Но всё же хочу понять, уточнить. Для меня всё, о чём вы говорите - испытания, сложности, мелочи жизни, работа, воспитание детей и то, что вообще происходит в жизни, должно вести к мудрости. ТимНата говорила, что мудрость - понятие светское, но мне кажется, так быть не может. Мудрость - это понятие общее. И мне кажется, что смысл жизни в принципе в том, чтобы прийти к мудрости. Шаг за шагом, уходя от субъективности. Разве это бесцельно? Или с точки зрения религии так быть не может?
Если честно, не отследил я сообщение ТимНаты насчет мудрости, а посему руководствуюсь вашим пересказом.
Вас, по ходу, неправильно информировали. Мы же с вами обсуждать взялись мудрость, а не просто начитанность и образованность. Мудрость как умение мыслить и анализировать окружающее, умение делать выводы из жизненных ситуаций; как размышление о себе, о мире и своем месте в этом мире. Если вкладывать подобный смысл в понятие "мудрость", то сие не может не приветствоваться Церковью. Господь вложил в нас разум не для тупого прожигания дней жизни, а для творческого отношения ко всему, с чем человек соприкасается. Мудрость есть добродетель, то к чему призывается человек. Другое дело, что мудрость не есть холодный алмаз интеллекта, а еще и жизнь по мудрому--любя и светя ближнему.
Чтобы не быть голословным, в Ветхом завете , в 3 книге Царств, читаем о Соломоне:
5 В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
6 И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне;
7 и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа;
8 и раб Твой - среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть;
9 даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
10 И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, -
12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
14 и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои.
15 И пробудился Соломон, и вот, [это было] сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил [жертвы] мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих.
(3Цар.3:5-15)
Как вы видите, Соломон просил у Бога мудрости и был благословлен за это обильно. Да и одна из книг Ветхого Завета называется "Книга Премудрости Соломона". Так что Церковь приветствует стремление к мудрости.
Мало того, в истории святых известны примеры дев, которые прославляются за свою мудрость и стремление к осмыслению окружающего их мира (св. Варвара, св.Екатерина). Лишь бы только мудрость не строилась на гордыне и презрительном отношении к "тупорылым, меня окружающим". Тоталитарные секты тем и страшны, что стараются изначально пресечь анализирование и осмысление человеком происходящего с ним.
Мы должны понимать, что вероучительные догматы Церкви есть аксиомы на которых строятся наши размышления о Боге и мире. Аксиомы не как кандалы на разуме, а как некий фундамент христианского вероучения. И наличие религиозных догматов не есть препятствие к обретению мудрости.
Мудрость дается не много прочитавшим, а тем, кто осмысленно старается жить и дарить добро и любовь. Бывает мудрая крестьянка, а есть и "просто грамотные" профессора и богословы.