Большая часть лета для городских ребятишек, обычно проходит у бабушек-дедушек в деревне. Вот и мы эти летом гостили в Галанино. Каникулы – это, конечно, весело! Спи сколько хочешь, играй сколько сможешь, и никакой учёбы! Однако, через неделю-другую уже и догонялки и пряталки и жмурки-салочки порядком надоедают и ребята начинают от скуки заниматься разными деревенскими шалостями. Тут-то как раз и наступает самое подходящее время для того, чтобы предложить им что-то интересное. Например, почему бы не организовать «Музей старых вещей» под открытым небом? Затея, вроде, простая, а пользы от её реализации для ребят вот сколько: во-первых, можно научиться работать вместе одной командой, выполняя настоящее серьёзное дело. Во-вторых, можно окунуться в историю, узнать кое-что о жизни предыдущих поколений, держа в руках старые вещи, каждая из которых имеет свою собственную историю. В-третьих, можно научиться выстраивать коммуникации, проще говоря, научиться общаться с людьми, ведь ребятам нужно было расспрашивать об экспонатах у их владельцев, а потом пересказать истории вещей, приглашать посетителей в музей, договариваться между собой, решая различные проблемные ситуацию. В-четвёртых, можно научиться ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. А обязанности были самые настоящие: вовремя открывать и закрывать музей, чистить и расставлять экспонаты, следить за ними, а вечером убирать на место, поддерживать в порядке территорию музея, проводить экскурсии.
Надо сказать, что ребята с большим удовольствием откликнулись на предложение создать музей старых вещей. Решили сделать это на поляне перед домом.
Сразу же распределили роли. Илья, как самый старший из ребят стал директором музея, изготовил вывеску, определили время работы музея, смастерил ящик для билетов, конфет и монеток.
Долго решали во сколько оценить билет, предлагали разные варианты: бесплатно, улыбка, шутка, конфетка, монетка… В конце-концов решили пенсионеров пускать бесплатно, а остальным посетителям предложить на выбор: конфетку или монетку. Надо сказать, что эта символическая плата за билет очень способствовала тому, чтобы ребята серьёзно относились к своему делу, потому что всё было по-настоящему.
Полина стала экскурсоводом. Она рассказывала истории вещей. Были и забавные случаи. Например, такой: бабушка дала ребятам старый фонарь и рассказала про него историю: «однажды, когда я училась в училище, на спортивных соревнованиях наша группа выиграла этот фонарь. Мы решили отдать его тому, кто первым выйдет замуж. Первой замуж вышла я и теперь этот фонарь у меня.» Полина пересказывает историю посетителям: «когда моя бабушка училась в училище, у них были соревнования – кто вперёд выйдет замуж…»
Малыши, Лев и Даша, показывали как «работают» вещи. В конце экскурсии всех посетителей ждал балет в исполнении Лизы.
Большая часть экспонатов нашлась в собственных закромах, но были вещи, которые ребята попросили для музея у жителей посёлка: старая прялка и веретено, самовар, картина, радиоприёмник. Все вещи ребята приводили в порядок, чистили, мыли.
У каждого были любимые экспонаты, которых набралось вполне приличное количество: девичий туалетный камодик, старый чемодан с учебниками, светильники, керосиновая лампа, чайники и самовар, старая обувь, картина, авоська, корзина, утюг, пила, Дед Мороз, радиоприёмник и др.
Удивила реакция жителей Галанино, которые зачастую проходили мимо, будто каждый день галанинские ребятишки устраивают музей старых вещей под открытым небом. Мы даже придумали закличку-зазывалочку, чтобы на музей обращали внимание:
Приглашаем поскорей
Заходите в наш музей!
Были и благодарные посетители, которые с интересом выслушивали ребят, рассматривали экспонаты, приводили в музей друзей.
В качестве награды за свои труды ребята получили поход в настоящий Казачинский краеведческий музей. То-то они удивились, когда увидели в музее такую же прялку, такой же утюг, такую же керосиновую лампу и патефон! Да, в этот раз они не просто ходили по музею, а рассматривали всё с огромным интересом, ведь у них тоже был свой собственный настоящий музей и они сравнивали экспонаты, слушали экскурсоводов, чтобы потом так же точно проводить экскурсии по своему музею!
Вот такая игра у нас получилась. А если помечтать, то можно было бы развернуть эту игру на всё село. Можно было попросить всех ребятишек принести в музей на поляне по одной старой вещи и рассказать друг другу о них. Это же очень интересно!