Красноярский семейный портал

Если ребёнок левша

"Посмотрите на нее, дети! Она пишет левой рукой!" -- так в середине прошлого века учительница пыталась пристыдить маму моей подружки. Другие педагоги поступали радикальней -- надевали маленьким левшам тесную варежку или туго обматывали рабочую руку, чтобы писали как все. Некоторые даже связываться не хотели: "Левшей не учу!" Приходилось расстараться родителям...

Ладно древний темный человек с его привычкой чуть что плевать через левое плечо. Но откуда у современных взрослых образованных людей (а эпизоды, подобные описанным, нет-нет да и случатся) первобытный священный ужас перед собратом, пишущим не той рукой? Откуда наивная уверенность, что ребенок, которого они сейчас коллективно мучают (из лучших побуждений: мир, дескать, у нас приспособлен для праворуких), будет промышлять именно каллиграфией? А не печатать, скажем, на компьютере, которому вообще все равно? Или махать топором? Или, там, резать мясо на котлеты? Левой рукой.
Впрочем, в последнее время, похоже, появилась обратная тенденция -- этакая "мода" на левшество. Мама упоенно рассказывает, какой необычный у нее ребенок, знакомые вежливо слушают и... благодаря маминым стараниям смотрят на малыша как на диковинку из кунсткамеры.

Нашли чему удивляться!

Иногда левшам приписывают необыкновенные творческие способности. Мотив простой -- человек, как известно, устроен "крест-накрест": за правую половину человеческого тела отвечает "логическое" левое полушарие, за левую -- "образное" правое. Следовательно...
Обычно в пример приводят Леонардо да Винчи, Чарли Чаплина... скрип-скрип мозги... ах да, еще Пола Маккартни! Куда легче вспомнить великих, которые НЕ БЫЛИ левшами. Думаю, соотношение левшей-правшей среди них такое же, как и у простых смертных, то есть один к девяти. Наверняка каждый из нас припомнит левшу, который преуспевает в точных науках, но ничего не смыслит в музыке и поэзии. И правшу, который... совсем наоборот. Дело в том, что преобладание правого полушария и леворукость -- все-таки не совсем одно и то же. Левшество в этом смысле может проявляться как "левоухость" или "левоглазость" или не проявляться совсем никак. Есть еще вполне безобидные создания с грозным названием амбидекстры, кое получили за свою способность одинаково резво действовать обеими руками. Но само по себе это еще не означает, что перед нами человек-оркестр вкупе с ходячей академией наук.
Часто человек орудует правой рукой и... "думает" правым же полушарием. Так что выдающихся художников правильнее было бы назвать правополушарными, вне зависимости от того, какой рукой они создавали свои шедевры.
Да и не только "образностью" славна правая половина нашей головушки. Если мы находим дорогу домой, если в силах заметить разницу между минутой и часом и между письменным и обеденным столом, если в состоянии отличить папу от бабушки, а радость от неприязни -- это заслуга правого полушария. Интонации, ритм речи, эмоциональное состояние собеседника воспринимаем мы именно благодаря ему. Что же остается левому? "Слова, слова, слова..." Если представить людей с совсем уж нереальным перекосом в ту или другую сторону, то, скажем, из фразы "Дурачок ты мой" правополушарный вынесет ласковую интонацию, а левополушарный -- слово "дурак".
Кстати, если до совсем недавнего времени считалось, что речевой центр находится исключительно в левом полушарии, то теперь в этой привилегии ученые не отказывают и правому (у левшей в 70% случаев он именно там). К примеру, у "восточноязычных" и "африканоязычных" людей центр речи расположен в правом, а то и сразу в обоих полушариях. Еще бы! Попробуй тут обойтись одним, если одно и то же, на слух европейца, слово, произнесенное с разными интонациями, имеет несколько значений!
Интуиция, умение запоминать зрительные, слуховые образы, эмоции, ощущения -- вот такие они, левши! А левое полушарие в это время трудится, систематизируя, обобщая и делая выводы из чувственной информации, полученной правым.
И еще: не стоит сердиться на мужчин, когда они каждые десять секунд прыгают с одного телеканала на другой. Трудно им, бедным левополушарным, выдержать непрерывный поток образов, столь любезный полушарию правому...

Оставьте левшу в покое!

Не знаю, как весь мир, а школа точно ориентирована на правшей. Кроме пресловутого переучивания с левой руки на правую, сами принципы обучения рассчитаны скорее на "левополушарных" взрослых, чем на детей, у которых, по данным нейропсихологов, в 6-7 лет только НАЧИНАЕТСЯ распределение по полушариям их традиционных функций (до того приоритет принадлежит скорее правому). Даже в начальной школе -- где веселые песенки и стишки на повторение правил? Где яркие картинки и увлекательные игры, в которых так легко все запоминается? Нет -- с первого класса алгоритмы, формулы и сплошная абстракция! Целые учебные программы построены на этом!
Конечно, для единственного на 30 человек левши никто не будет специально строить макет замка из разноцветного картона, когда весь класс давно залез в самые дебри геометрии. Но до 12-14 лет большинству детей, именно в силу особенностей развития полушарий мозга, легче осознать и усвоить конкретную, образно поданную информацию.
Ну а переучивание... Если оно идет легко и без насилия -- стоит попробовать. И ни в коем случае сопротивление ребенка нельзя объяснять капризом! Привычка -- только одна из версий того, откуда суть пошли левши. И, пожалуй, не самая убедительная. Гораздо правдоподобнее выглядят гипотезы о наследственности, о повреждении левого полушария в раннем младенчестве или внутриутробном периоде и, наконец, о травме правой руки с нарушением ее моторных функций как о причинах левшества.
В любом случае заставлять левшу писать правой рукой -- дело не только бессмысленное, но и вредное. Поставьте, в конце концов, себя на его место: попробуйте-ка писать левой, причем в том же темпе, что и все, да еще так же красиво, да еще с нужным наклоном, да руку правильно держать... Прогноз очевиден: ужасный почерк, утомляемость, бессонница, дрожь в руках, заниженная самооценка, невроз, нарушения речи...
Что может быть хуже переучивания? Только "обратное переучивание". Это когда у родителей запоздало возобладал здравый смысл и они ни с того ни с сего решили восстановить статус-кво.
Нейропсихологам известен случай, когда маленького мальчика-левшу не особенно удачно пытались превратить в правшу. Наконец потерявшие терпение учителя и родители решили плюнуть на это дело и, не посоветовавшись со специалистом, вернуть все на круги своя. Итогом стал так называемый "писчий спазм" и серьезное психическое расстройство, от которого ребенка лечили больше года.
Поэтому -- что сделано, то сделано: на исправление родительских и учительских ошибок отводится лишь первая четверть первого класса.
И еще. Дома добиться возможно, а в классе -- трудно, чтобы свет на пишущего левшу падал не с левой, а с правой стороны. Компромисс -- усадить его на ближайший к окну ряд, чтобы хоть что-то ему досталось. И, конечно, нельзя требовать, чтобы он держал ручку и писал с тем же наклоном, что и правши.

Точно, это он!

Просто неловкие ручки? Капризничает? Левша? Амбидекстр? Чтобы убедиться, что в вашем доме поселился он, единственный на десяток, не особенно настаивая, организуйте такие тестики.
1. Обычно у левшей левая кисть крупнее правой. Если попросить его сложить руки в замок, наверху окажется большой палец левой руки.
2. Попросите нарисовать его что-нибудь сначала одной, потом другой рукой. Отказ ("Я не умею") не принимайте, уговорите по-хорошему. Обратите внимание не только на то, какой рукой рисовать было удобнее, но и на то, какой рисунок получился.
3. Пусть поищет какую-нибудь штучку в нескольких маленьких коробочках. Какой рукой будет открывать-закрывать-доставать, та и "главная".
4. Не пробовали построить колодец из спичек? Наверняка одна рука будет придерживать хрупкое строение, другая -- укладывать спички. Она и есть ведущая.
5. Не слишком маленького ребенка, который уже умеет обращаться с ножницами, можно попросить вырезать фигурку по контуру. Тут может возникнуть проблема: вдруг он начнет не орудовать ножницами, а крутить бумагу вокруг них? В любом случае ведущая рука та, что выполняет активные действия.
6. Нанизывание бисера, бусинок, пуговок на иголку с ниткой. В какой бы руке ни была иголка, доминирует та, которая работает.
7. Строить из кубиков любят все! А вы наблюдайте...
8. А вот развязывать узелки -- не все. Но вы наблюдайте все равно.
9. И совсем уж увлекательное занятие -- откручивать крышки на бутылках с газировкой. Некоторые сделают это одной левой!
10. Весело и поиграть в мяч. В небольшой такой, чтобы легко было бросать и ловить одной рукой...

Сколько раз "выиграла" правая рука, сколько -- левая? На основании таких тестов можно сделать вывод о склонности ребенка к левшеству. Вас это все еще беспокоит? Тогда вспомните, что Леонардо да Винчи... Чарли Чаплин...

Юлия СТАРИНОВА,
Красноярск

По материалам "Вита-стиля"

Просмотров: 4137

Загрузка комментариев...