Яйца на пасху мы красили всегда, а вот о смысле и значении праздника задумываться стали совсем недавно. Чем сильнее открываешь и понимаешь для себя Евангелие, тем большим смыслом и светом начинает наполняться жизнь. Хочется пересказывать библейские истории детям, рассказывать им о Боге, о Христе, о Его распятии за наши грехи и Светлом Воскресении. Хочется показать детям значение и смысл произошедшего события. И не просто показать, а показать так, чтобы всё это нашло отклик в их душах и сердцах. Так, чтобы библейская история ожила в их воображении. Мне кажется, что обязательно нужно сходить с детьми в Храм на Пасху, рассказать историю события. Нужно сделать для них этот праздник таким, чтобы они ощущали, что это действительно Празник Праздников!
Недавно нашла описание того, как в одной многодетной семье неправославного вероисповедания проводятся христианские праздники, а в частности, Пасха.
Вот некоторые моменты, которые использует мама, рассказывая своим пятерым детям о Пасхе:
Поиск яиц, или
что мы празднуем на Пасху.
Зачастую Пасха празднуется как начало весны, пробуждения природы. Это во
многом верно, но нельзя забывать, что главный смысл праздника - это
историческое событие, положившее ему начало: смерть и воскресение Иисуса
Христа. Для того, чтобы напомнить детям, какое событие мы празднуем на
Пасху, в нашей семье мы организуем поиск яиц.
Возьмите 12 пластиковых яиц от киндер-сюрпризов, пронумеруйте их.
В №1 положите рисунок ослика и пальмовой ветки (можно вербочку или бусину в
форме листика).
В №2 положите кусочек ваты, предварительно надушив его.
В №3 положите кусочек крекера и рисунок чаши.
В №4 - копеечку и написанное число 30.
В №5 - рисунок губ, символизирующий поцелуй Иуды.
В №6 - крестик, сделанный из зубочисток или небольшой деревянный крест.
В №7 - колючку, небольшой кусочек колючего цветка или рисунок тернового
венца.
В №8- игральный кубик.
В №9 - гвоздь.
В №10 - кусочек черной бумаги, кусок ткани, разорванный на две части.
В №11 - камень.
№12 оставьте пустым.
(Вообще все зависит от возраста и уровня знания Библии детьми. В этом году я
своим готовлю 26 яиц, мы более подробно рассматриваем события последней
недели жизни Христа)
Потом подумайте, как дети будут искать яйца. Можно спрятать их в одной
комнате и дать детям задание найти в ней 12 яиц (будьте готовы к тому, что
они перевернут все вверх дном!). Можно сделать это на ограниченной
территории на улице (особенно хорошо, когда Пасха выпадает в конце апреля -
в мае, но нужно охранять территорию от тех, кто может ненароком найти ваши
яйца). Мы обычно делаем детям записки с указанием того, где находятся яйца.
Например, предлагаем детям отгадать загадку, говорим, что там им следует
искать первое яйцо :
Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их ... (взята с
http://www.solnet.ee/sol/002/z_091.html)
Дети угадывают, что это стол, идут на кухню, на столе видят первое яйцо и
записку: "Второе яйцо в животе у прачки-автомата" (Конечно, можно просто
написать " ... в стиральной машине", но это ведь совсем неинтересно,
правда?). Так можно использовать кроссворды, ребусы, схемы с планом
местности, можно предлагать детям обратиться ко взрослым, которые за
определенную мзду (песню, стих ...), скажут им, где лежит следующее яйцо -
короче, подбирайте задания, которые будут интересны вашим детям.
Когда все яйца будут найдены, разложите их по порядку и открывайте по
одному. Спросите детей, что, по их мнению, значат рисунки и предметы в
яйцах, как они относятся к Пасхальной истории.
(Подсказки:
№1 - въезд Иисуса в Иерусалим, Ев. от Матфея 21:1-11,
№2 - Мария вылила драгоценное благовоние на ноги Иисуса, Ев. от Иоанна
12:2-8.
№3 - Тайная Вечеря, Ев. от Матфея 26:17-19.
№4 - Иуда предал Иисуса за 30 серебряных монет, Ев. от Матфея 26:14-15.
№5 - Иуда предал Иисуса целованием, Ев. от Матфея 26:48-49.
№6 - Иисус нес крест на Голгофу, Ев. от Иоанна 19:17.
№7 - Солдаты надели Иисусу венок из колючек, Ев. от Иоанна 19:2, Ев. от
Матфея 27:29.
№8 - Солдаты бросали жребий об одежде Иисуса, Ев. от Иоанна 19:23-24.
№9 - Иисуса прибили ко кресту, Ев. от Луки 23:33.
№10 - В момент смерти Христа на земле наступила темнота, и завеса в храме
разорвалась, Ев. от Луки 23:44-45.
№11 - Иисуса положили в гробницу и вход в нее закрыли камнем, Ев. от Матфея
27:57-60.
№12 - Утром на третий день тела Иисуса в гробнице не было, ОН ВОСКРЕС!)
А это рецепт пасхального печенья, на основе которого можно рассказать
пасхальную историю.Пасхальное печенье
1 ст. грецких орехов, 1 ч. л. уксуса, 3 белка, соль, 1 ст. сахара
Нагрейте духовку до 200оС. Положите орехи в целлофановый пакетик (без
дырок), выпустите воздух и завяжите. Дайте детям деревянную ложку, пусть они
разобьют орехи на мелкие кусочки. Скажите, что после того, как Иисуса
арестовали, римские солдаты били Его. Прочитайте Ин. 19:1-3.
Дайте детям понюхать уксус. Налейте 1 ч. л. уксуса в посуду для миксера.
Скажите, что когда Иисус весел на кресте, он очень хотел пить, и солдаты
дали Ему уксус вместо воды. Прочитайте Ин. 19:28-30.
Добавьте к уксусу белки. Яйцо символизирует жизнь. Скажите, что Иисус отдал
жизнь, чтобы дать жизнь нам. Прочитайте Ин. 10:10-11.
Насыпьте немного соли детям в ладошку. Пусть они ее попробуют ее, а
остальное стряхните в посуду с яйцами. Скажите, что это символизирует
соленые слезы, которые пролили ученики после смерти Иисуса, а также горький
вкус нашего греха. Прочитайте Луки 23:27.
Пока что компоненты не очень вкусные, сейчас добавьте 1 ст. сахара и верьте,
что результат будет хороший. Скажите, что самое лучшее в этой истории то,
что Иисус умер потому, что любит нас. Он делает для нас возможным знать Его
и быть Его детьми. Прочитайте Пс. 33:9 и Ин. 3:16.
Взбейте все миксером (примерно 12-15 мин). Скажите, что белый цвет
символизирует чистоту тех, чьи грехи омыты кровью Иисуса, в глазах Бога.
Прочитайте Ис. 1:18 и Ин. 3:1-3.
Аккуратно добавьте орехи. Выкладывайте десертной ложкой на противень,
покрытый бумагой для выпечки. Скажите, что каждая горка символизирует
гробницу, в которую положили тело Иисуса. Прочитайте Мф. 27:57-60.
Поставьте противень в духовку, закройте дверь, выключите духовку. Дайте
детям кусочек скотча и заклейте дверцу духовки. Скажите, что гробницу Иисуса
закрыли и опечатали. Прочитайте Мф.27:65-66.
Идите спать! Скажите, что очень жалко оставлять печенье на ночь в духовке.
Ученики Иисуса думали, что Он умер и это конец, поэтому они были в отчаянии,
когда гробницу закрыли. Прочитайте Ин. 16:20, 22.
Утром на Пасху откройте дверь духовки и дайте каждому печенье! Обратите
внимание на трещины сверху. Попробуйте. Они пустые. В первое пасхальное утро
ученики Иисуса нашли гробницу открытой и пустой. Иисус воскрес! Прочитайте
Мф. 28:1-9.
А теперь вопрос:Можно ли православным мамам рассказывать своим детям о смерти и воскресении Христа таким способом, или в этом есть что-либо предосудительное? Или лучше не играть в подобные "игры". Как вы рассказываете об этом своим детям?