ПТИЦЫ: задачки, ребусы, изобретенияСегодняшнее занятие было целиком и полностью игровым. Во всяком случае, детям так показалось
Выбирали игру по очереди вот из такого списка.
Первая игра – «Крокодильчик»Нужно было выбрать любое слово, показать его, а после того, как участники игры отгадают, нужно было сказать как это «слово» относится к птицам.
Например, Матвей выбрал слово «лодка»
- Водоплавающие птицы тоже умеют плавать, как лодки.
Света. Слово «фотограф».
- Многие фотографы любят фотографировать птиц. Мы, конечно, согласились.
Лиза. «Жадничать».
- Воробьи часто жадничают и отбирают друг у друга корм.
Лев. Работа».
- Птицы строят гнёзда – это их работа.
Настя. «Незнайка». Тут мы все вместе вспомнили, что Незнайка очень хотел летать. Сначала он летал на воздушном шаре, а потом на ракете.
Игра вторая «Ребусы». Естественно, зашифрованы названия птиц.
Игра номер три спортивно-словарная «Впиши букву».Нужно было проползти по тоннелю, найти листочек со своим именем и вписать буквы в первое слово. Опять проползти и вписать буквы во второе слово. И так далее, пока слова не закончатся. Играли не на скорость, а на правильность.
Потом ребята советовались друг с другом, исправляли ошибки, если находили. С пылом-жаром доказывали друг другу, что надо писать именно так, а не иначе, приводили веские аргументы, что «это словарное же слово!»
Дальше была общая проверка. За правильное слово получали мармеладного мишку. Все шли с ровным счётом, пока у Льва не получился «дятЬл», вместо дятла. Он, естественно, мишку не получил и тут же распустил сопли. И тут почти все одновременно с утешающим «на моего» протянули ему по медвежонку. Ну, разве это не чудесно!?
Всех подвела ТРЯСОГУЗКА. Стали думать, как проверить, что «я», а не «е» и не «и». Подобрали проверочное слово «тряска». Сложнее было с гуЗкой. Надеюсь, что теперь ни кто из них трясогузку неправильным написанием не обидит.
По четвёртым номером скрывалась игра с загадочной аббревиатурой ТРИЗ! Даже не ожидала, что они так увлекутся решением изобретательских задач. Взяла задачки про птиц из книги А.Гина «150 творческих задач про всё, что нас окружает».
Задачку №036 слёту решила Настя, сказав, что человек берёт яйца у других птиц.
№064 была труднее. Нужно было найти способ как можно защитить гусиные лапки во время перегона гусей из России в Европу. Предлагали:
- вести гусей, перестилая перед ними ковры
-вести по траве
- нести в руках по 2 гуся
- посадить их в механическую коробку
- сделать ролики для гусей.
До правильного решения не додумались, да и вряд ли бы они догадались, что лапы гусей обрабатывали смолой. Перед дальней дорогой гусей прогоняли по луже полужидкой смолы.
№ 068 Почему вороны в холодную погоду садятся около водоёмов так, чтобы ветер дул на них. Предположения:
- чтобы их хищник не унюхал
- чтобы взлетать было легче
- чтобы, если ветер дунет, а сзади хищник подбежит, собой рот ему заткнуть, или сбить хищника
- ветер пригоняет волну с едой.
Оказалось, что вороны просто так согреваются.
Были и другие задачи. Но больше всего поразило то, что Лев правильно решил вот такую задачку: в зоопарке Дублина гуси научились распознавать дни недели. Зимой гуси с понедельника по субботу находятся в Гербертском саду, где многолюдно, и много пищи. Однако в воскресенье гуси всегда возвращаются в зоопарк, где в этот день бывает больше людей, чем в саду. Каким образом гуси узнают, что наступило воскресенье?
Кто попробует ответить?
В общем, ТРИЗовские задачки решать очень понравилось. Особенно здорово решать их большой компанией – различных предположений и интересных рассуждений больше.
В пятой игре нужно было угадать птиц по голосу. Всем очень рекомендую иметь дома вот такую замечательную звуковую книгу. Здесь собраны голоса и красивейшие фотографии 80ти певчих птиц.
Игра номер шесть - «Художники». Нужно было немного поработать создателем птиц. Ребята попробовали сочинить свою птицу. Перед этим полистали энциклопедию, посмотрели картинки. Можно было взять гребешок от одной птицы, ноги от другой, крылья от третей, клюв от четвёртой и т.д… Придумать название.
Лев уже подустал, поэтому он отделался вот такой Аламой и пошел качать Тоню,
зато остальные зависли основательно. Самое интересное – это слушать их комментарии по ходу дела, хоть камеру ставь записывать.
Света
Настя
Лиза
Матвей, и это не удивительно, не уместился в формат одного листочка и попросил подклеить второй.
Это задание затянулось, т.к. художества не терпят спешки, но пришлось таки немного ограничить творческие порывы, потому что впереди нас ждала последняя,
самая загадочная игра под кодовым словом «УПС!»
А нужно было…. из подручных материалов конструировать такую штуку, которая помогла бы опустить яйцо с высоты на землю в целости и сохранности. Сначала вроде поделились на мальчиков и девочек, но Матвей проявил такую самостоятельность в изобретении конструкции парашюта, что влезть в его процесс было достаточно трудно, и Льву пришлось надувать пакеты девчонкам, которые изобретали воздушный матрас.
Торжественные испытания, с вручением кубков и медалей победителям сняли на видео.
http://www.youtube.com/watch?v=Ac9DROgWN8Y&feature=youtu.beУх! Ну и денёк!
Ой, была же ещё
традиционная «Бомба». Нужно было под тикающий механизм отвечать на вопросы про птиц. Хоть бомба на самом деле и не взрывается, но некоторые предпочитают вместо игры затихариться в углу.