На самом деле праздник принятый на Руси столько перенес изменений, я решил немного разобраться в истоках и том как сегодня отмечают сей праздник.
Решил достаточно кратко изложить мнения и исторические данные, чтобы не переутомлять читателя.
И все же получилось достаточно обьемно. Надеюсь дочитав до конца, вопрос что же такое Масленица отпадет у многих, если конечно таковым Вы задавались?
И начнём с самого старого обычая празднования Масленицы, который пришёл к нам из дохристианских верований наших предков. В те давние времена празднование Масленицы было приурочено к дню весеннего равноденствия и проходило в течение двух дней, каждый из которых имел и сакральную и бытовую составляющие. В первый день праздновалась встреча Богини Весны – Весты. И после того как Веста пришла, вместе с ней уже можно было и провожать Богиню Зимы – Морёну, чучело которой сжигалось на второй день празднования Масленицы. Исторические свидетельства, в частности воспоминания византийского писателя VI века Маврикия Стратега, говорят о том, что славянские роды жили на достаточно большом расстоянии друг от друга. По мере развития межродового общения на годовые празднества, для взаимного обмена товарами, для заключения браков и т.п. члены отдельных родов съезжались в одно место, которое у русских называлось погостом (от слова «гостить», только с XVIII века погостом стали называть кладбище с церковью). В погостах постепенно слагалось своё смешанное население, и они превращались в небольшие города. Таким образом, на бытовом уровне праздник Масленицы означал наступление времени весенних полевых работ, для проведения которых славянские роды разъезжались по отдалённым друг от друга родовым поселениям (хуторам), где и находились до времени празднования урожая.
Как и большинство древних праздников, Масленица содержала в себе элементы культового поклонения духам предков, поэтому масленичное угощение включало в себя не только блины, символизировавшие солнце, но и поминальное угощение, которое традиционно включало в себя рыбу. К концу второго дня празднования гуляние стихало, постепенно сформировался обычай в этот вечер просить друг у друга прощения за причинённые обиды, поскольку большинство из празднующих могли встретить друг друга в следующий раз уже только осенью.
После принятия Русью христианства Масленица попадает в разряд запрещаемых церковью праздников, однако древнее верование наших предков полностью не было уничтожено, оно органично слилось с Византийским Христианством, придав ему своеобразную форму Православного Христианства. И Масленица трансформировалась в особый народный праздник, содержащий в себе как дохристианские, так и христианские черты. Теперь масленица празднуется в течение целой недели, которая так и называется Масленой неделей, и по времени предшествует Великому посту. И здесь мы сталкиваемся с разделением праздника на две составляющих: бытовую и религиозную.
Каким образом праздновали Масленицу в Христианской Руси не буду описывать. Данные описания можно найти в изобилиив сети Интренет, в свою очередь обратим внимание на религиозную состовляющую.
Что касается религиозной составляющей Масленицы, имеющей отношение к Русской православной (христианской) церкви, для которой Масленица является подготовительной неделей к Великому посту и носит название сырной седмицы, то она имеет следующее содержание. её предназначение – помочь верующим подготовиться к длительному пути поста, для которого особенно необходимы внутренняя и внешняя собранность мыслей и действий человека. В это время Устав уже предписывает воздерживаться от употребления мяса, но разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца. В русской церковной традиции человек, ощущая весеннее возрождение природы, подвигается на изменения своей внутренней духовной жизни для встречи главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения. Для человека, любящего храм Божий, Масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом (напоминание о нем звучит в воскресенье, предшествующее началу сырной седмицы). Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама Масленица никак не становится временем чревоугодия. В храмах уже в масленичную среду начинают читать покаянную молитву великого восточного подвижника IV века – преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: Господи и Владыко живота моего. В ней христиане просят Господа удалить от них дух праздности, уныния, любоначалия (любви к власти) и празднословия, и даровать им дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Сырную седмицу завершает Прощеное воскресенье. В этот день в храмах совершается Чин прощения: после воскресной вечерни, когда священнослужители уже переоблачились в черные покаянные одежды, верующие и духовенство испрашивают друг у друга прощения с тем, чтобы с мирной совестью принять на себя подвиг поста.
Приведу так же мнение на празднование Масленицы священника Сергия Звонарева, сотрудника Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС.
"– Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2012 году масленица начинается 20 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост.
Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.
Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств.
В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.
Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье.
Необходимо помнить о том, что Сырная седмица готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.»
Про сжигание чучела "масленицы"
" Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда. "
Взято с "Православие и Мир" и "Творческая лаборатория исследования Православия"Моя Русь"
http://www.pravmir.ru/ http://pravoslavie.chestisvet.ru/Мнения автора, тобишь мое, может не совпадать с мнением высказаным в статье, но кого это волнует ))))
Как и что для каждого праздник Масленицы, решать лично. С моей точки я полностью удовлетворил интерес данного вопроса. Чем с вами и решил поделиться.
Ваш Фауст.