Путешествие в детский садик "Радость"
Бывают в жизни ситуации, которые впоследствии вспоминаются как уроки. Уроки добра, любви и мудрости. И которые становятся кирпичиком того фундамента, частичкой того вдохновения, на которых хочется строить свою жизнь… Одним из таких добрых уроков для меня стала беседа с Натальей Егоровой - основательницей частного детского садика «Радость». Наташа рассказала про садик много интересного!
ПРЕДИСЛОВИЕ. КАК ЛЮБАША ВАРИЛА КАШУ
На беседу я пришла вместе со своей младшей дочкой – двухгодовалой Любочкой. Наталья встретила нас вопросом: «Кушать хотите? Любаша ест кашу?» - «Да». Тогда хозяйка предложила Любе: «Давай вместе кашу сварим?» Дочка, не раздумывая ни секунды: «Давай». Тут же она «взлетела» на большой стул рядом с плитой, на которой в миске уже грелось молоко. Хозяюшки, большая и маленькая, вместе насыпали в миску крупы, добавили сахара, помешали ложкой, добавили маслица. Через несколько минут Любаша уже с удовольствием уплетала кашу. А мы, две Натальи, начали наше пока что воображаемое «путешествие» по детскому садику «Радость».
ДЕТСКИЙ ДОМИК
На фото: вид из окна.
Садик находится в частном секторе совхоза Октябрьский (между БСМП и Ветлужанкой). Он располагается в двухэтажном трехуровневом частном доме – благоустроенном (в народе такие зовутся коттеджами), общая площадь 100 кв. м. На первом этаже – раздевалка, игровая комната, на втором уровне – кухня, практическая зона и санузел, на третьем уровне (втором этаже) – спальня и рабочая комната для занятий. С первого этажа на второй ведут две лестницы (обычная и лестница-горка), по которым детки любят шнырять туда-сюда.
- Когда к нам приходят детки впервые - рассказывает Наталья, - первое, что привлекает их внимание, – это лестницы. Даже у семи-восьми-леток природная физиологическая потребность двигаться почти постоянно проявляется во всей красе. И надо видеть, с каким упоением ребята (от самых крох до младших школьников) носятся по лестнице вверх-вниз! Каким счастьем светятся глаза ребят, когда можно так легко и свободно передвигаться в пространстве!
Пространство жизни ребятишек разделено на зоны (игровая, рабочая, практическая), между которыми ребята свободно перемещаются сообразно с их побуждениями и точками интереса. Это отражает принципы средовой педагогики и одновременно помогает их реализации: всему своё место, для каждого вида деятельности своя территория, удобство в расположении и доступность игр, творческих материалов для ребёнка. Благодаря гармонично выстроенному пространству, появляется возможность следовать естественной потребности в смене ритма деятельности, воспитывать определённые человеческие качества просто самим нахождением в том или ином месте (например, в игровой – построение ролевых игр, в рабочей – сосредоточение, в практической зоне – взаимопомощь).
- Есть критерий, показывающий, хорошо ли строится день в нашем садике, - делится Наташа, - это шумовой уровень. Когда вокруг тебя шум трудолюбивого пчелиного роя или работающего муравейника, перемежаемый звонким смехом, – в душе настоящая радость.
Я Б В САДОВНИКИ ПОШЁЛ, ПУТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Если из дома выйти во двор, то окажешься на приусадебном участке размером около 6 соток. Летом здесь зелено и урожайно, а зимой – бело и чисто. Большой плюс частного дома – наличие своей огороженой территории.
- Летом, когда стоят погожие дни, граница между улицей и помещением заметно стирается - дети могут из дома свободно выходить и заходить обратно (при том, что воспитатели есть и там, и там), - с увлечением рассказывает хозяйка садика. - Это позволяет проводить в общей сложности на свежем воздухе до 5-6 часов. Если сравнивать садик в квартире (раньше у нас было другое помещение) и нынешний, то, конечно, главное отличие в том, что содержание дома требует больше сил – я бы даже сказала на порядок больше. Но для детей здесь, что ни говори, условия более естественные, более экологичные. Летом мы вместе с ними возделываем огород. Дети очень это любят – особенно поливать грядки и собирать урожай. Они усваивают: это та работа, которую просто необходимо делать. Ведь если вовремя не полить, всё может засохнуть. Сорванные с грядки огурцы или кабачки детки сами же и едят за обедом - надо ли говорить, что с большим удовольствием. Природа сама воспитывает. Вот пример - на яблоньке ранетки созрели и попадали, и прежде чем начать игры (чтобы не потоптать и сберечь урожай) – всё надо собрать. Вот и получается: сначала дело - потом развлечения. Тут же происходят ситуации, когда ребёнок учится общаться, делать выбор. Например, собираем малину. Кто-то, в силу своего возраста или темперамента, набрал мало, а кто-то – полную кружку. И вот вопрос возникает: ты сам всю малину съешь или поделишься с друзьями?
- И делятся?
- Делятся – кто-то охотно, кто-то нет. Для кого-то поделиться – это сделать над собой усилие, а для кого-то это вполне естественно, дети друг у друга учатся. И чтобы набрать воды в лейку – тоже надо дождаться своей очереди. Подобные занятия связаны у маленького человечка с большой внутренней работой, которая, может быть, не так очевидна внешне, но благодаря которой Человек и растёт.
- Во время таких занятий ребёнок может измочиться или перепачкаться, что тогда?..
- У каждого из детей есть в садике комплект одежды для гуляния, часто с запасом. Эта не та одежда, в которой ребёнок приходит в садик. Если прогулочная одежда вымокла – она сушится, обычно успевает высохнуть до следующей прогулки. Вообще, прогулки – это отдельная тема. Любимая. Ведь кроме привычных качелей-песочниц-горок-турников-велосипедов-самокатов-мячиков у ребят в распоряжении живая земля и подручный стройматериал и инструментарий – доски, кирпичи, глина, опилки, носилки, тележка, тазы, вёдра, лопаты и т.п. Ребята получают истинное удовлетворение от труда «на земле». А сколько радости она несёт им в игре – ботанические и зоологические открытия, бесконечные испытания с водой-землёй-камнями, раскопки «кладов», походы по постоянно меняющейся местности, строительство каналов, обустройство домиков в кустах, мягкая трава для босых ножек летом, водно-грязевые эксперименты для резиновых сапожек весной-осенью. И бесконечные сугробные норы и возведение белоснежных сооружений зимой!
ДОРОГОЙ СПОКОЙСТВИЯ
Большое значение в садике придают тому, чтобы каждый ребёнок осознал, почувствовал, что он здесь не один, что рядом другие детки, что вместе – веселее, что дружными быть – легче и лучше. И ещё тому, чтобы в ребёнке вырабатывалась внутренняя дисциплина, которая помогала бы ему во всех занятиях и в отношениях с окружающими.
День начинается с того, что ребята собираются в круг и под чутким руководством воспитателя настраиваются на грядущий день. Настрой важен – ведь как начнётся день, так он и пройдёт. Вечерний круг со свечой – тоже ежедневная традиция. Он помогает детям успокоиться, снова побыть вместе, подержать друг друга за руку, «отрефлексировать» прошедший день, сказать «до свидания, до завтра». В кругу сразу видно, кто спокоен, сосредоточен, а кто никак не может сам себя «собрать» (прыгает, крутится) - тогда круг помогает. В кругу, как выразилась Наталья, требуются от детей групповые волевые усилия, появляется ощущение общности, стабильности.
Есть ещё две традиции, о которых хочется рассказать, - Урок тишины и Дорога спокойствия.
- Урок тишины обычно проходит перед началом занятий, - говорит Наталья. - Он помогает настроиться на рабочий лад, услышать себя: дети усаживаются ровным рядочком за диван, сидят там тихонько, воспитатель шёпотом зовёт кого-нибудь из ребят по имени. Этот ребёнок не спеша подходит и садится рядом. И так продолжается, пока всех не назовут. Для некоторых детей посидеть так минуту-две в тишине – это настоящее испытание, без определённой внутренней работы оно не обходится. Перед едой за общий стол также «приглашается» тишина, иначе еда может и не прийти, или даже может «убежать» со стола (смеётся). Ещё у нас есть Дорога спокойствия – это небольшое расстояние, которое ребёнок должен пройти медленно и тихо. Если ребёнок разыгрался, раскричался, разбушевался, ему даётся задание – пройти Дорогой спокойствия, дети это любят, идут обычно охотно. Бывает, когда они сами начинают там ходить «за компанию» целым строем.
В садике есть правило: шуметь, бегать, прыгать, громко разговаривать можно, но только тогда, когда это не мешает другим (чаще всего это организованные подвижные игры).
- Если, например, ребёнок во время дневного сна в течение получаса не заснёт – он может пойти в игровую комнату, найти там себе тихое занятие, так чтобы никого не разбудить и дать возможность воспитателям тоже отдохнуть. У нас дети разновозрастные, и у всех разная потребность во сне. Старшие могут и не спать днём, но полежать полчаса, отдохнуть – это желательно для всех.
- А как вы поступаете в тех случаях, когда ребенок не слушается, шумит, на него не действует ни Урок тишины, ни Дорога спокойствия?
- Конечно, такое бывает, особенно у мальчишек. В этом случае нам важно дать ему возможность услышать себя. Иногда достаточно просто усадить и посидеть с ним немного. Или дать возможность посидеть одному. Бывает, что и в отдельном помещении (чаще всего пустой оказывается только раздевалка). Но просто так, бездельничая, услышать себя очень сложно. Используем то, что помогает ребёнку сосредоточиться на своём внутреннем мире. Часто выручают песочные часы (на 3-5 мин). Или творческое задание – рисунок, лепка, это очень гармонично действует. А для кого-то полезным оказывается практический труд – что-то наладить, помочь на кухне. Если расшумелись двое, трое, подрались (с кем не бывает) – младшим помогает восстановить дружбу педагог (разобраться в ситуации, принести извинения, простить другого). А старших порой можно просто оставить наедине друг с другом, и вернуться ко всем они могут тогда, когда восстановят мир между собой (в этом случае строгость воспитателя менее эффективна, чем уже сложившееся внутреннее понимание того, что есть хорошо, а что плохо). Удивительно смотреть, когда через 5-7-10 минут после ярых, бурных эмоций между ребятами снова наступает конструктивное сотрудничество и дружба. Однако ещё тут всегда важно понимать, чем вызвано агрессивное поведение ребёнка. И здесь делать выводы без беседы с родителями, совместного с ними поиска решений - поспешно. Связь с семьёй очень важна, ведь, несмотря на то что в садике ребёнок проводит до 10 часов в сутки, семья является главной основой его воспитания, главным источником ценностей.
РИТМ ЖИЗНИ
Распорядок дня в садике вроде бы обычный: завтрак, занятия, игры, второй завтрак, прогулка, дневной сон, полдник, занятия, прогулка или игры, ужин. Однако привычное слово «режим» здесь не употребляют, а используют термин «ритм жизни». Вот как это поясняет Наталья:
- Ритм жизни – это то, что идёт от природной, внутренней потребности человека. Вся наша жизнь устроена ритмично: есть суточный ритм, недельный, годовой и т.д. И всю деятельность можно условно разделить на две части – это «вдох» и «выдох». «Вдох» – это время труда, напряжения, интеллектуальной деятельности, выдох – время игры, творчества, беготни – занятий, «разгружающих» голову. Мы стараемся к этому прислушиваться, соответственно – чередовать разные виды деятельности как для отдельного ребёнка, так и для группы. Если, например, ребята расшалились – возможно, это повод не для «наведения порядка», а просто наступило время для подвижной игры. Ежедневное соблюдение определённой последовательности в деятельности, так же как и порядок в вещах, помогает упорядочиванию внутренней активности и у детей, и у взрослых.
Занятия здесь проходят каждый день. Часть занятий – музыкально-эстетическое развитие, английский - ведут приглашённые педагоги. Другую часть ведут штатные педагоги-воспитатели - это логоритмика, развитие речи, чтение-письмо, естествознание, математика, творчество, конструирование, физкультура. Есть занятия групповые и занятия по возрастным подгруппам. Достаточно много индивидуальных занятий (для которых и предназначена рабочая комната с дидактическими, развивающими материалами, а также творческая и практическая зоны). А есть занятия, где индивидуальное плавно перетекает в групповое и наоборот.
- Вот, к примеру, конструирование. Задание: сначала каждому даётся по пять деталей конструктора, задание – что-нибудь из них построить. Потом детки объединяются по парам, объединяются и их детали, задание тоже – сделать любую постройку, но теперь уже общую. Затем объединяются втроём (деталей уже 15) и то же самое задание – построить что-то одно. Очень интересно наблюдать, как они строят вместе и что в конце скажут - «моё» или «наше». Есть у занятий прямая цель – дать детям определённые знания, навыки. А есть и другая цель – научиться принимать знания, научиться общению в группах – сотрудничать, не перебивать, выслушивать, высказать свое мнение, научиться чувствовать, что у каждого свой темп и где-то надо помочь, где-то подождать друга, а где-то каждому следовать своему ритму, уметь радоваться успехам своим и успехам товарища, находить и исправлять ошибки, проявлять терпение для того, чтобы дело получилось, довести его до конца, организовать самостоятельно своё рабочее пространство и свернуть его после занятий - одним словом, научить учиться и трудиться. И эта цель для меня является более важной.
Больше всего меня в этом «детском домике» впечатлило то, что детки могут участвовать во многих взрослых делах, получая при этом бесценные навыки настоящей жизни. Об участии детей в огородных работах уже говорилось. Стоит сказать и о том, что ребятишки помогают не только на стол накрывать, но и еду готовить – потереть сыр, порезать овощи, намазать хлеб маслом.
- Бывает, по своей инициативе кто-то вызывается помочь покормить ребят – не только накрывает на стол, но и «дежурит» у добавки (самому при этом кушать приходится позже всех – такой вот сознательный выбор). И после еды: убрать всё за собой со стола – установленный порядок для каждого. Также и мытьё рук перед едой, и полоскание рта после еды. Пять раз в день дети едят – пять раз полощут ротики. Ещё важно: порции у ребят небольшие, - замечает Наташа, - пусть лучше ребёнок попросит добавки, чем оставит в тарелке еду. Добавки можно и две, и три попросить – главное, чтобы ребёнок съел столько, сколько ему необходимо, чтобы быть сытым и при этом у него было бы бережное отношение к еде, чтобы еда не выбрасывалась - ведь это чей-то труд.
ЭКОЛОГИЯ - КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
- Каково направление нашего садика? Главным принципом для нас является экологичность. Экология – в широком смысле – наука о гармоничном сосуществовании человека с окружающим миром. Для нас важны три аспекта: во-первых, экология здоровья (в т.ч. среды и питания), во-вторых - экология взаимоотношений, в-третьих - экология информационного пространства и жизненных ценностей. Экология – это то, что, в нашем понимании, противостоит так называемой урбанизации, рафинизации окружающей среды, - когда всё теряет своё начальное, природное состояние. Начиная от питания (использование консервантов, стабилизаторов-ароматизаторов и т.д.), заканчивая рафинизацией отношений между родителем и ребёнком (грустная статистика – ныне в среднем ребёнок получает чистого, не связанного с решением бытовых вопросов, родительского внимания, - 14 минут в день…).
Вопрос питания в «Радости» - один из самых важных, поскольку непосредственно связан с самым ценным – со здоровьем ребёнка. В детском садике к покупке продуктов относятся трепетно – что-то получается со своего огорода, а что не вырастить самим - тщательно отбирается. Не случайно Наталья об этом рассказывает так подробно:
- Если соль – то морская, если сахар – то тростниковый коричневый, чаще мёд, если яйца – то домашние, если мука – то преимущественно грубого помола, каши – побольше цельных, молочное – короткого срока хранения с завозом на 1-2 дня, хлеб – чаще свой из той же грубой муки бездрожжевой выпечки, никаких консервов. Из тех же экологических соображений не используется мясо. Для тех, кого эта тема затрагивает «за живое», уже давно известно, что вопрос незаменимости аминокислот в белках мяса – один из самых больших мифов биохимии питания – уже давно не является таковым с точки зрения науки, в т.ч. и официальной медицины. И даже того количества мясной пищи (опять же по научным данным), которое детки кушают дома (не все родители по разным причинам придерживаются дома безмясного меню), более чем достаточно, чтобы снять все переживания. А вот сбалансированный и здоровый рацион ребят – то, что радует наших родителей: свежие фрукты-овощи ежедневно, вкусные сливочные и овощные супчики, различные виды бобовых, орехи-семечки-сухофрукты, выпечка из муки разных видов (кроме обычной пшеничной и ржаной мы используем гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, ячменную), травяные чаи и компоты из лесных и дачных ягод. Ещё два важных аспекта – это соблюдение питьевого режима (чистая вода всегда доступна деткам) и сама культура питания. Первое-второе-третье-сверху-компот-и-спать, сладкое четыре-пять раз в день – это точно не здесь. Как научить ребятишек правильно кушать – тема отдельно разговора. И даже когда вечером или на выходных родители позволяют себе и ребёнку разные «вкусные слабости» - то уверенность в том, что в большей степени ребёнок в течение дня имеет правильное питание, даёт им возможность делать это со спокойной душой. Впрочем, и у нас бывают праздники – с домашними тортами, пиццами, морожеными-пирожными, шоколадом-мармеладом и прочими гастрономическими радостями. Но ведь на то они и праздники :).
"НА ОДНОЙ ВОЛНЕ" С РОДИТЕЛЯМИ
Экология взаимоотношений – это как отношения внутри сада (ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок, взрослый-взрослый), так и отношения с родителями. Наталья отмечает – семье (как социальному институту) сейчас очень нелегко. Особенно в больших городах. Темп жизни, информационно-коммуникативный загруз у взрослых сейчас такой, что порой не продохнуть…
- Уже не удивишься ответу на вопрос: «В какие игры вы играете с ребенком?» - «Да он сам играет хорошо»… В основе взаимоотношений внутри сада лежат незыблемые принципы (которых сегодня не так-то и легко стало придерживаться) – доверие, внимательность, умение слушать и слышать другого, честность, терпимость, уважение к каждой личности (и ребенка, и взрослого) как к проявлению волшебного чуда Природы во всем её многообразии. Дружба. Любовь. И с родителями мы стараемся выстроить близкие отношения. Ведь ребёнка от мамы-папы-бабушек-дедушек невозможно отделить. Они – целое. Поэтому нам так важно быть с родителями «на одной волне» по отношению к деткам – где-то посоветоваться с ними, где-то посоветовать им, поддержать. Отдельный период взаимоотношений – это период адаптации. Здесь всё индивидуально. Это буквально время, когда «рука на пульсе» каждый день. Многое зависит от состоявшего контакта не только сад-ребёнок, но и сад-родитель. К слову сказать, что дети из многодетных семей адаптируются на порядок легче. Поэтому братики или сестрёнки облегчают жизнь друг друга. Ребёнок уже на своём опыте знает, что он не один, что мир крутится вокруг не его одного – и этим он прекрасен.
ВСЕГДА, МОЙ ДРУГ, ВСЕГДА ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА
Большое значение в садике придают экологии информационного пространства и жизненных ценностей. Здесь нет неоднозначных игрушек – тех, про которых православные психологи говорят, что они способны повредить детской душе (смазливые Барби, безумные Винксы, Человек-паук, оружие и др.). Не поддерживаются и игры «в войнушку» - природные мужские начала у мальчишек перенаправляются на созидание: строительство, спасательные операции, исследовательские экспедиции, увлекательные путешествия. Для девочек лейтмотив в играх, в поведении – то, что раскрывает их женскую природу: девочка в первую очередь – будущая жена, мать. Отсюда – забота о других, терпеливость, уступчивость, мягкость, прилежание, в том числе и во внешнем виде.
- Сегодня самая главная задача, которая стоит перед родителями, - научить ребёнка противостоять рафинизации, - размышляет Наталья Егорова. – Ведь происходит и рафинизация ценностей - размываются границы добра и зла. Что такое добро? Это когда хорошо для меня? Или добро – это когда ты открыт душой для других? Или же добро – это компромисс? Ряд современных журналов для 5-6-7летних (!) детей пропагандируют страшные вещи: обособленность, индивидуализм – когда никому ни до кого нет дела, когда все заняты лишь получением удовольствий. Много агрессии и даже разврата. И это вперемешку с совершенно достойными детскими занятиями – ребусами, раскрасками, головоломками, творческими играми и т.п. Как от этого защитить? Заборы не построишь. Но можно положить побольше на другую чашу весов – чашу добра. Слава Богу, бесценное наследие классики – и в музыке, и в искусстве, и в литературе – доступно. Детскую литературу, добрые мультфильмы, настольные игры - и старые-любимые-советские и, если хорошо поискать (не пожалев времени на предварительный, без ребёнка, просмотр), то и новые подобрать можно. И это важно. Ведь именно в детстве происходит усвоение понятий добра и зла, усвоение тех ценностей, которые лягут в основу всей жизни.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. НАШ ДЕНЬ С "РАДОСТЬЮ"
На другой день мы вместе с сыном и дочкой совершили настоящее путешествие в садик «Радость» - приехали туда в гости на целый день. Рано утром нас дружелюбно встретила ещё одна хозяйка садика – Марина Макарова.
Итак, не успели мы раздеться – как мои карапузы побежали лазить по лестнице, ведущей на второй этаж :). «Ну, - думаю, - прямо как по написанному».
Потом вместе со всеми детками мы сделали зарядку - под рассказ Марины о приключениях маленького семечка. Побывали на Уроке тишины, сделали пальчиковую гимнастику, совершили путешествие в страну Математику, где рыцарям и принцессам помогали решать задания. На уроке музыки выучили песенку про медведя, который выкопал себе берлогу и улёгся спать. На улице почистили дорожки от снега. Вырабатывали в себе терпение, ожидая своей очереди мыть руки. А вот уносить посуду-то за собой забывали - нет у нас такого навыка, пока - зато есть к чему стремиться :).
Сладко заснули днём на маленьких матрасиках под тихие колыбельные Марины и Людмилы, поспали часа два (поспать удалось и мне - прикорнула на диване). А ещё читали книжки, играли в конструкторы, ссорились из-за игрушек… А как же, не без этого. Не всё в жизни так гладко, как на бумаге, жизнь сложна и разнообразна, ситуации бывают непредсказуемые, требующие от воспитателей недюжинной выдержки и терпения, умения быстро принимать решения, иной раз и твёрдой воли - чтобы не идти на поводу у деток, которые чувствуют малейшую твою слабость и тут же на неё реагируют.
В этот день были и смех, и слёзы, и ссоры, и примирения, и шум трудолюбивых пчёлок. Проведя день в наблюдении за жизнью садика, к вечеру поняла, что моего сына весь день было не слышно и не видно, он легко находил себе занятия, выполнял все задания. А Любаша, когда приехал за нами папа, вообще не хотела уходить – еле уговорили её идти одеваться. Это значит, что сын и дочка прожили этот день с радостью. С «Радостью»!
О ГЛАВНОМ
- Для меня (и мои коллеги тоже разделяют это) актуальным остаётся высказывание: воспитание ребёнка – в первую очередь воспитание самого себя, - говорит Наталья. - Садик для меня (как и для моей подруги и моего незаменимого партнёра Марины) - это не бизнес. Скорее социальный проект. Никогда не говорю мужу, что пошла на работу, а просто говорю – я в садике. Ведь дети – это не бухгалтерские счета, к ним невозможно относиться беспристрастно, они всегда задевают за живое. Их можно и надо просто любить.
В садик путешествовала Наталья ТИМОФЕЕВА под чутким руководством Натальи ЕГОРОВОЙ, Марины МАКАРОВОЙ, а также воспитателей и родителей - Людмилы, Анны и Татьяны.
На прогулке:
Общее занятие:
Андрюша сосредоточенно решает задачу:
Просмотров: 8632