Диктант и сочинение - два основных средства обучения русскому языку. Очень жаль, что обычная школьная программа почти отказалась от этих двух видов работ, предпочитая диктанту и сочинению тесты и контрольные работы. Как показывает практика, натаскать ученика на тест - задача нехитрая, только тестом ни реальные знания не проверишь, ни любви к языку не воспитаешь. Язык предстаёт перед ребёнком, как сухая безжизненная наука, не имеющая связи с жизнью.
Совсем по-другому обстоит дело с диктантами. Самое главное здесь - подобрать хорошие тексты. В своей работе я применяю сборник диктантов (обложка показана в видео), в котором тексты для диктантов являют собой отрывки из произведений русских классиков. С такими текстами работать не скучно. Попутно есть и что обсудить, и о чем подумать. А главное, часто хочется узнать, что же было дальше! То есть взять книгу и прочитать. Получается, польза двойная: и диктант написали и кругозор расширили.
Подробное описание сборника диктантов, из которых взят текст, здесь:
http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=105.60На что ещё хочется обратить внимание.
Видео снято дома специально для того, чтобы показать, что не боги горшки обжигают. Снять стерильное видео в классной комнате проще простого. Но вот только семейное образование, как правило, так не выглядит. Тем более в многодетных семьях, где то и дело в процесс вмешиваются младшие дети, какие-то бытовые моменты и т.д. Однако, не смотря ни на что, настойчиво пробуем во всём достичь максимальной четкости: в организации рабочего места для учёбы, в выражении своих требований, в соблюдении последовательности всех этапов работы.
1 этап - прослушивание текста;
2 этап - разбор трудных слов, возможно незнакомых учащемуся (если таковые имеются);
3 этап - письмо под диктовку;
4 этап - самопроверка;
5 этап - задания (по таблицам из "Русского для всех" Н. Зайцева);
6 этап - совместная проверка.
Не забываем, что вопросы осанки и почерка важны всегда, а не только в первом классе. В нашем обучении мы используем тренажёры Валерия Титова (подробнее о них здесь:
http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=238.0)
В следствие неврологических отклонений у сына почерк до сих пор оставляет желать лучшего. Поэтому, мы до сих пор пишем на разлинованных страницах-тренажёрах, пока рука не окрепнет и не привыкнет к ровному регулярному письму.
Ещё хочется обратить внимание зрителя на момент проверки. Только совместный анализ ошибок! Проверка, когда взрослый отметил ошибки и молча вернул работу ученику, крайне неэффективна! Именно совместное проговаривание правил с одновременным обращением к таблицам и учебникам приводят в конечном счёте к уменьшению количества ошибок, к их осознанию.
И последнее дополнение: текст диктуется орфоэпически, то есть все слова произносим естественно, как в обыкновенной речи! Сегодня в школах учителя грешат орфографическим произношением, дескать, и так-то не напишут. И не пишут. И никогда не напишут... Потому что при орфографической диктовке мозг учащегося засыпает навеки. Ни о какой орфографической зоркости или языковом мышлении, увы, речи быть не может.
https://youtu.be/mJ89rzD6RsY