"Имя" -интересная тема с точки зрения философии, психологии, лингвистики. "Дать имя, наречь имена" в Библии указывает на познание, определение(=задание границ и пределов), а также власть. Кто владеет, тот и нарекает имена. Поэтому мы читаем в начале Библии:
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
(Быт.2:19)
Наречение имен- как признак власти человека над окружающим миром. И соответственно, когда Моисей спрашивает Бога о Его имени, Тот отвечает "Я есть кто Я есть" = в искаженном переводе "Иегова". Т.е. имя Божье не открыто человеку, Имя как обозначающее сущность Бога нам не доступно.
------------------------------------------------------------------------------
Это небольшое вступление. Кому сильно интересно, можно почитать "Философию имени" Лосева А. и др. книги. По поводу имен есть интересные размышления у философа Хайдеггера.
Античность воспринимала человека как некую крупинку в космосе, как то, чем управляют боги, стихии, звезды, судьба. Считалось, что и числа влияют на человека (Пифагор), а также имена. Очень хорошо эту мысль высказал капитан Врунгель "Как вы яхту назовете, так она и поплывет"
Позднее, влияние имени и возможность манипулировать человеком можно встретить в Каббале и др. оккультных учениях. Христианство, напротив, утверждает что человек есть образ и подобие Божье и имеет свободу, разум и бессмертную душу. И наша свобода делает важными личные поступки человека. Не имя само по себе, не день рождения, а жизнь и деятельность самого человека влияют на то, как он пройдет по земной жизни и что наследует после смерти: рай или ад.
Имя само по себе не поможет и не повредит человеку. И уж тем более наивно думать что от бесплотных сил зла можно утаить второе, тайное имя. Глубоко заблуждаются те, кто по советам экстрасенсов берут "тайные имена" или перекрещиваются с др. именем (категорически запрещено креститься дважды!)
Христиане брали в Крещении имена святых из почтения к ним и в надежде иметь небесных покровителей и молитвенников о себе. В католичестве жажда иметь небесных покровителей привела к практике наречения в Крещении одному ребенку нескольких имен, напр. Мария-Тереза-Анна-Елизавета. В Православии такое считается ненужным излишеством-помогает нам любой святой, а не только тот, чье имя мы носим.
Современная практика касательно имен:
- При Крещении не берут вторых имен. Исключением является отсутствие святого покровителя с таким именем. Чтобы у человека был святой покровитель, вынуждены менять имена типа Диана, Снежана, Руслан, Октябрина, Владлен(=Владимир Ленин) и т.п. на схожие по звучанию христианские имена или те, что празднуются в этот день.
- Выбрать имя ребенка можно по-разному:
1. взять имя святого, который празднуется в день рождения ребенка, в ближайшие дни от рождения, в день крещения. (!!! В дореволюционных руководствах для священников рекомендовалось воздерживаться от наречения ребенка именами тех святых первых веков, чьи имена неблагозвучно звучат в русском языке и могут вызвать издевательства над именами святых и над ребенком (святые Пудд, Лупп, Акакий, святая Голендуха, святая Дросида и т.п.)
2. Назвать ребенка в честь вами особо почитаемого святого\святой ,напр., Николая Чудотворца,Ксении Петербуржской и т.д.
3. Назвать понравившимся вам именем. Только желательно знать полное имя, а не краткую форму. У многих на Крещении округляются глаза, когда им говоришь, что нет имен Арина и Полина, также как нет имени Митя-есть Димитрий. Арина--простонародное искажение имени Ирина, Полина -краткая форма двух имен: Апполинария и Пелагея.
Своих детей мы с женой называли как сами выбрали. Жене нравилось имя Дарья - так и назвали дочь. Я хотел назвать сына Федором -он и родился в день памяти св.Федора Новгородского
.
Невежество нашего времени: узнают, что святой покровитель были мученик или мученица. И приходят в ужас: "значит, и наш ребенок будет по жизни мучиться". Бред сивой кобылы! Если у меня мой святой-благоверный князь Александр Невский от этого я князем не стану
. Так же и с мученниками--пострадать за Христа -удел не многих и нечего на себя это примерять.