Денис Александрович
|
|
« Ответ #1 : 15 Октября 2012, 22:03:44 » |
|
Массаж при плоскостопии и плоско-вальгусной установке стоп. Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног), области ягодиц, ноги массируются по специальной методике. И так, начнем. Ребенок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подкладываем валик. *Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям - к подмышкам. Растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание. *Пояснично-крестцовая область: поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны. *Ягодичная область: поглаживание в круговом или х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание, тонизирующие ударные приемы (поколйчивание, похлопывание, рубление), снова поглаживание. *Задняя поверхность ноги: общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание. *Массаж голени: по наружной ее части (латеральной головке) выполняется легкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание. Широко применяются расслабляющие приемы: поглаживание, потряхивание, растяжение. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приемы: энергичное растирание тыльной поверхности согнутых пальцев, интенсивное разминание, легкие ударные приемы (поколачивание пальцами, рубление). *При массаже стопы: ей придают положение легкой супинации (поворота подошвой кнутри). Подошву поглаживают и интенсивно растирают. Внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват. После того, как проведен массаж задней поверхности одной ноги, переходят к массажу другой.
Перевернули ребенка на спину, положили под колени валик. Продолжаем массаж: Проводим общее поглаживание ноги. *Передняя поверхность бедра: поглаживание, растирание, мягкое разминание, потряхивание, снова поглаживание от колена вверх и кнаружи. *Передняя поверхность голени: поглаживание от стопы до колена, растирание, разминание, снова поглаживание. *Область голеностопного сустава: поглаживание и растирание вокруг лодыжек, более интенсивно— вокруг внутренней лодыжки. *Массаж тыльной поверхности стопы: проводится одной рукой, другая удерживает стопу в положении легкой супинации. Здесь используются приемы поглаживания, граблеобразного растирания (растирание расставленными пальцами по межкостным промежуткам). Еще раз можно промассировать внутренний край стопы, особенно область I пальца. Затем массируется передняя поверхность другой ноги. Хочу заметить, что эффективность массажа возрастает, если добавить специальные корректирующие гимнастические упражнения. Эти упражнения обязательно входят в комплекс лечебной гимнастики, со временем ребенок освоит эти движения и будет выполнять их самостоятельно. И так, гимнастика. *Ходьба на наружных краях стоп или иначе это упражнение называют "мишка косолапый". *Ходьба по двускатной ребристой доске, т.е. берется две доски (размеры примерно, длина = (1,5-2) м, ширина = (15-20) см, толщина = (2-3) см. Закрепляется горизонтально под углом 90 градусов. Каждый папа справится с изготовлением этой конструкции. Если возникнут вопросы звоните подскажу. *Ходьба на носочках. *Ходьба на пяточках. *Ходьба на внутренней части стопы. *Ходьба по различным рельефным поверхностям; очень полезна для профилактики и лечения плоскостопия. Конечно, лучше это сделать летом, когда малыш может бегать босиком и по мягкой земле и по вязкому песку и по жестким камешкам. Дома с этой целью можно использовать рифленые коврики, но лучше специальные ортопедические коврики с камешками (искусственными или настоящими). *Захват мелких предметов пальцами ног; развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя или стоя. В качестве предмета можно использовать (карандаш, палочку). *Собирание платочка пальцами ног; напоминает предыдущее упражнение, только в этом случае ребенок захватывает и собирает ткань. *Сидение в позе по-турецки; прекрасно корригирует неправильное положение стоп. Постарайтесь, чтобы эта поза стала у вашего ребёнка любимой. *Вставание из позы по-турецки; помогайте ребенку вставать, поддерживая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест-накрест, меняйте их поочередно, так, чтобы впереди была то правая, то левая стопа. *Приседание на полную стопу; при выполнении этого упражнения следите, чтобы стопы плотно стояли на полу всей своей поверхностью и были расположены параллельно. Можно помогать малышу, поддерживая его под мышки или за руки. *Вставание на носки; это упражнение можно объединить с предыдущим в игру «стань большим» — ребенок встает на носочки и тянется вверх руками, «стань маленьким» — ребенок приседает на полную стопу. Можно использовать игры, о которых я рассказывал ранее. *Пятнашки с висом (см. выше). *Пятнашки с потягиванием (см. выше). Для детей с плоско-вальгусной стопой очень полезно плавание и упражнение в воде: эти процедуры улучшают общее состояние ребенка, т. к. несут эффект закаливания, улучшения обмена веществ, укрепления опорно-двигательного аппарата. Упражнения в ходьбе по дну ванны по рифленому коврику, подпрыгивание на нем стимулируют чувствительные детские стопы. Вода снимает излишнюю нагрузку на ноги, делая упражнения более легкими и приятными для ребенка. Ортопедическое лечение может проводиться только по рекомендации врача-ортопеда. Самостоятельно заказывать индивидуальные ортопедические стельки, а тем более покупать нельзя. Ортопедическая обувь и стельки не лечат, а только предупреждают дальнейшую деформацию стоп. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы. Поэтому необходимо в любом случае проводить массаж и лечебную гимнастику.
|