а вы же не такие? Знаете, прислушиваются к родительскому авторитету! В пост мы вообще телевизор смотрим только по выходным и далеко не все подряд. Читаем, устраиваем семейные просмотры хороших фильмов на DVD. «Оливера Твиста» недавно смотрели, детям понравилось.

- Отец Виктор, а как вы относитесь к оголтелому феминизму, на котором мир вроде помешался?

- Отрицательно. Нет ничего хорошего в том, что мы ставим женщину к станку и сажаем в офисы, где она становятся «бизнесвуменшей». Это, поверьте, не от хорошей жизни. Если б мужчина у нас мог достойно зарабатывать, то многие женщины с удовольствием посвятили себя главному своему предназначению - быть матерью, женой, хранительницей очага… И в этом нет ничего унизительного, это, наоборот, возвышает представительницу прекрасного пола.

- Ваша супруга - человек верующий?

- Да. Она любит меня, и сказала: куда ты, туда и я. Но, правда, к вере пришла не сразу. Когда только начинали вместе жить, относилась настороженно, не все понимала. Но я ей помог, был для нее первым толчком к Богу. Теперь она говорит: это мое.

- А священники с женами ссорятся?

- Перессорились давно, когда еще притирались друг к другу, когда я начинал свой путь к церкви. Еще когда не были мужем и женой, случались такие ситуации, когда ее женская верность и моя мужская выдержали тяжелое испытание, когда надо было выстаивать. Я месяца четыре провалялся со сломанными поясничными отростками и она меня выхаживала, как ребенка. Никого кроме Татьяны рядом не было, родители как раз уехали. Получилось, что за короткое время Господь нас так свел, что мы оба проявились, и поняли: чего нам искать еще кого-то? Мы уже в самую глубину души друг другу заглянули, о чем ссориться? Не о чем. Если и бывают разногласия, то какие-то мелкие, бытовые. Нам не скучно друг с другом. Я не понимаю, когда говорят: надо разъехаться на время, мы друг от друга устали. Зачем тогда жить вместе, если вы устаете друг от друга так, что аж отдыхать нужно?

Жена – мой лучший, если не сказать единственный друг. Иначе и быть не может. Я не понимаю, когда некоторые мужчины проводят грань: у меня есть жена и есть друзья. Это как понимать? Жена что, к числу друзей не относится? В Писании о супругах сказано: люди становятся одной плотью. Не только в телесном смысле, но и в духовном…

Беседовал Сергей БУРЛАКУ

Материал предоставлен героем статьи

]]>
Sat, 09 Jan 2010 21:22:00 +0600
Многогранный папа http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/valentin.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/valentin.htm val3Смотрю на произведения искусства, расставленные на столе: две гирьки, скрепленные кольцом, вазочка, рюмочка, детская погремушка с двумя колечками, издающая приятный мягкий звук, ладья из шахматного набора, большая скульптура мужчины и женщины, фигурки для игры «Тетрис»… Все это из дерева. В другой комнате детки строят крепость из деревянных брусков. Эти бруски – заготовки для новых игрушек-головоломок, идеи которых постоянно рождаются в голове у нашего героя.
     
Первый серьезный опыт работы с деревом у Валентина был несколько лет назад. У любящего супруга возникло желание сделать val4жене оригинальный подарок ко дню рождения. С этой целью он поехал в лес и нашел березу с большим капом (наростом на стволе). Сейчас он смеется, вспоминая, как пытался отрезать его от дерева, как потом вез эту 30-килограммовую штуковину домой, и скольких трудов стоило ему вытесать из цельного нароста будущий подарок. Ведь по твердости и долговечности кап сродни камню. А тогда – было не до смеха. Ведь на работу ушло около года кропотливого труда. Зато композиция молодого человека и девушки в длинном платье, заключенных в объятия, до сих пор является вершиной коллекции деревянных поделок.

Среди друзей и родных семьи Колесовых нет таких, у кого не было бы дома деревянного презента – детской игрушки-погремушки или val6же другой полезной вещицы, сделанной Валентином. Для, так сказать, «массового выпуска» этих изделий был куплен фрезерный станок, с которым работать стало еще интереснее и продуктивнее. Материалом для поделок и игрушек служит... обычный черенок для лопаты.

А первый опыт лишь воспитал в Валентине такие качества val1характера, как упорство и настойчивость в достижении цели и нежелание бросать работу на полпути. Кстати, эти же качества он воспитывает и в своей пятилетней дочке Веронике. Она уже активно принимает участие в делах семьи и никогда не остается в стороне от любых занятий своих родителей. Маме она незаменимая помощница по хозяйству, для младшей сестренки ласковая нянечка. А у папы Ника приобретает знания практически во всех сферах деятельности. Благодаря папиному воспитанию она всегда очень точно и аккуратно выполняет любые поручаемые ей задания. Пример тому – сконструированные совместными усилиями мини-гидроэлектростанция, модель лифта и небольшой радиоприемник. Среди "игрушек" Вероники микроскоп, кубик Рубика, шахматы.

А недавно папа Валя при непосредственном участии Вероники соорудил новую головоломку.
- Это некая вариация объемного тетриса. Впервые его придумал val5норвежский математик, собрав набор из кубиков одинакового размера, и игра пошла в народ. В развивающих играх Никитиных этот "тетрис" называется "Кубики для всех". Кубики склеиваются в различные фигуры, из которых в дальнейшем можно собрать около 240 композиций. Такое занятие необходимо для развития пространственного воображения. Мы сделали такую игрушку за час: я резал реечки, а дочка склеивала их между собой.

Кстати, стоит такая игрушка в магазине около 300 рублей.
Конечно, в процессе обучения ребенка, считает Валентин, важно не только интеллектуальное развитие, но и физическое. Поэтому любимое занятие семьи в зимнее время – коньки: папа с дочкой посвящают этому несколько часов в неделю. Уделяется время и беговым лыжам, а летом – велосипеду.

Наш герой не спонтанно стал таким многоплановым. Он с детства находил время интересоваться и изучать что-то новое: и кристаллы выращивал, и резьбой по дереву занимался, и электроникой - собирал приемники, изучал устройство компьютеров. Сейчас возможности для познания неизведанного осталось меньше, все время занимает работа и воспитание детей. Но и здесь Валентин нашел выход:

- Как-то я наблюдал за оптимизацией работы сервера, когда он, решая одну главную задачу, попутно выполняет еще несколько функций. Понял, то же самое можно сделать и в жизни. Поставил себе задачу: прослушать всю русскую классическую литературу в полном варианте. Для этого записывал литературные произведения в формате аудиокниги на плейер и слушал во время прогулок, езды на велосипеде, лыжах, по дороге на работу. За 2 года задача была выполнена. После этого, не останавливаясь, перешел на иностранных классиков. Причем на английском языке. Многие аудиокниги лежат в интернете в свободном доступе.

Английский язык Валентин изучил самостоятельно еще в институте. Начинал с детских сказок в оригинале, подглядывая в словарь. Потом уже без словаря. Полученные навыки пригодились в будущей работе.

Дочка Вероника пока еще не интересуется классической литературой, но с удовольствием читает с папой сказки: «Пеппи – длинный чулок», о Карлсоне, сказки Пушкина. А сейчас перед ней открывается новый невероятный мир Р.Дж. Толкиена в приключениях его героя Хоббита. Не остается в стороне и духовное образование подрастающего поколения:
- Стараемся больше говорить с Никой о вере, о Боге. Конечно, на доступном ей уровне: рассказываем историю сотворения мира по книге Бытие, говорим о базовых понятиях, чтобы они не казались странными или непонятными. Дальше сама разберется. А в современной картине мира ничего не понятно не только детям, но и взрослым. Кстати, рекомендую в помощь родителям: для детей есть замечательные книжки, изданные по благословению Филарета Минского – и дети их с интересом слушают, и родителям полезно почитать.

А на случай большой занятости у нашего папы припасена большая коллекция детских познавательных аудиосказок, мультфильмов, документальных фильмов на более чем 100 DVD-дисках. 

val2Наблюдая за отношениями в семье, сразу видишь, кто ее глава. Валентин сам считает, что мужчина в доме – это, в первую очередь, авторитет для жены и детей, глава семейства, от которого зависят многие важные решения. Но этот авторитет приобретается не силой или «кулаком по столу», а любовью и постоянным непосредственным участием в жизни домочадцев. 

- Нельзя никогда отмахиваться от детей под предлогом занятости. Чтобы ребенок не пошел искать ответов в других местах и у чужих людей. Дети всегда должны помнить, что у них есть к кому обратиться и попросить совета. В этом, главным образом, и проявляется родительская любовь.
     
Случайно в разговоре выяснился еще один интересный факт из биографии главы семьи. Оказывается, первым крупным подарком супруге Светлане был свитер, связанный Валентином собственноручно. Между прочим, довольно необычно слышать, как мужчина убеждает тебя, что спицами вязать гораздо удобнее, чем крючком. 

Да, многогранный папа.

Ирина КАЗАРИНА

Специально для "Ярмамы"

]]>
Mon, 23 Feb 2009 14:57:00 +0600
Почему я занимаюсь ребёнком http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/shetinin.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/shetinin.htm viktor1У меня двое детей. Старшему сыну скоро 11 лет. Из них три года он занимается баскетболом. Моя задача сделать так, чтобы занятия спортом стали для него образом жизни. Пусть он не станет известным баскетболистом (хотя мы очень стараемся), но спортивная подготовка, несомненно, поможет ему во взрослой жизни. Я сделаю для этого всё, потому что мне это – важно.

ГНУ СВОЮ ЛИНИЮ

Моё детство пришлось на 80-е. Я рос в маленьком городке Саяногорске. Во дворе был каток, где пацанами и пропадали целыми днями. Зимой – хоккей, летом – футбол. Других развлечений не было, не было и секций и профессиональных тренеров, поэтому играли для себя. Сейчас жена меня упрекает, что сам, не добившись больших высот в спорте, я старюсь реализовать свои амбиции за счет ребенка. Пусть упрекает. Я всегда знал, что когда у меня будет сын, я буду заниматься им, а он будет заниматься спортом.

Первые шесть лет я его не трогал. Сын рос домоседом. Во дворе ему было скучно. Я понял: если не сделать шагов навстречу, сам он может ничего и не захотеть. И подарил ему домашний баскетбол. На дверь повесили кольцо, и дело пошло. Затем в ход пошла компьютерная игра NBA: папа играл, сын viktorсмотрел, изучал правила, а вскоре начал играть сам. Потом я стал рассказывать сыну о легендах баскетбола, и мы вместе смотрели мультфильм «Космический баскетбол», где великий Майкл Джордан играет в баскет с любимыми мультяшными героями.

Весной мы вместе вышли на баскетбольную площадку во двор. Я показал – и с первого же раза у сына получилось водить и правой и левой руками. Он обводил камни, которые я ставил как препятствия. С бросками по кольцу, конечно, не получалось – не хватало силенок докинуть. Но он кидал, а когда попал первый мяч, дома устроили народные гуляния. Теперь я не мог загнать его домой. Я понял – надо искать тренера.

И нашел. Самого лучшего. Меня убедили, что Николай Анциперов – это лучший детский тренер по баскетболу, теперь я был в этом уверен. Когда я привел ему своего маленького сына, он отказывался нас брать, потому что тренировал детей на полтора-два года старше. Но я настаивал. Он сдался. Конечно, сыну со старшими было тяжело, но уже после нескольких тренировок прогресс был просто впечатляющим. И главное, ему самому очень нравилось заниматься. Мы старались не пропускать ни одной тренировки. Но тут начались скандалы с женой. Она чуть не плакала: мол, сын маленький, такая сложная программа в школе, он совсем не отдыхает, а ты заставляешь…

Я терпеливо объяснял: все дети, которые чего–либо добились в жизни, сделали это только благодаря фанатичной преданности им родителей. Юрий Шарапов, отец Марии Шараповой, увез дочку в Америку в лучшую теннисную школу и, пока она училась, мыл посуду в ресторане. Мама братьев Буре, воспитывая сыновей одна, каждое утро вставала в пять утра, чтобы отвезти детей на тренировку. А сколько нынешних футболистов отцы возили за тридевять земель на электричке! Жена в ответ: «А мама Евгения Миронова каждое утро грела сыну стул чайником, чтобы он когда проснется, сел завтракать на теплое место! А единственный сын Ноны Мордюковой вообще стал наркоманом и умер от передозировки, потому что хотел по горам с рюкзаком лазать, а она его в артисты запихала!» И смотрит на меня, как на истребителя младенцев.

В общем, чтоб она убедилась, что занятия спортом – это не только мое желание, но и сына, я отправил их вместе на секцию. Она вернулась домой очень гордая. С тех пор так прониклась нашим хобби, что теперь, когда я уезжаю в командировки, она совершает маленький подвиг: везет Женю на тренировку с совсем маленькой дочкой на руках.

ТОЛЬКО МЕРТВЫЙ НЕГР НЕ ИДЕТ ИГРАТЬ В БАСКЕТБОЛ!

Ездить на секцию нам приходится далековато (в этом году группу нашего года набирал Виктор Денисович Курилов, и мы перешли заниматься к нему, тренировки проходят в 7-й школе, мы едем больше 20-ти остановок). Иногда, действительно, самому не хочется – и устаю, и времени не хватает, но мы с сыном подбадриваем друг друга нашим девизом: «Только мертвый негр не идет играть в баскетбол!» -- и едем на тренировку. Когда тренер со своими старшими игроками уезжает на соревнования и отменяет тренировки, мы занимаемся во дворе. Кроме того, мы с ним стараемся не пропускать ни одного матча нашего «Енисея». Когда в позапрошлом году Красноярск приезжал баскетбольный ЦСКА, сын очень хотел сфотографироваться с самыми знаменитыми баскетболистами клуба. Я не мог подвести его. И после матча сфотографировал с двумя чемпионами Европы – Джоном Робертом Холденом и Алексеем Саврасенко. Сын был счастлив.
С тех пор наша копилка фотографий с великими баскетболистами уже серьезно пополнилась.

И пусть мой сын не станет таким же великим спортсменом, как Холден или Саврасенко, но он будет красивым, высоким, уверенным в себе, ему будет легче общаться с окружающими, легче идти по жизни.

Когда пытаюсь привлечь к занятиям спорта одноклассников сына, их родители и бабушки отвечают одно и то же: уроков много задают, устает сильно, времени не хватает, да и сам он не знает, хочет играть в баскетбол или нет. Где-то я это уже слышал.

НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА ШКОЛУ

Многие родители считают, что для физического развития сына или дочери достаточно уроков физкультуры. Мне это странно. Не надейтесь вы на школу, не обманывайте себя. Пока идем из школы домой, спрашиваю:
- Чем занимались на физкультуре?
- Да ничего особенного, играем в «Вышибало», немного прыгаем, немного бегаем…
- Устаешь?
- Нет, там так, играет и всё.

А еще они на уроках физкультуры утаптывали землю на школьном поле – для старшеклассников, чтобы те потом спокойно поиграли в футбол. Или с порошком мыли в спортзал.
Сами уроки физкультуры проводятся по «красным» датам. Если каким-то уроком надо пожертвовать, жертвуют физрой. Или уроки отменяют, так как физрук уехал на какие-то непонятные соревнования.

О каком здоровье может идти речь, если с самого детства ребятишкам навязывают сидячий образ жизни. По пять-шесть уроков в день, затем домашние задания, продленки, компьютер и т.д. Бедные дети. В нашей гимназии завели могучей комплекции тетеньку-охранницу. Время сейчас неспокойное, такие тетеньки нужны, не спорю. Но наша охранница весь свой богатырский задор направила на борьбу с детьми. На переменах нельзя бегать, прыгать, громко смеяться. Даже в снежки играть на школьном дворе запрещает. Чуть чего – тащит очередного «негодяя» в учительскую. Значит, и учителей устраивают подобные методы воспитания. Дети ходят согнутые, серого цвета, как роботы. А родителям некогда. Возить на секции действительно очень утомительно, изматывает, с работы надо отпрашиваться. Но и не надо потом тогда разводить руками, мол, мы ради вас работали не покладая рук, покупали, что хотели, холили и лелеяли, а вы с бутылкой пива на лавке во дворе сидите, ничем не интересуетесь, никуда не стремитесь…
Почему я занимаюсь своим ребенком?
Потому что люблю.

Виктор ЩЕТИНИН, Красноярск

Обзор баскетбольных секций Красноярска: здесь.

]]>
Mon, 23 Feb 2009 09:59:00 +0600
Папина дочка http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/papina-dochka.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/papina-dochka.htm Николай ФИЛИППОВ, психотерапевт

Если папа становится мамой, он многое начинает понимать по-другому. В этом я убедился, когда остался дома с грудным ребенком. Жена пошла на работу, а я начал пестовать трехмесячную тогда дочку Сашеньку.

viktoriaПрофессия позволяла мне свободно распоряжаться своим временем. Пациентов я принимал по выходным, а в будние дни оставался с дочерью. У меня появилась уникальная возможность сочетать работу психолога с «отцовской практикой», и не воспользоваться этим было просто глупо.

У окружающих это вызывало недоумение или даже осуждение. Почему? Может быть, мужчины устроены как-то иначе и, посягая на эту едва ли не главную женскую добродетель, они наносят непоправимый вред психическому и эмоциональному здоровью своего малыша? Но никто еще не доказал, что с папами детям хуже, чем с мамами.

Как практик и как психолог абсолютно уверен, что ключи от счастья девочки вручены природой именно отцу. От него во многом зависит, станет ли она любящей и любимой или превратится с возрастом в угрюмую мужеподобную особу.

Именно папе, а не маме, дочка хочет подсознательно нравиться. Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что отец для девочки — первая и большая любовь. Так не надо их разочаровывать! Самой природой устроено так, что отцу дана возможность почти абсолютного, психологически безболезненного управления дочкой — взглядом, намеком, жестом, словом. Надо только умело и осторожно пользоваться этим подарком. 

Часто отцы даже не догадываются о силе своего влияния на дочерей. Сколько ошибок в воспитании, жизненных драм, поломанных судеб берут начало отсюда.

Вот немногие, самые необходимые знания. 
Любая девочка, чтобы полностью раскрыть свой эмоциональный, чувственный потенциал, должна пройти через три периода взросления:
дошкольный — период послушания, выработки «тормозов»;
школьный — период переживания, накопления «опыта души»;
подростковый — период сопереживания, умения бескорыстно отдавать свои душевные силы другим.
Непроживание хотя бы одного из этих периодов уродует женское «Я» девочки. Если поведение дочери на всех этих этапах встречает одобрение отца, она и во взрослой жизни будет придерживаться тех же правил и при этом чувствовать себя уверенно.

С мамой девочка познает смысл и значение человеческих отношений, изучает себя, свое тело, свои женские функции, а отец — воспитатель воли и чувственности дочери. В постоянном внутреннем диалоге с ним закаляется ее характер.

Девочка хочет услышать отцовский совет, ощутить его помощь, поддержку, а если провинилась, готова понести строгое наказание. Но строгость — совсем не обязательно суровость. Зачастую достаточно просто осуждающих слов, выражения своего отношения к поступкам дочери. Главное, чтобы у нее появилось чувство вины, переживание из-за того, что ее поведение не соответствует требованиям отца.

Когда я взялся воспитывать маленькую Сашеньку, мне нередко приходилось ловить на себе неодобрительные взгляды. Женщинам было непонятно, как мужчина может столько времени проводить с ребенком, тем более с девочкой. Неинтересно же, скучно. Это заблуждение. Как раз с девочкой и проще и увлекательней.
Чем мы с Сашенькой занимались? Да всем. Но не так, как все. Если родители уделяют время развитию ребенка, они чаще всего прибегают к испытанным методам. На ребенка сверху опускается обучающая воля взрослого. Но когда он запоминает буквы, цифры, разучивает стишки, развивается только память. А интеллект, а ассоциативное мышление?

«Я сама. Я уже взрослая. Я могу» — вот те волшебные слова, которые становятся мощными импульсами в развитии и воспитании ребенка. Надо только не бежать впереди него, а спокойно идти рядом, понимая и поддерживая.

Вот, например, пресловутая чистка зубов. Помню, как я от нее отлынивал. А Сашенька с раннего детства чистит зубы с готовностью, с радостью и даже без напоминаний. Мы с ней так договорились: она сама ухаживает за собой и чистить зубы — ее обязанность, как у всех взрослых.

А утренняя зарядка? Мало кто из родителей делает ее с детьми. Изо дня в день одно и то же — попробуй вытерпи. Для нас с Сашей зарядка была цепью образных превращений: из зайца в медведя, из медведя в лису, потом в петуха. У каждого животного своя походка, свои привычки и повадки. Согласитесь, большего простора для самых разнообразных движений трудно найти!

Или возьмем рисование. Ходили мы в детскую изостудию. Перестали. Почему? Там малыша учат рисовать вазочки, яблочки, цветочки так, чтоб похоже было. Но четырехлетнему ребенку, утверждающему себя в мире, нужно прежде всего выразить себя. Не в подобии, а в цвете, в цветовых сочетаниях.

Ходили мы и на танцы. Меня удивляло: почему дома Сашенька часами танцует, а на занятиях зевает, то и дело бегает в туалет? Потом догадался: ей хочется выдумывать, фантазировать, выражать себя в движении.

Вот эта бурлящая «самость» остается почему-то вне родительского внимания. Послушайте, как говорят друг с другом мамы о своих детях, — в основном о еде и о болезнях. Как будто все воспитание сводится только к этому.

Отцовская революция, о которой поговаривают на Западе, похоже, нам не грозит. Как я выяснил, в России меньше 3% отцов, готовых взять на себя воспитание ребенка.

Однажды мне пришло в голову создать в своем микрорайоне совет отцов. Попытка с треском провалилась. От нее осталась пачка бумажек — ответы на анкету, которую мы проводили. Среди вопросов был и такой: «Ваша роль в воспитании дочери?». Из 300 ответивших отцов 230 написали: «Не мужское это дело».
Неправда, очень мужское.
Не верьте популярной песенке, в которой поется, что папа может все, что угодно, но только мамой не может быть. Еще как может!

Сегодня по самым приблизительным подсчетам в России работают более двух третей матерей, иногда на нескольких работах. В этих условиях не использовать скрытый отцовский потенциал нерасчетливо — и житейски, и экономически.

Журнал «Будь здоров!»

]]>
Thu, 14 Feb 2008 17:41:00 +0600
Как "сделать" мальчика? Специально для мужчин http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/muzhikam.htm http://yarmama.ru/roditeli/goodpapa/muzhikam.htm В мире существует не один десяток теорий и методов планирования пола будущего ребенка. Перед вами лишь несколько из них.

Метод № 1. Чем новее, тем лучшe

Самый распространенный метод, основанный на теории обновления крови. Согласно этой теории у мужчин кровь обновляется раз в четыре года, а у женщин -- раз в три года. Тестирование проводится в момент желаемого зачатия. Возраст женщины нужно разделить на 3, а мужчины -- на 4. От чьего возраста останется меньший остаток, такого пола и должен получиться ребенок.

Получается, чья кровь была "моложе" на момент зачатия, такой пол превалирует. Однако есть один нюанс: если были какие-то серьезные кровопотери -- роды, выкидыш, аборт, сдача донорской крови, переливание, -- то считать надо не от дня рождения, а от даты кровопотери. И еще -- говорят, что если у матери отрицательный резус крови, то все наоборот.

Метод № 2. Шустрые сперматозоиды

Основоположник этого метода -- Дж. Мартин Янг, автор книги "Как зачать мальчика". Основной принцип: чем ближе к овуляции происходит зачатие (или если во время ее), тем больше вероятность рождения мальчика. И наоборот -- чем дальше от овуляции, тем больше вероятность зачатия девочки. Это объясняется тем, что сперматозоиды с Y-хромосомой движутся быстрее (быстрее достигают яйцеклетки), но меньше живут (иногда не дожидаются, пока созреет яйцеклетка). Если половой акт происходит в момент овуляции, то Y-хромосомы первыми оказываются у яйцеклетки и вероятность рождения мальчика выше. Если же половой акт происходит до овуляции, то Y-хромосомы умирают, и в момент овуляции у яйцеклетки оказываются Х-хромосомы -- вероятность рождения девочки выше.

Точный день овуляции можно определить, используя график базальной температуры или определяя состав шеечной слизи. Таким образом, зачать мальчика можно в период за 3 дня до овуляции и не позже 24 часов после овуляции. Кстати, Дж. Мартин Янг не советует планировать ребенка позже 24 часов после овуляции, потому что яйцеклетка стареет и увеличивается вероятность выкидыша и врожденных дефектов.

Похожая теория зародилась в Польше более тридцати лет назад. Польские ученые утверждают: если половой акт произошел за 11-12 дней до начала менструации, то родится мальчик, если за 13-14 дней -- то девочка. Они говорили: неважно, какая продолжительность менструального цикла у женщины, за одиннадцать дней до начала месячных она имеет шанс забеременеть. Сперматозоиды могут находиться в матке или в трубах до четырех-пяти суток, поджидая яйцеклетку.

Но все-таки вероятность этого метода -- примерно 87%, так как в определенные периоды цикл может измениться из-за болезни, нервных стрессов или климата.

Метод № 3. Заглянем в тарелки

Этот метод называется французским. Его основоположники утверждают, что пол ребенка напрямую зависит от питания родителей. Особую диету необходимо соблюдать в течение трех недель перед предполагаемым зачатием. А забеременевшей женщине придется придерживаться ее еще семь недель.

Итак, диета, способствующая зачатию девочки:
Напитки: кофе, чай, шоколад, какао, кальциевые минеральные воды.
Мясо: все сорта, но в ограниченном количестве.
Рыба: свежая и быстрозамороженная.
Яйца: без ограничений.
Хлеб и злаковые: все виды хлеба и выпечки без соли и дрожжей.
Овощи: картофель (в ограниченном количестве), баклажаны, спаржа, свекла, морковь, огурцы, кресс-салат, зеленые бобы, горошек, перец стручковый, лук, вареные томаты.
Фрукты: все, кроме слив, абрикосов, черешни, бананов, апельсинов и смородины.
Орехи: миндаль, фундук, арахис -- не соленые!
Очень полезны сахар, мед, пряности, варенье, душистые травы.

Избегайте пересоленной пищи! Не рекомендуются газированные напитки, консервированные соки, колбаса, ветчина, копчености, жаркое, копченая, консервированная и соленая рыба, раки, креветки, все сыры и мороженое, обычные сорта хлеба и все кондитерские изделия промышленного производства. Избегайте употребления кукурузы, консервированных овощей, жареной картошки, сырых томатов, чечевицы, соленых сухофруктов, дынь.

Ешьте больше продуктов, содержащих кальций и магний, поменьше -- содержащих калий и натрий.

Диета, способствующая зачатию мальчика:

Напитки: содовые минеральные воды, чай, пиво, вино, кофе, фруктовые соки.
Мясо: все сорта и все колбасные изделия.
Рыба: все сорта.
Хлеб и злаковые: печенье, бисквит, манка, рис.
Овощи: картофель, грибы, сухая белая фасоль, чечевица, сушеный горох.
Фрукты: все, особенно черешня, бананы, абрикосы, апельсины, персики, финики.
Сухофрукты: чернослив, сушеные абрикосы, финики.

Следует как можно больше солить всю пищу, не бояться употреблять консервированные продукты и дрожжи. Не рекомендуется молоко и молочные продукты, минеральные воды с кальцием, креветки, крабы и икра. Свести к минимуму употребление теста, замешенного на яйцах, а также хлеба, блинов, вафель, кондитерских изделий на молоке, зеленого салата, стручковой фасоли, зеленых бобов, сырой капусты, кресс-салата, укропа, грецких орехов, фундука, миндаля, арахиса, какао, молочного шоколада.

Большое количество жидкости способствует зачатию мальчика, и наоборот, если меньше пить -- вероятность зачатия девочки увеличивается. Если семья мечтает о мальчике -- нужно есть побольше картофеля и мяса, не отказывать себе в овощах и фруктах и исключить молочные продукты. А если родители хотят девочку, то будущей маме необходимо сесть на молочную диету, отказаться от картофеля и экзотических фруктов.

Метод № 4. Хотите девочку? Воздержитесь!

Теорию зависимости пола ребенка от интенсивности половой жизни придумали отечественные ученые. Они утверждают, что чем большей половой активностью отличается пара, тем больше вероятность рождения мальчика.

Так что если вы хотите девочку, то следует работать по 24 часа в сутки, заниматься спортом и пытаться не думать о сексе. А если вы мечтаете о наследнике -- забудьте о работе, спорте и всех проблемах -- думайте только о сексе!

Метод № 5. Чет и нечет

Основан на зависимости пола будущего ребенка от четного и нечетного возраста женщины. Если следовать этому методу, то зачатие ребенка женского пола для четного возраста женщины возможно в четные месяцы года (февраль, апрель, июнь, август, октябрь), для нечетного возраста -- в нечетные месяцы года (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь). И наоборот -- зачатие ребенка мужского пола для четного возраста женщины возможно в нечетные месяцы года, для нечетного возраста -- в четные месяцы года. В течение года у женщины нечетного возраста будет преобладать зачатие мужского пола ребенка, а у женщин четного возраста будет преобладать зачатие женского пола ребенка.

Естественно, ни одна из теорий не дает стопроцентной гарантии -- человек предполагает, а Бог располагает... И все-таки, может быть, стоит соблюдать их все, и тогда ваши стремление и настойчивость будут вознаграждены и все получится? Поделитесь результатами на форуме "ЯрМамы".

Теории ну совсем не научные

-- Если партнеры на момент зачатия находятся не в браке, то родится мальчик. Чтобы матери (слабой женщине) было на кого опереться в будущем, если вдруг мужчина не захочет жениться. А если партнеры расписаны или повенчаны, то с большей вероятностью родится дочка.

-- Если до зачатия супруги часто живут половой жизнью, то родится девочка (чтобы мужчинам было на кого распространять свою активность). А если половая жизнь супругов до наступления беременности протекает с перерывами в 3-4 дня, то это способствует зачатию мальчика ("настоящих мужчин" в племени не хватает).

-- Если в паре сильнее любит мужчина, родится мальчик. И, соответственно, наоборот.

-- Если в семье главенствует мужчина, то родится девочка. И наоборот, если муж находится "под каблуком" у жены, то вероятность рождения мальчика выше.

Мария КУТУЗОВА, Красноярск

]]>
Thu, 19 Apr 2007 08:04:00 +0700