Начала писать статью об общении с ребенком. Советы не новые, конечно, но проверены на себе
«Нельзя» и «не надо»
В своей речи я различаю, что ребенку строго запрещено делать, а что делать нежелательно. Первое выражается словом «нельзя», второе – словом «не надо». Например, совать пальцы в розетку, кушать пластилин, переходить дорогу на красный свет – нельзя. А размазывать по столу кашу, рвать цветочки, рисовать маленькому братику усы – не надо.
В каждой семье может быть своя граница между «нельзя» и «не надо». Кто-то скажет ребенку, что снег кушать нельзя, а кто-то – что не надо.
«Нельзя» должно произноситься строго, и лучше другими словами этот смысл не передавать. А смысл «не надо» можно выражать и по-другому - «нехорошо», «некрасиво», «мне неприятно, что ты так делаешь», более мягкое «нельзя».
«Можно» и «нельзя»В нашей семье строгих запретов немного. В основном мы запрещаем то, что опасно для жизни и здоровья ребенка или других членов семьи: баловаться с колющими и режущими предметами, кушать что попало и где попало, переходить дорогу без родителей, будить маленького братика или дергать его за ноги.
Важно, чтобы строгие запреты были четкими и одинаковыми у всех членов семьи. Об этом лучше даже специально между собой договориться, чтобы у ребенка в голове не возникло каши: папа запрещает бегать по дому с куском хлеба, а бабушка разрешает.
Запреты можно и даже нужно смягчать. Высказывание «нельзя делать то-то» лучше заканчивать положительно – «а вот это делать можно». Например: «Нельзя бить бабушку! Ее можно гладить, обнимать», «Нельзя рвать цветочек, давай лучше его понюхаем», «Не надо выливать чай на стол, можно перелить его в эту чашку».
Яблоко на тарелочке
Я заметила, что когда говорю дочке, к примеру, «давай порисуем», она далеко не всегда соглашается. Если же я скажу: «Света, давай нарисуем море с рыбками», то, скорее всего, дочка сразу же пойдет со мной рисовать.
Ребенок лучше понимает слова родителей и быстрее соглашается на что-то, если у него в голове возникла картинка, четкий образ действия. К примеру, вместо «пойдем гулять», «положи яблоко», «давай почитаем книжку» лучше сказать: «Пойдем гулять, покормим на улице гулей», «Положи яблоко на эту тарелочку», «Давай почитаем книжку про поросят».
Коварная частица «не»Как часто приходится слышать от родителей: «У тебя не замерзли ручки?», «Ты не хочешь в туалет?», «Ты не голодный?». Ответ, как правило, предполагается положительный ("голодный", "хочу", "замерзли"). По крайней мере, именно положительный ответ предполагает решительные действия. Однако отрицательная форма вопроса иногда заставляет малыша сказать «не замерзли», «не хочу», «не голодный», даже если это не так.
Я стараюсь задавать дочке вопросы так, чтобы на них можно было четко ответить «да» или «нет». При этом часто предлагаю ребенку свой вариант последующего действия: «У тебя замерзли ручки? Давай наденем варежки» и т.д.
Читаю Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" Есть продолжение - не менее замечательная её книга "Общаться с ребёнком? Так."