Раннее развитие: от сторонников к противникам
Ранним развитием я стала интересоваться задолго до того, как узнала, что стану мамой. Перечитала всех апологетов: Марию Монтессори, Масару Ибука, Сесиль Лупан, о методике Домана. Проштудировала сайт и форум Лены Даниловой и еще много материалов в интернете. Главный аргумент сторонников РР - тот факт, что в первые 3 года возникает бОльшая часть связей между нейронами в мозгу, и если эти связи не "нарастить" до 3-х лет, то все, время упущено - произвёл на меня глубочайшее впечатление. Я верила Масару Ибуке: "Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно".
С первых дней жизни моего мальчика я помнила о его нейронах постоянно. Старалась дать разнообразный опыт всем его органам чувств, иной раз в ущерб гигиене. Сначала показывала ему чёрные фигуры на белом фоне, потом разноцветные картины, в 7 месяцев дала пальчиковые краски и снабдила "сортерами" (игрушки, в которых нужно вкладывать фигуру в отверстие) и пирамидками. Покупая игрушку, радовалась, если на ней написано "развивающая" или "развивает то-то и то-то" (а так написано на 90% игрушек и на всех книжках).
В 11 месяцев сынок начал ходить (точнее, ездить в слинге на маме) в развивающий центр на занятия по Монтессори и "творчество". И хотя он упорно, день за днём, месяц за месяцем, игнорировал "умные" игрушки, с трудом высиживал наши (бывшие на самом деле в основном моими) занятия "творчеством", я продолжала попытки.
Мой малыш из всего арсенала Монтессори выбирал ферму или насекомых, веник с совком или пересыпание крупы, молоток и шарики или дверцы с замочками. Ни разу не потянулся к цилиндрам, сортёрам и прочим играм на логику. Несмотря на все мои усилия. Во мне начало копиться раздражение и в какой-то момент накопилось столько, что я его осознала. Стала наблюдать за собой и другими озабоченными интеллектуальным развитием своих малышей мамами, и вот что заметила:
- я часто предлагаю ребенку занятия, которые, совершенно очевидно, его не увлекают. То есть пытаюсь навязать ему что-то.
- держа в голове важность развивающих занятий, я недооцениваю важности и нужности и прелести другого времяпровождения: катания машинок, барахтания на кровати и т.д. Если мне удаётся позаниматься чем-то "развивающим", я довольна собой и прошедшим днём. Если не удается - смутно недовольна.
- если в развивающем центре мой, как обычно, орудует веником, а детки-ровесники составляют пазлы, я испытываю некоторое недовольство своим сыном. И с новой энергией сую ему пазлы. Словно хочу, чтобы он был не таким, какой он есть. И он это чувствует.
То есть я поняла, что озабоченность развитием заслоняет от меня моего ребёнка. Моего чудесного, удивительного малыша. Мешает мне по-настоящему БЫТЬ с ним каждый момент. И, по моим наблюдениям, этим страдают многие мамы. Я решила, что это завышенная цена за дополнительные связи между нейронами.
И теперь я считаю, что раннее развитие абстрактного мышления, логики, обучение счёту и чтению не соответствует естественным жизненным интересам ребёнка. Гораздо лучше развивать его в русле этих самых жизненных интересов.
На самом деле, для таких маленьких детей жизнь и развитие - практически синонимы. Любое занятие: подметание пола, кидание мячика, поедание макарон вилкой - развивает. Не нужно специально заниматься развитием. Нужно просто интересно, разнообразно, весело с ребенком жить. Когда я стала размышлять в этом направлении, то, как водится, стала наталкиваться на подтверждение своих мыслей в разных неожиданных источниках.
Приведу два авторитетных для меня:
1. Нейро-физиологический аспект. Цитирую консультанта по детскому развитию Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:
"С точки зрения нейропсихологии, в первые годы жизни более активно развивается правое полушарие коры головного мозга, которое ответственно за развитие эмоций, воображения, творчества. Ранняя стимуляция левого полушария, ответственного за развитие формально-логических функций, приводила к тому, что у детей наблюдались трудности в общении, ограниченность воображения (много знают, но мало умеют). По этому поводу есть интересные упоминания у А.Л.Сиротюк.
Зарубежные данные: "тепличное воспитание" является результатом деятельности взрослых, принуждающих ребенка приобретать знания, адекватные на более поздних стадиях развития. При этом у детей на фоне развития потребности к новой информации угасает интерес к общению и исследованию реального мира. Давая знания в готовом и условно-формальном виде мы, тем самым, подрубаем корни для их дальнейшего развития, лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, не даем им возможности самим исследовать, творить и решать проблемы в постоянно изменяющихся условиях.
В качестве альтернативы такому воспитанию родителям предлагается обеспечить детям обогащенную среду и социальную поддержку, что позволяет детям получать представления о окружающем мире с помощью собственного сенсорного опыта, развивать когнитивные возможности и умение принимать самостоятельные решения.
Sigel, 1987 г. «Об исследованиях и наблюдениях, посвященных результатам обучения детей по стимулирующим программам, созданным на основе программы Глена Домана Better Baby Program".
2. Психологический аспект. Из книги Эдды Ле Шан, известнейшего американского детского психолога, "Когда ваш ребенок сводит вас с ума", глава "Уснуть и видеть сны":
"Тридцать лет назад были детские психологи и педагоги, которые настоятельно советовали родителям уделять больше внимания интеллектуальному развитию детей, но тогда подобные советы давали немногие. Любой малыш, родившийся сегодня, может рассчитывать, что на него обрушится поток самой различной информации и впечатлений с первых дней его жизни. Существует множество колыбелей с зеркалами и кольцами, свистками и рожками, со счетами (чтобы малыш не терял времени даром и учился арифметике); ребенку часто бывает трудно найти место в манеже из-за множества кукол, машинок, мячей, барабанов и прочего снаряжения, предназначенных для его умственного развития…
Отсутствие внешней стимуляции развития не исключало того факта, что в то время было столько же умных, и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе и бессонницы.
Некоторые младенцы, которым стремятся создать специальные условия для того, чтобы они выросли гениальными, например, показывают в четыре месяца карточки с цифрами и буквами, оказываются достаточно умными, чтобы поступить с ними соответственно своему возрасту: тянут их в рот, чтобы съесть. Создается впечатление, что родители думают, что все потеряно, если их двухлетний или трехлетний ребенок не научится читать, цитировать Шекспира, играть на скрипке или говорить по-японски. А дети начинают нервничать, не понимая, что от них хотят. Все эти намерения взрослых не имеют ничего общего с ходом естественного развития, и вполне вероятно, что именно они становятся причиной детской бессонницы".
Хочу подчеркнуть: я не сторонница того, чтобы дети росли "как сорная трава", сами по себе. Если пытаться соотнести моё нынешнее видение с одной из теорий детского развития, то ближе всего мне Л.С. Выготский с его понятием "зоны ближайшего развития". То, что ребенку уже интересно, но сам он ещё не справляется, или скорее всего может быть интересно, но он ещё об этом не знает - лучшая область направления родительских усилий. Но разделённую с мамой радость, веселье, вдохновение я ценю выше любых интеллектуальных достижений.
Яна КАТАЕВА
Просмотров: 5922