ooxi
|
|
« Ответ #3 : 06 Февраля 2011, 00:10:49 » |
|
ПЕЛЁНКА – ГРАНИЦА БЕЗОПАСНОСТИ
До рождения ребёнок находится в границах материнской утробы. Он её ощущает всем телом, ему тесно, но вместе с тем он понимает через ощущения, что защищён. Когда ребёнок защищён, он может развиваться. И вот ребёнок рождается. При этом в ощущениях он получает информацию о безграничности окружающего мира. Теперь он не ощущает границ своего тела, если его не пеленают. А безграничность пугает также как бесконечность. Не понятно, где – я, а где – мир, всё остальное? В подобных ощущениях неопределённости ребёнку трудно идентифицироваться отделённым, от. Мамы часто, возражая против пеленания, говорят: «А он (она) всё равно руки высвобождает». Даже если он высвобождает ручонки из пелёнок, он при этом ощущает границы. Границы безопасности. И ему спокойнее. Почему дети и животные любят различного рода норки, норушки, клетушки? Делают себе домики под столами, из стульев и т.д., почему? Издана книга, написанная Темпл Грэндин (США), о преодолении ею собственного аутизма. Перечисляя характерные для аутичных людей признаки, она говорит о гиперактивности, агрессии, разрушительном поведении; о большом «голоде» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений. «Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение» [3, стр. 38]. Темпл Грендин описывает случай, когда она впервые в жизни - уже в подростковом возрасте - благодаря станку для фиксации коров почувствовала полное снятие психофизиологического напряжения. Она провела соответствующее исследование и написала курсовую работу по психологии, предложив своим соученикам побывать в этом станке и поделиться своими впечатлениями, описать свои ощущения. Многие из обследованных молодых людей неожиданно для себя отметили ранее ими не испытываемые комфортные ощущения защищенности, снятия напряжения и внутренней свободы. Ученическое исследование Темпл Грендин показало, что не только аутичные дети, но и многие дети, лишенные этого диагноза, имеют некоторые общие проблемы. Вполне возможно, что переживания, испытанные молодыми людьми в станке для фиксации коров, были следствием включения тех адаптационных механизмов, которые обычно включает тугое пеленание. А сама жёсткая фиксация в станке – тем сигналом, «пусковым стимулом» среды, который и «запускает» эти механизмы. Во всяком случае, наблюдение мне представляется весьма интересным и достойным дальнейшего изучения. К характерным признакам аутичных детей относят также неуверенность; почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми; несговорчивость; страх перемен; трудности с речью; слабость эмоционального контакта с окружающими; нарушения дневного сна, трудности с засыпанием, беспокойный ночной сон. Именно эти признаки свидетельствуют о наличии у ребёнка постоянного психофизиологического напряжения. Интересно, что в той или иной степени, по моим наблюдениям, эти признаки присутствуют в поведении детей, которых либо совсем не пеленали, либо пеленали малое время. Ну, разумеется, не все дети в равной степени страдают от непеленания. Каждый ребёнок имеет свой запас биологической, психофизиологической прочности.
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ
С другой стороны, один из основных законов роста и развития человека говорит о том, что оно происходит неравномерно. Органы, функции, системы, части тела созревают в разные периоды времени, в строго определённом порядке, каждый - в своё время. Не считаться с этим нельзя. Новорождённый отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорождённого составляет ? длины туловища, а у взрослых – 1/8 [9, с. 13]. Голова новорождённого – самая тяжёлая часть тела! И это - при слабых, незрелых мышцах и позвоночнике. Если внешними условиями (пеленанием) не помогать младенцу, шейный отдел его тела будет испытывать колоссальные нагрузки. Создавшееся психофизиологическое напряжение нарушит, в первую очередь, кровоснабжение мозга, прилежащих органов и тканей, и спровоцирует отклонения в развитии. Со временем на этой почве может развиться сколиоз, кривошея, горб. Кроме того, на эту проблему следует посмотреть ещё вот с какой стороны. Профессор Новосибирского мединститута А. Н. Мосолов в своём выступлении на конгрессе «Эволюция: человек и образование», состоявшемся в г. Новосибирске 11 – 14 декабря 1996 г., сказал: «Молекулярно-генетические исследования последних лет свидетельствуют, что у человека и шимпанзе гомология ДНК достигает 95%! Фактически у нас, людей, 95% генов – обезьяньи. Почему же мы лучше их? По моему мнению, виной всему один главный “дефект”, который я называю “антиакселерацией”. Суть его состоит в следующем. В среднем, по сравнению с человеком, обезьяны развиваются примерно в три раза быстрее. Короткий временной отрезок от рождения до полового созревания в сообществах гоминид давал возможность обучать новые поколения только элементарным навыкам для сохранения жизни и оставления потомства. Не хватало времени для совершенствования опыта и его накопления в чреде поколений. <…> отмеченное во второй половине ХХ века массовое проявление акселерации в ряде популяций необходимо оценить как отрицательное явление для человека в масштабах вида, как ретроградную эволюцию» [10, с.3]. Полная зрелость у самки шимпанзе наступает в 7 – 8 лет, а у самца – в 9 – 10 лет [6, с. 21]. Развивая далее свою идею, Мосолов приходит к выводу – замедление физического созревания человека в сравнении с таковым у шимпанзе даёт возможность вызревать специфически человеческим качествам. Свободные движения могут ускорить физическое развитие новорождённого в ущерб психическому. А ускорение развития увеличит психофизиологическое напряжение. Вы только себе представьте, это – как в игре «перетягивание каната»: с одной стороны 95% генов, гомологичных обезьяньим, тянут развитие человека по пути развития обезьян и только 5% - по пути развития собственно человека. Чтобы победили «наши», то есть человеческие гены, им нужна помощь. И эта помощь всегда приходила со стороны культурных наработок многих и многих поколений. К большому сожалению даже в наше время известны случаи, когда развитие человеческих детей шло по обезьяньему типу. У девочек в 4 года появлялись первые (регулы) менструации, а в 6 лет они рожали своих первенцев (Перу). Хорошо это или плохо? Физическое развитие помогает психическому и интеллектуальному, но не обеспечивает и не заменяет их. Отсутствие сдерживающих факторов со стороны пеленания, конечно же, ускоряет физическое развитие организма, перегружает и просто «забивает» психическое, нравственное, интеллектуальное, которые на ранних этапах происходят медленнее из-за биологической незрелости ребёнка. Происходит перекос в развитии в сторону физического, в ущерб развития всех других сторон личности человека. Тот самый случай, когда «сила есть – ума не надо». «Да, ребёнок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком» [6, с. 22]. И для того, чтобы социальная среда могла воздействовать на созревание ребёнка столько, сколько это необходимо, чтобы в «перетягивании каната» победили «наши», необходимо время. Только соблюдая определённую меру физического развития относительно развития всех других функций и систем, можно добиться развития относительно гармоничной личности.
МИР СОСТОИТ ИЗ СВОИХ И ЧУЖИХ
Я заметила, что НП-детям труднее даётся подражательное поведение, чувство порядка, сосредоточенное внимание, терпение и послушание. С ними у мам, педагога и детей чаще всего возникают различного рода «непонятки»; учебный процесс чаще всего «спотыкается» именно на этих детях. Взрослые должны постоянно придумывать, изобретать всё новые и новые методы убеждения. Мамам приходится действительно нелегко. Народная педагогика называет таких детей своевольными. Хороша ли своя воля? Конечно же, хороша, но в своё время, после того, как все психофизиологические механизмы, обеспечивающие выживание, сохранение и развитие, развиваются и созревают. Только не в ранней зрелости, когда основные механизмы познания, развития и приспособления к окружающей среде, связаны с подражательным поведением. Наблюдая поведение НП-детей, я прихожу к выводу – они не вполне доверяют взрослым, и от этого напряжены более чем того требует действительность. Интересно, что вес таких детей, если вы берёте их на руки, может оказаться неожиданно больше, чем это представляется, когда вы просто на них смотрите. На моих занятиях много игр, когда я беру детей на руки, кружу, раскачиваю их или подбрасываю. Я специально планирую занятие таким образом, чтобы иметь возможность время от времени «потрогать вес» ребенка своими руками. Вес может меняться буквально «на глазах», и мамы подтверждают справедливость этого наблюдения. Например, берёшь на руки тяжёлого ребёнка, он начинает играть на фортепиано, импровизируя (нажимать на клавиши, как ему хочется), и его вес вдруг, в какие-то мгновения уменьшается. И это понятно, потому что – опыт показывает - самовыражение в любой форме снимает любое внутреннее напряжение, любую тревогу. Мне бы хотелось отметить ещё один момент наблюдаемого феномена. В период от рождения до трёх лет ребёнок, формируя свои представления о мире, должен сделать несколько фундаментальных открытий. Одним из них является открытие того, что мир состоит из своих и чужих. Уже в 4-5 месяцев ребёнок может беспокоиться при появлении чужих людей. Умение проводить грань свой – чужой относится к основным умениям ориентации в пространстве жизни: физической, социальной и идеальной её составляющей. И если ребёнок этого не умеет делать, то его развитие в будущем будет идти неправильно. Будет повреждено «чувство границ». Значит, ребёнок, вырастая, не научится «хранить свои границы» и «не нарушать границы другого человека». В том числе будут повреждены механизмы, обеспечивающие выбор близких, «своих по жизни» людей. Священник Илья Шугаев, многодетный отец, в своей книжке «Растим сына, растим дочь», анализируя умение ребёнка проводить грань «свой – чужой», выделяет повреждение чувства границы как базовое при попадании подростков в группу риска по асоциальному поведению: «Ребёнок либо выделяет из общей массы кого-то, к кому он более привязан душой, либо нет, либо ни к кому не может быть привязан серьёзно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с лёгкостью расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. Оказывается, чтобы ребёнок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трёх лет он должен сначала привязаться к своей матери. В этот период он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трёх лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное, он будет воспроизводить её в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить своё счастье… В будущем эти дети (у которых не сформировано или повреждено чувство «границ» - П.Т.) крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска проституции, по наркомании и алкоголизму» [8, с. 11-13]. С этим же чувством тесно связано чувство Родины – «большой семьи». Мамы НП-детей рассказывают, что их дети не боятся чужих женщин и даже мужчин. Сами вступают в разговор со взрослыми, называют чужих женщин «мамой» или, если их поправляют, «тётя – мама», и демонстрируют готовность идти за ними куда угодно, с лёгкостью оставляя своих родственников или даже родную мать. Но есть и другой тип поведения НП-детей, это – чрезмерное недоверие, что тоже связано с нарушением чувства «границ». Современным людям, выросшим в стране разрушенных традиций, необходимо осознать (если они хотят быть успешными не только в своей жизни, но и в жизни потомков), что традиция закрепляла в обычаях и поведении людей только то, что обеспечивало наилучшую адаптацию и выживание в экстремальных условиях, и было проверено опытом поколений. Отвергать традицию, следуя моде, категорически не рекомендуется. По этому поводу вспоминаются слова одного священника: «Прочитай слово “мода” наоборот и ты узнаешь, чем она заканчивается».
НЕ ВСЕ СОВЕТЫ СТОИТ ИСПОЛНЯТЬ
Сейчас многие специалисты советуют не пеленать младенцев. Мамы детей, с которыми я занимаюсь, рассказывают, что педиатры и некоторые психологи довольно решительно и даже агрессивно требуют отменить пеленание: их учат этому на семинарах и курсах по повышению профессиональной квалификации. В нашей стране, по-моему, это началось ещё в семидесятые годы ХХ века с рекомендаций модного в те времена доктора Спока. Но именно в наши дни я наблюдаю бурное цветение этой пагубной идеи. Глубоко уважаемый мною Бруно Беттельгейм, всемирно известный психотерапевт и педагог отмечает одну очень важную вещь: к сожалению, не всё, что печатается людьми в качестве научной литературы, действительно ею является, иногда это – просто «роман», то есть нечто придуманное другим человеком. «И книга Спока, на мой взгляд, тоже роман. Он не предлагает тщательно проанализированных результатов исследования, но приводит примеры, почерпнутые из его богатого опыта, и высказывает по их поводу умозрительные соображения» [1, с. 142-143; выделено мною – П. Т.]. Я ни разу не увидела в современном зарубежном художественным фильме запеленатого младенца. По всей видимости, за рубежом давно уже не принято пеленать младенцев. Более того, на занятии по общей психологии (Спец. факультет НГУ, где я учусь), нам показывали документальный фильм, в котором демонстрировались кадры, снятые в советских роддомах. Показ запеленатых младенцев сопровождался комментарием, содержание которого сводилось к тому, что тоталитарное государство таким образом выращивает покорных и послушных граждан, с младенчества ограничивая их. И наши люди, специалисты – психологи, педиатры и педагоги – почему-то, не задумываясь, начинают послушно повторять эти «романические» слова. Кроме общих рассуждений о том, что младенцу не нравится быть запеленатым, и что пеленание ограничит его развитие в той или иной мере, каких-нибудь научных исследований, «тщательно проанализированных результатов» этих исследований вы не найдёте, только - общие слова, только - «романы»! Прежде, чем давать советы и рекомендации по изменению культурных традиций, разумно, по меньшей мере, исследовать, изучить, рассмотреть вопрос с максимально возможной в заданных обстоятельствах полнотой. Конечно же, жизненный опыт, наблюдения и размышления каждого конкретного человека имеют определённую ценность и заслуживают внимания и интереса со стороны общества. Но, тем более того же внимания, интереса и бережного отношения заслуживает опыт народа. За свою короткую жизнь (в сравнении с жизнью народа) человек сможет увидеть, пронаблюдать, осмыслить и проанализировать неизмеримо меньше, чем это сделает коллективный опыт и разум народа. Русский народ выращивал и воспитывал таких людей, которые смогли освоить 1/6 часть суши в неблагоприятных климатических условиях, создать такое государство, которое в 1913 году вышло на первое место в мире по экономическим показателям. Наработками русской культуры до сих пор пользуются люди во всём мире. Даже после репрессий и геноцида советской власти против русской культуры, русского народа и его мировоззрения ему хватило жизнестойкости для того, чтобы победить фашизм, перед которым склонили головы народы Европы, восстановить разрушенную войной экономику и первыми запустить человека в космос. «Современный интенсивный интерес к творчеству, - признаёт Э. Раудсепп, - обязан главным образом тому удару, который нанесли нашему широко разрекламированному чувству самодовольства советские достижения в области космоса» [цит. по 12, с. 20]. Неужели же эти факты из жизни нашего народа не заставляют нас/вас задуматься? Мне не понятно, почему нужно пользоваться непроверенными, необоснованными советами и рекомендациями, пришедшими из-за рубежа и отвергать свои, проверенные временем и тяжёлыми испытаниями наработки? Воистину, чужебесие погубит Россию! «Иванушка, не пей из козлиного копытца – козлёночком будешь!» - предупреждает русская народная сказка. «”Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка, и желание стать другим народом”, - писал в ХVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является “чужебесие” – “бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам”. Живший ещё до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси ХVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации» [4, с. 130]. Позиция «мы – умы, а вы – увы» очень опасная позиция. Человек, занимающий её, изначально ставит себя выше всех других или какой-то части множества людей своего рода. Тем самым он отвергает наработки, опыт, традиции предшествующих поколений. В России, тысячу лет стремящейся жить по православным канонам, такая позиция укоренилась после Октябрьской революции 1917 года. Захватившим власть большевикам требовалось оправдать своё беззаконие. Обесцениванием всего, что было до них, они увеличивали свою значимость, присваивали себе право изменять устои, обычаи, порядки, правила и законы. «Прогрессивные рассуждения» о вреде пеленания детей могут оказаться того же «поля ягоды».
ЛИТЕРАТУРА
1. Беттельгейм Бруно. Любим ли я… Диалог с матерью. - СПб.: «Ювента», 1998. 2. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - М.: «Эксмо», 2006. 3. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - М.: «Центр лечебной педагогики», 1999. 4. Платонов О. А. Русская цивилизация. – М.: «Роман – газета», 1995. 5. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009. 6. Психология детства. Учебник. /Под общей ред. А.А. Ренана. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. 7. Русские дети. Энциклопедия. - СПб.: «Искусство», 2006. 8. Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… - М.:«Издательский Совет Русской Православной Церкви», 2006. 9. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. - М.: «Просвещение», 1978. 10. Эволюция: человек и образование. // Материалы конгресса, Новосибирск, 11 – 14 декабря, 1996. - Н-ск, 1996. 11. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. // В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. - М.: «Мир», 1995. 12. Ярошевский М. Г. Наука как предмет психологического исследования // Проблемы научного творчества в современной психологии. - [Сб. ст.] / АН СССР. Институт истории естествознания и техники; под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: «Наука», 1971. С. 7-45.
Про культурный шок-стресс и, если что-то хорошо для одной культуры, это не значит, что будет хорошо и для другой – у каждого есть свои ожидания.
|