В начале было детство (педагогика Елены Макаровой)«Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.»
(Е. Макарова «В начале было детство»)
Что такое творческие занятия с детьми?
Можно ли научить творчеству?
Нужно ли заставлять ребенка рисовать, если он не хочет?
И много других вопросов роилось у меня в голове.
Я вела творческие занятия с детьми дошкольного возраста и видела: то, что предлагала официальная методика, не раскрывает ребенка, я загоняет в рамки, а у особо чувствительных детей взращивает ненависть к рисованию, комплексы. Перед глазами был пример, собственный сын Миша. С 2,6 лет почти год ходил в местный Дом творчества, где УЧИЛИ рисовать, вот и возненавидел он это дело! Отказывался ходить, а я водила, все ждала от него стандартного набора нарисованных предметов. Долго не рисовал вообще.
Я чувствовала какой-то подвох. Но не знала, что делать. Собственные стереотипы и комплексы говорили: делай, как положено, а душа рвалась на свободу, хотелось просто дать детям краски и пусть малюют, что хотят!
В общем, зашла в тупик!
И тут случайно (нет ничего случайного в жизни) набрела на сайт Даниловой, где советуют почитать книги Елены Макаровой. Кто это не знаю, но начинаю читать «Освободите слона»…..
И прозреваю!!!
Это был переворот в сознании!
Я по утрам просыпалась на час раньше, бежала к компьютеру, читала Лену, заряжалась ее мыслями и чувствами и спешила на работу, к детям. Мне стало свободнее и проще с ними. Я нашла то, что требовала моя душа. Стала избавляться от навязанных стереотипов, мертвечины в преподавании, я поняла, что есть одна методика, один прием – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ!
Книги можно читать, можно бесплатно скачивать тут.http://www.danilova.ru/storage/book_makar01.htmМне искренне хочется, чтобы родители были внимательны к своим детям.
Эти книги помогут понять себя и своего ребенка. Деятельность Елены Макаровой, как педагога, связана с системой школы Баухауза (1919—1933). Своими учителями она считает Фридл Дикер-Брандейс, Эдит Крамер, Иоханнеса Иттена, Василия Кандинского, Пауля Клее. Особое внимание она уделила изучению жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс.
Фридл Диккер – австрийская художница арт-терапевт и невероятно креативный человек, преподавала детям изобразительное и прикладное искусство в концлагере. Судя по рисункам, в её студии дети забывали о голоде и колючей проволоке. Вместе с ребятами Фридл ставила спектакли, учила их шить костюмы и строить декорации.
По словам Эдит Крамер, ученицы Фридл и известного арт-терапевта, художнице велели чинить одежду заключенных, а она "вышивала на драном белье фантастические узоры".
А это слова Фридл Дикер: «Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».
"Тем, что мы предписываем детям путь... мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт... Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности" - писала Фридл.
О Елене Макаровой можно прочитать тут:http://www.makarovainit.com/lena.htmhttp://www.mydetstvo.com/elena-makarova-lessons/elena-makarova.htmlПриведу здесь несколько высказываний Елены Макаровой:
«Ребенок тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, замыкает линии в кружки или овалы. Спроси его, что это, и он расскажет целые истории. «Говорит-то он хорошо, а рисовать не умеет, – сокрушаются родители, – пора за это взяться. Это домик с трубой, – вот большой квадрат, в нем окошки, два маленьких квадратика, а сверху треугольник». Современный городской ребенок не видит таких домов, но рисовать их легко и приятно. Так зарождаются стереотипы, от которых трудно избавиться. В тех первых, непонятых взрослыми рисунках, дети с помощью каляк-маляк создавали свою знаковую систему. Мы вторглись в процесс, не зная азбуки детского изобразительного языка. У каждого ребенка свои каляки-маляки, свой набор элементов, построение композиции и пр… Дети постигают устройство мира с помощью символов. Мы же спешим научить их поверхностному изображению реальных предметов, уводим их от собственных задач и, в результате, не даем им прожить важнейшую фазу детства.»
«Родители хотят научить детей, тогда как им самим есть чему у детей поучиться.
В этом проблема. У взрослых есть застывшие представления, которые с появлением ребенка начинают вызывать сомнение. Но сомневаться некогда, а думать, как мы знаем, вредно, поэтому родители пытаются, с одной стороны, привить ребенку свои собственные навыки, от которых они тоже сначала страдали, а потом смирились. По мне, лучше не мешать, если не знаешь, чем помочь. Во всяком случае, лет до пяти бездумное вмешательство в личную жизнь ребенка, в его процесс постижения мира своим особым способом, может породить в ребенке неуверенность, агрессию и подавить те способности, которые ему хотелось бы проявить»
«Творчество — такая же врожденная потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются оттого, что их мучает, пугает: навязчивых состояний, страха смерти и темноты, страха потерять любимую маму или любимого отца. Все эти страхи присутствуют в жизни самых нормальных детей. Когда мы говорим им, что темнота не страшна и смерть не страшна, мы их обманываем. Мы с головой окунаем их в одиночество, из которого они пытаются выбраться, поверяя листу бумаги свои тревоги. Даже в лагерях истребления дети рисовали — они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад — дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой. Сказки помогают неуверенным стать увереннее — вот мальчик с пальчик, такой крошка, а вышел на сражение с большим и страшным миром!»
Книги Елены Макаровой стали для меня отправной точкой, в дальнейшем мне посчастливилось учиться у нее на он-лайн семинарах. Это большая отдельная история, которая длится по сей день..
Продолжу позже…