Ира, вспомнив с трудом основы стихосложения, думается, надо, чтобы мы придерживались в ходе занятия некой логики стихотворной. Нас много, каждый в отдельности готовит частичку, но надо, чтобы мы шли в одном русле.
Далее мои лишь рассуждения в очень поздний час, если там будет встречаться повелительное наклонение глаголов, то это я сама с собой разговариваю
)
Мне видится, что сначала нужно рассказать именно о РИТМЕ. Сказать ребятам, что ритмом обладают очень многие явления и процессы, которые мы наблюдаем каждый день – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года, что все они повторяются по определенным правилам.
Именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом.
В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. Ударные гласные произносятся более энергично, мы слышим именно ту гласную букву, которая там и стоит. А безударные гласные произносим менее энергично, и порой слышим совсем не ту гласную, которая стоит в слове. Например, такие слова "мал, мол, мул, мыл" - мы можем отличить эти слова по смыслу только благодаря ударной гласной, значит ударная гласная главнее, можно сказать, командир в слове.
Детские стихи чаще всего написаны словами из двух слогов:
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет...
Идет бычок качается...
Поучиться (вспомнить) с ребятами, как делить слова на слоги (говорим слово и хлопаем на каждый слог, считаем, сколько слогов в слове).
Заметить, что в первом стихотворении в словах ударение на первый слог, во втором - на второй.
Если в стихе (одна строка в стихотворении) в словах ударение на первый слог - то называется такой вид стиха Хорей. Если на второй - ямб.
Привести пару стихов в пример, пусть определят, где какой размер.
Трехсложные размеры нашим ребятам сложно будет, я думаю? Для начала и ямба-хорея, кажется, достаточно, чтобы не запутались.
Поиграть на инструментах, как у тебя в плане праздника стоит.
И только потом перейти к РИФМЕ. Сказать, что конец строки особое место – здесь живет рифма! Рифма - это созвучие.
Наташа Егорова проводит игру.
Еще есть игра "подскажи словечко" - закончить стих:
На рассвете, на рассвете
Лучший клев у рыбака,
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб –––
(у грибника)
На рассвете, на рассвете
Птичий звон со всех сторон,
На рассвете, на рассвете
У лентяя лучший –––
(сон)
И буриме - это как раз вот тут надо. Это тоже про рифму.
А потом только, после ритма и рифмы переходить к тому, ЧЕМ ПОЭЗИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОЗЫ.
В первую очередь формой. Стихи пишем в ряд, столбиком, а прозу пишем просто строчкой.
Ритм является главной особенностью стихотворения. Это связано с его происхождением от песни, где слово непосредственно связано с мелодией. Стихотверение можно пропеть, а прозу нет.
Сказать, что не всякие стихи – поэзия. Ритм и рифма - это только форма, обертка. Важно содержание - о чем говорится в стихотворении, что мы чувствуем, когда читаем или слушаем - радость, грусть, жалко становится героя и пр. Само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл. Проза описывает явление, событие и пр., ее задача донести до нас информацию, передать, рассказать. А в поэзии используются более живые образы. У поэзии особый язык.
И вот тут перейти к метафорам, олицетворениям, сравнениям, эпитетам.
Тут ты пишешь, поиграть с предметами.
И далее, синквенйн, хайку, поэтикус.
Даже не представляю, как в 2 часа все уложить
) У меня нет опыта проведения занятий, а у вас большой опыт, наверное, это все легко скомпоновать и сжать, держать праздник в рамках задуманного.
Вот такие мысли. Ты говорила, надо про ямб и хорей с ними прохлопать, т.е. где-то там, где ритм надо будет мне проявить себя?