А теперь о моем опыте.
МАТЕМАТИКА.С 2002-го года я помогаю ребятишкам подготовиться к ЕГЭ, а теперь еще и к ГИА (Государственная итоговая аттестация в 9м классе), консультирую студентов по матану. И могу выделить несколько ключевых моментов, упустив которые ребенку очень сложно в дальнейшем.
Итак,
2 класс. Обыкновенные дроби. (Поправьте меня, если сейчас эта тема проходится в другом классе). Я не совсем представляю, как именно давать эту тему малышам дома. Попробуйте вместе резать торт
Делить яблоки на несколько частей
Ребенок должен понять, что «Эти циферки над черточкой и под черточкой» значат что-то КОНКРЕТНОЕ. А именно: знаменатель показывает, НА СКОЛЬКО частей мы разделили эту вкусную штуку, а числитель – СКОЛЬКО из этих кусочков нам разрешили съесть
Кроме съедобных вещей вам могут пригодиться спички, счетные палочки, карты… Просто листы бумаги! Тут ваша фантазия границ не имеет
Как только ребенок поймет, ЧТО такое дроби, ему будет проще с ними оперировать. Но все же помогите ему наработать навык сложения, умножения, деления дробей. И периодически, в течение всего школьного обучения, может быть, в игровой форме, возвращайтесь к этой теме, напоминайте.
Наш малыш уже стал намного старше. Следующим ключевым моментом станет
7 класс. Упрощение выражений. Начинается эта тема в третьей четверти.
(И, как я вижу, сейчас у нескольких наших форумчан ребятишки именно в этом возрасте
)
Продолжение этой темы будет в 8 классе. И если за лето часть забудется, первая четверть 8-го класса может принести ребенку сплошное разочарование, «двойки» и прочие неприятные штуки. Итак, надо помочь ребенку усвоить и ЗАПОМНИТЬ следующее, дословно (жирный шрифт).
С чего начинается упрощение выражения?
1. Смотрим, а можно ли вынести что-либо за скобки Тема «Общий множитель». Подводный камень: в выражении вида 12ab+6ac+3a если ребенок выносит за скобки 3а, то очень часто появляется типичная ошибка: 3a(4b+2c). То есть, теряется последнее слагаемое. Надо четко и понятно объяснить, что правильно будет 3a(4b+2c+1).
2. Можно ли сгруппировать что-либо, чтобы потом целую скобку вынести, как общий множительЕсли хорошо усвоена предыдущая тема, то проблем тут почти не возникает. Но! Очень важно наработать навык. Можно даже купить специально пособие по данной теме (обычно лежат в разделе «Подготовка к ЕГЭ») и нарешать достаточное количество примеров. Ребенок должен научиться ВИДЕТЬ, что в примере МОЖНО применить группировку.
3. Формулы сокращенного умноженияОоооо, это просто бич современных школьников. Часто при усвоении этой темы проблем почти не возникает, но почему-то она моментально выветривается у них из голов. Поэтому помогите им не путать формулы. Можно развесить дома плакаты
4. (8 класс) Применение дискриминанта для разложения квадратичных функцийЭту тему дети усваивают хорошо.
Вот ребенок стал еще старше.
9 класс. Тригонометрия. За этим словом – стоны поколений учеников
Но именно эта тема проходит красной лентой через все последующее обучение, особенно, если в дальнейшем образовании будут даваться хотя бы основы высшей математики. На самом деле, начало понимания тригонометрии закладывается в 8 классе в геометрии, сразу после изучения теоремы Пифагора. Уделите ребенку буквально пару часов своего времени, чтобы он понял, ЧЕМ, по сути, являются синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы. (Через прямоугольный треугольник и отношение сторон).
И вот, как только эта тема началась в 9 классе, надо не упустить время. Тут даже, если не чувствуете в себе сил, непосредственно на эту тему рекомендую нанять репетитора. Это будет несколько занятий, не менее пяти-шести. И лучше, если ваша помощь, или помощь репетитора, будет на 1 тему опережать школьный материал. Чтобы в школе ребенок лишь повторял и закреплял УЖЕ полученные знания.
И, еще одно маленькое отступление – последние 4 года стала наблюдать тенденцию – школьники не усваивают тему
Возведение в степень. И вместо возведения в степень n умножают на это злосчастное n. Проверьте, не допускает ли ваш ребенок такой ошибки
И кстати, о вечном споре, нужно ли ЕГЭ. Мое личное мнение – это порочная система. Детей в школе сейчас СОВСЕМ не учат думать и строить логические цепочки. И это умение, на самом деле, величайший дар, который ВЫ, родители, можете дать ребенку еще в самом нежном возрасте – умение мыслить, размышлять, делать выводы.
ЕГЭ – это, по сути, домашняя контрольная работа. И объективные знания она покажет вряд ли… Поэтому в институтах стенают преподаватели высшей математики: «О, как упал уровень подготовки нынешних школьников». Школьников чуть ли не с пеленок учат выполнять несколько действий, которые помогут им успешно сдать этот вид экзамена (он меняется год от года, не спорю. И в этом году изменился кардинально). А математике, как таковой, их не учат совершенно. И не вина в этом педагогов – так изменились и сами учебники. И часы, если вам интересно, относительно 10-летней давности сократились в 2 раза… Что за это время можно дать?! Объяснить материал, но увы, не закрепить навыки… За державу обидно…(с)