Snowflake
Растём вместе
Благодарность 72
Offline
Пол:
Сообщений: 918
Саенки
|
|
« : 10 Мая 2013, 11:53:25 » |
|
Удивительно, но в интернете на этот фильм очень мало профессиональной критики. Ну мне видится, что о таком фильме должны юыли написать много. TimNata в страничке к фильму "Елена" писала, что почитала рецензии и смотреть совсем не хочется тот фильм. И вот удивительно, но к фильму "Остров" можно было тоже напасть на такую рецензию, что смотреть фильм не захотелось бы. Например, некоторые обвиняют Павла Лунгина "в подрыве идеи великого православного государства – защитника всех проживающих на его территории народов". Компрометация царя как государственного деятеля в его же фильме "Царь". Лицедейство монаха - главного героя "Острова" и еще много чего. И тем не менее факты:в консультантах у Лунгина при съемках "Острова" был главный сектовед Московской патриархии А.Дворкин. Святейший Патриарх Алексий, награждая членов съемочной группы Патриаршими грамотами, говорил о фильме "Остров" как о первом серьезном обращением российского игрового кинематографа к теме иночества, христианской жизни вообще. "Зрители смотрят фильм, буквально затаив дыхание, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. Лучшим христианским фильмом 2006 года назвало "Остров" жюри XI Международного фестиваля православного кино и телепрограмм "Радонеж".
Фабула фильма в изложении каталога "Кинотавра": "Драма. Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий, которого играет Петр Мамонов, совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в островном монастыре ему удается выжить… Проходят годы. На острове старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен".
Но о фильме невозможно рассказать, самое главное обязательно ускользнет. Это примерно так же, как один человек не может с помощью "рассказа" передать другому человеку религиозный опыт жизни во Христе. Лунгин прав, когда говорит, что эта картина ничего не проповедует, она "может взять тебя под руку и потащить, но если не идешь – и не надо".
"В картине непривычно много молятся. Наверное, еще никогда создатели игрового кино в России не шли так дерзостно к своему зрителю с молитвой, не смущаясь состоянием зрительского восприятия. С экрана звучат Иисусова молитва, покаянный псалом, "Отче наш", "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его"…. Истово молится Петр Мамонов – отец Анатолий. И происходит чудо: фильм перестает быть "игровым". Мамонов не играет – он молится! Когда Лунгин говорит, что без Мамонова он такой фильм делать бы не стал, это очень понятно. В картине можно долго разбирать достоинства и недостатки, но главное, чем она держится и держит "своего" зрителя, – огромный труд Петра Мамонова и труд, прежде всего, не актерский, а молитвенный. Ни камера, ни съемки, ни зритель не стали преградой в этом разговоре с Богом. В сюжете фильма есть громадная лакуна, принципиальная недосказанность. Первую часть картины, где совершается грех убийства, и вторую часть, где к кающемуся грешнику приходит спасение, разделяют, как следует из титров, длинные тридцать четыре года, о которых фильм молчит. Ни Петр Мамонов, ни Павел Лунгин не готовы рассказать о том, каким был путь отца Анатолия все эти годы. Мы не знаем, как возрастал он от силы в силу (да и возможно ли сказать об этом на языке кино?), только застаем его человеком благодатных даров, имеющим силу наставлять, исцелять, прозревать будущее. При этом не святой, но грешник, он искушает братьев, сам впадает в искушения. И остается лишь примыслить, что путь отца Анатолия, скрытый от нас авторами фильма, был годами непрерывного покаянного труда, востребованного душой, которая однажды заглянула в греховную бездну и ужаснулась. На самом деле, внешнему наблюдателю всегда дано видеть лишь начальную и конечную точки этого пути. Главное действующее лицо фильма, Петр Мамонов, – некогда культовый персонаж московского андеграунда 80-х годов, актер, основатель группы "Звуки Му" и стиля "русская народная галлюцинация", являвшего собой дикую смесь музыки, поэзии и театра. В фильме перед нами – иной человек, тоже прошедший путь, преображающий душу. Не пройди он этот путь, в новой русской культуре не появился бы Остров." (Ксения Микосовская)
|