Красноярский семейный портал

В гости к любимой воспитательнице

Наталья ТИМОФЕЕВА

Мысль о детском садике поселилась в моей голове, когда старшей дочке было уже пять лет. Я сказала об этом мужу. В семье началось время жарких кухонных споров. Папа был категорически против того, чтобы наши дети посещали детский сад. Доводы были простыми: 1) ребёнок может перенять плохие привычки сверстников, 2) из садика дети приносят инфекции, 3) никто маму не заменит, а мы сами с усами. Папа-то наш с усами, в прямом смысле, усы придают ему солидный вид, когда он ведёт занятия по физике со студентами, а с 8маленькими детьми он - добрый «усатый нянь». А вот мама…

Когда-то я выбрала путь многодетной мамы и хранительницы очага, но о том, чтобы учить детей дома самой, мне никогда не мечталось. И после больничных приключений с сыном хотелось разгрузки и отдыха, на занятия с дочкой сил не было. К тому же к школе пора начинать готовиться. Мой список аргументов «за» был раз в пять длиннее списка «против». А садик-то наш ведомственный, от папиной работы... Споры продолжались недели две. И вот папа, осаждаемый кроме мамы ещё дедушкой и бабушкой, принял решение: «Хорошо, в профком схожу. Но согласия я не давал». Мама выдохнула, и началась подготовка к новому жизненному этапу…

Не знаю, как это так случилось - мы ничего для этого нарочно не предпринимали, - но воспитательницей в Светиной VVгруппе оказалась воспитательница нашего папы. Другая его воспитательница вела в садике физкультуру. Наверное, этому не стоило так удивляться, как удивлялась я, ведь Академгородок - большая деревня с двумя детскими садами на весь микрорайон.

В нашем садике первые несколько дней родители могут находиться в группе вместе с ребёнком - для плавной адаптации, это один из пунктов подписанного договора. Старшая дочка у нас робкая и стеснительная, поэтому для неё это было необходимо. В первый день я пошла в группу вместе со Светой. Впечатлилась.

- Можно завтра Света придёт с папой? - спрашиваю Веру Вениаминовну Черкасову, единственную в группе воспитательницу (тогда я ещё не знала, что они с моим мужем знакомы). - Он очень хочет посмотреть, куда отдаёт свою дочку.

- Мужчина в детском саду? Что же ему здесь делать, среди женского коллектива?.. - видимо, отцовским вниманием воспитатели не избалованы.

- Папа наш любит детей, - стараюсь говорить уверенно, но мягко, - он не хотел дочку в садик отдавать, будет волноваться, если останется в неизвестности.

- Хорошо, ждём завтра вашего папу! - с интонацией «эх, была не была!» произнесла Вера Вениаминовна.

А оказалось, что мужские мозолистые руки после покупки новой мебели были нужны. Муж помог передвинуть мебель и прикрутить полочки.

…С тех пор прошло два с половиной года, дочка уже оканчивает первый класс. Она передала эстафету младшему брату - его тоже, к большой нашей радости, записали в группу «Рябинка» к Вере Вениаминовне. И даже кабинка у Володи та же самая - с яблочком. Одновременно с братом пошла в садик и 3-летняя Любочка, в группу «Ромашка». Очередной новый этап, у папы - ни грамма сомнений. Более продуманные утренние сборы, вывешенное на кухне расписание занятий детей, ставший уже привычным бассейн, шашки в группе по утрам, вдохновляющие утренники, с которыми, как сказала одна родительница, можно гастролировать по стране…

После очередного утренника, на котором хотелось и плакать, и смеяться от того, как здорово маленькие артисты выступали, мне подумалось - а не взять ли интервью у нашей воспитательницы? И вот однажды во время сончаса, когда в садике стояла мирная посапывающая тишина, мы удобно устроились на мягком диванчике в вестибюле и разговорились.

Всякая река начинается с «голубого ручейка». А всякая взрослая, серьёзная жизнь начинается с детства. И детство «никуда не уходит», оно продолжает жить в нас...

- Вера Вениаминовна, помните ли вы свой детский садик?

- Да, хорошо помню. У нас было две воспитательницы - Анфиса Николаевна и Галина Николаевна. Анфису Николаевну я жутко не любила. Однажды она сказала: «Если ты не будешь есть гречневую кашу - я положу её тебе за шкирку». И она это сделала - взяла щепотку гречневой каши и положила мне за шкирку. И вот до сих пор я не могу есть гречневую  кашу. Дочка этой воспитательницы ходила к нам в группу и звала её мамой. Я девочке этой завидовала и говорила: в садике нет мамы, а есть воспитательница! А завидовала потому, что мама с ней была всегда рядом. Меня воспитывала бабушка, поскольку мои родители были геологами.

А вторую воспитательницу, Галину Николаевну, я просто обожала. И до сих пор мы с ней встречаемся, дай Бог ей здоровья. Она, помню, к нам пришла перед Новым годом. У неё был костюм Хозяйки медной горы. Сценарий был задуман под Хозяйку медной горы вместо Снегурочки, в  этом облике её и запомнила.

Вера Вениаминовна по сути - тоже Хозяйка медной горы. Этот образ удивительно точный. Стройная и благородная фигура, прямолинейность и выдержка, строгое выражение лица - почти всегда строгое. Но где-то внутри, совсем неглубоко, живёт лучезарная улыбка, готовая выпрыгнуть наружу при первом же удобном случае.

- У Галины Николаевны дом был рядом с детским садом, - продолжает рассказывать она, улыбаясь. - Однажды иду в детский сад - а меня иногда одну отпускали - гляжу, а в окнах любимой воспитательницы свет горит. Я за ней зашла: «Галина Николаевна, а пойдёмте в детский сад!» Она подумала, что никто не пришёл и меня за ней отправили, телефонов-то не было. Она быстро оделась, пришла в группу, а там… другая воспитательница. Получилось недоразумение. Мне тогда очень сильно от родителей попало. Причём Галина Николаевна как-то, как говорится, «на тормозах всё спустила». А вторая воспитательница ругала меня: какое ты имеешь право в гости ходить? А я безумно любила в гости ходить. У меня, кстати, есть фотография, где я вместе с Галиной Николаевной…

- А когда вы поняли, что хотите стать воспитателем?

- Поняла это в шестом классе. Мне нравилось собирать вокруг себя ребятишек, играть с ними, водить их в кино, нравилось их учить. Тогда я уже точно знала, что буду работать только в детском саду. Моя мама была против этого. Она говорила: «Ты согласна всю жизнь петь «Жил-был у бабушки серенький козлик»?» - «Согласна!» - отвечала я. Брат мой смеялся надо мной, когда я учила наизусть «Федорино горе» - это была 11подготовка к экзамену по детской литературе. А мне этот предмет очень нравился. Нравились науки педагогика, психология.

- Когда вы впервые переступили порог садика в качестве воспитателя?

- После школы я поступала в Иркутске на логопеда. Не поступила и в 17 лет пошла работать нянечкой в детский сад. Почти два года я работала в детском туберкулёзном интернате, пока муж в Иркутске учился. Там дети лежачие, у них костный туберкулёз. Много отказных детей, редко к кому приезжали родители. Кроватки приходилось вывозить на улицу, мыть детей мы носили на себе. Тот же детский сад, только там морально тяжело.
Потом мы вернулись в Красноярск, и я поступила сначала в педучилище, а потом окончила пединститут - дошкольный факультет. Стала работать в садике уже воспитателем, общий педагогический стаж у меня, не считая работы нянечкой, 31 год. А больше я никем и не работала.

- А дочки пошли по вашим стопам?

- Старшая окончила пединститут, специальность дошкольный педагог-психолог. А младшая - журналист.

- Главное в работе воспитателя - любовь к детям? А что ещё важно?

- Есть поговорка: «Любить детей и курица умеет». Только «моральный урод» не любит 10детей. А ещё важно… наверное, желание работать в детском саду. Не просто отсидеть и уйти, а желание что-то передать, чему-то научить. И, я так думаю, самому чему-то научиться. Сколько я уже здесь работаю, и всё равно не перестаю учиться от детей.

- А чему?

- Наверное… Доброте и бесхитростности. Дети - они такие же взрослые, только маленькие. Я на подготовительной группе работаю. С детьми нельзя сюсюкать, притворяться. Это дети чётко чувствуют. Они, если почувствуют фальшь, ложь, - отвернутся.

- Вера Вениаминовна, вы много с детьми занимаетесь, расскажите о ваших занятиях.

- Поскольку у меня дети старшей и VV1подготовительной групп, то главная задача - подготовить их к школе. Мы ставим руку, развиваем мелкую моторику, учимся считать, читать. При этом научить читать - совсем не главное. Главное - научить ребёнка получать знания. Не ждать, когда тебе их на блюдечке преподнесут, а добывать самому. Если у ребёнка не будет сформирована познавательная активность - он будет в школе лентяем. А если у ребёнка есть желание добывать знания - он будет постоянно спрашивать, интересоваться.

- А вам дети много вопросов задают?

- Много! Есть дети активные и пассивные. У кого-то познавательная активность ещё слабая, и он может на занятиях зевать. Но многое от воспитателя зависит! И ещё, надо сказать, дети все разные. Кто-то хорошо вырезает и клеит, а слушать не может. А кто-то вырезать не умеет, зато любит слушать и задавать вопросы. Воспитатели тоже разные. Кому-то больше нравится с детьми  лепить, а кому-то - примеры решать. Мои дети больше любят математику. Наверное, я интереснее умею её преподать, там игровых моментов больше. Хотя была я на открытых занятиях у других воспитателей - там много игр и по развитию речи. Но у меня лучше получается именно 1математика, и дети мои считают лучше. А в какой-то группе говорят больше.

- Вера Вениаминовна, выпускники ваши к вам приходят?

- Приходят (улыбается). Особенно первые четыре года после садика, а потом всё реже. Старшеклассники меня узнают, здороваются: «А вы всё там же?» Иногда я уже не узнаю их. Кто-то замуж вышел, кто-то усы отрастил. Хорошо, если вспомню имена: «О, Ваня, Маша! Где вы, как вы?» Раньше, когда мои дети из школы выпускались, я приходила на выпускной. Теперь с этим сложнее, выпускные проходят обычно в ресторанах. А мои дети уже приводят ко мне своих детей.

- Успехами ваших воспитанников похвастаетесь?

- Я слежу за успехами ребятишек, с которыми занималась. И, к моей большой радости, среди них мало неуспевающих и троечников. Мои 3выпускники - в первых десятках лучших учеников классов. Если же дети выступают на «Весенней капели» - это заслуга музыкальных работников. Если побеждают в плавании - заслуга тренера.

- Недавно ваша группа заняла первое место на турнире по шашкам…

- Тут моей заслуги нет, это родители помогают. В частности, Ваня Тимофеев по утрам с детьми в шашки и шахматы играет по 20-30 минут.

Иван Тимофеев - это и есть наш папа. Он стал с 23_shashkiдетьми в группе по утрам играть в шашки, когда узнал о предстоящем турнире по шашкам среди старших и подготовительных групп. Это было ещё в Светиной группе. Логично, что Ивана пригласили на соревнования в качестве судьи. А дальше… как в одной из моих любимых песен: «Вот, новый поворот, что он нам несёт…» А поворот принёс не пропасть и не взлёт, а множество турниров по шашкам. Наш папа проводил их в самых разных местах: в летнем 22_shashkiсемейном лагере, у нас во дворе, в рамках мастер-классов семейного объединения «Ярмама»… Особый пункт здесь - это пенёк в нашем дворе с набитыми на него в шахматном порядке металлическими пластинками. Муж однажды решил, что весь наш двор надо  заразить шашками. Эту затею, если честно, я считала абсолютно бесперспективной. Но: то ли пенёк оказался волшебный, то ли настолько жива ещё в людях потребность в играх «с человеческим лицом» - самодельная доска стала собирать вокруг себя и детей, и взрослых, которые играли в шашки… крышками от бутылок. А ведь всё началось с садика! Турниры по шашкам - это, кстати, начинание Натальи Андреевны, второй воспитательницы нашего папы.

24_shashki

- Идти навстречу родителям, приглашать их к участию в жизни группы - для этого нужно обладать открытостью и определённой смелостью…

- Я всегда за сотрудничество с родителями. Мне, надо сказать, везёт на родителей. Вот недавно к Пасхе в группе была организована большая выставка народно-прикладного искусства. Почти все экспонаты принесли родители.

Недавно, к примеру, было занятие про космос, посвящённое Дню космонавтики. Было домашнее задание подготовить рассказ про одну из планет. Ребёнок сам, без помощи родителей, не смог бы этого сделать. И родители молодцы! Были доклады и с фотографиями, и с рисунками. А один ребёнок принёс чуть ли не реферат. Понятно, что родители помогали, и это здорово. Программа у нас достаточно насыщенная. Сейчас детей надо готовить к публичным выступлениям. А то они обычно руку тянут, а как выйдут к доске - теряются. Вот над этим тоже работаем. Скоро будем про животных Севера доклады делать.

- А идеи для занятий вы обычно откуда берёте?

- Иногда это старый накопленный материал, иногда журнал «Дошкольник» листаю. Иной раз что-то у кого-то подсмотрю. В прошлом году в церкви на Вербное воскресенье прихожанам давали самодельные вербочки. Очень простые - на картонку приклеены верёвочка и вербочки из манки. Вот недавно на Вербное воскресенье мы с детьми делали такую же поделку.

- Воспитывать детей сегодня сложно, вокруг много негативной информации - ТВ, компьютерные игры... Каковы ваши пожелания родителям?

- Это решает каждый родитель сам. Мои дочери телевизор никогда не любили. Хочу пожелать родителям не относиться к детскому саду как к «камере хранения»: утром сдал, вечером забрал. Как ребенок был в садике, чем он там жил?.. Надо беседовать с детьми обо всём! Не только о 18том, «что ты ел», а ещё о том «чем вы занимались, что нового узнал, с кем и во что ты играл» и т.д.

Бывает, что забирают ребёнка в пятницу и на выходные дни отдают бабушке или няне. В понедельник забирают от бабушки и в детский сад сдают. Понимаю, что все заняты зарабатыванием денег. Но это не оправдывает - для чего и для кого зарабатывать-то? С детьми родители общаются очень мало. Редко какой ребёнок придёт и скажет: «Мы были в Роевом ручье». А ребёнку радостно больше не от того, что он в «Роевом ручье» был, а от того, что всей семьёй!

Я могу точно сказать, кто что дома смотрит. Вот дети посмотрели «Королевство кривых зеркал» - они играли. Или они смотрят фильмы про монстров - играют в летучих непонятных зверей. Или девочки играют в этих фей - как они называются?.. - которые, извините меня, уроды, честное слово - уроды. Игры в дочки-матери как таковые отпали, куклы сидят на полочках и их девочки не берут.  Я их вынуждена была туда убрать, потому что бросают кукол на пол. Я говорю девочкам: а с вами мама так обращается?.. Раньше этих кукол наряжали, спать укладывали, кормили. А сейчас играют только в этих самых «винкс» и ещё бэби-бонов. Иногда дети играют в больницу. Но лечат уже сами себя, а лет 7-8 назад лечили медведей, кукол. А недавно новая мода появилась, шарики такие - животные-насекомые. Бобуганы, очередное сумасшествие. Не знаю, как ими можно играть, они такие страшные...

- А на это вы как воспитатель можете повлиять?

- Я не участвую в этом, поскольку родители это разрешают. Учить и лечить в наше время умеют все. А если я и скажу ребёнку, он ведь видит - все кругом играют...

- Некоторые родители удивляются, что дети в садике себя ведут не просто хорошо, а образцово-показательно. За обедом девочки сидят как в «институте благородных девиц» - спинки прямо, мальчики одеваются на прогулку быстро и т.д. А дома те же самые дети балуются во время еды и вообще ведут себя распущенно. С чем это связано?

- Авторитет воспитателя выше авторитета родителей. Всегда. И меня саму это коснулось. Когда я дочке замечание делала, она говорила: «Да? А вот Надежда Сергеевна лучше знает, чем ты!» Если мама дома закрывает глаза на то, что её сын чавкает, то в садике ребёнку сосед может сказать об этом. Дети ведь ещё друг от друга учатся. А бывает наоборот - в садике ребёнок ведёт себя очень даже раскованно, а дома ходит по одной плашечке, на цыпочках. Говорю: «Ну что ты так себя ведёшь? А если все мы будем себя так вести - мы же просто останемся без голов и без ушей!»

Некоторые родители не могут поверить, что в садике ребёнок может так себя вести. Дома он говорит: «Мамочка-мамулечка». А когда сообщаю маме, мол, ваш сын может исподтишка обидеть, вещь испортить, она говорит: «Не может быть!» Говорится это при ребёнке. Я говорю: «Вы знаете, он вёл себя неправильно». А он: «Не верь, мама, это неправда». Потому что мама при нём (!) говорила, что этого не может быть. Он точно знает, что мама поверит ему. Одна мама так дочери и сказала: «В садике можешь хоть на голове стоять. А дома чтобы я тебя не слышала и не видела».

- А повлиять на родителей удаётся? Или остаётся принимать как есть?

- Учить нужно, как говорится, пока лежит поперек лавки. Замечания ребёнок воспринимает лет до пяти-шести. Когда он в 1-й класс идёт - он уже «самый умный». А учить людей в 30 лет, делать им замечания - на каком основании? Когда он «сам умный», имею ли я на это право?
Если родители интересуются, я рассказываю, прошу родителей, чтобы они с ребёнком побеседовали. А если попросила об этом один раз, второй и не увидела ответа, то третий раз уже просить не буду. Тогда договариваюсь с ребёнком: либо ты как все, либо я тебя вывожу из игры. Почему должны страдать другие дети? Вот это срабатывает. Но бывает, 9и родители помогают. Есть родители, заинтересованные в воспитании. А я ведь не учитель, а именно воспитатель.

- Воспитание - это, попросту говоря, система наказаний и поощрений. Какие наказания есть в вашей практике?

 - Самое большое наказание - «сядь на стульчик, отдохни». «Ты разве не знаешь, что так нельзя делать?» - «Знаю». - «А почему делаешь?» -«Забыл». - «Сядь, вспомни». Вот он сядет. «Я вспомнил, что нельзя бегать в детском саду вокруг накрытых столов». - «Вспомнил - иди играй». Бывает, возьму за руку: «Постой возле меня, покарауль меня, успокоишься - пойдёшь 14дальше играть».

Наказанию должно предшествовать предостережение: «если так будете вести себя, прекращу эту игру» или «я тебя выведу из игры, если не успокоишься».

Бывают дети, которые делают что-то исподтишка, обижают физически. Например, ребёнок пинается - пнул одного, второго, третьего. Говорю ему один раз, второй. В конце концов просто ребёнку обещаю: «Поставлю тебя перед группой и попрошу, чтобы каждый тебя пнул». Это действует: «Нет, не надо, я больше не буду». - «Вот если ты ещё раз так сделаешь, то я точно попрошу сделать…» Или брызгают в лицо водой. Ребёнку неприятно, а тому смешно. Он на себе этого не испытал и не знает, что это действительно неприятно, когда на тебя брызгают. Может, это и непедагогично, признаю. Но как по-другому донести до ребёнка, что так делать нельзя, не знаю.
Поощрения тоже важны. Похвалить: молодец, какой ты молодец! Бывает, на занятиях за правильные ответы даю  фишки - кто больше фишек наберёт. Это для ребёнка стимул не расслабляться на занятии, а работать.

- Вспоминаю случай, как моя робкая дочка и её неробкого десятка подружка побили девочку, вдвоём на одну накинулись, прямо на участке во время прогулки. Для меня было страшным открытием, что моя дочь способна на такое. Она знает, что так нельзя, но пошла на поводу у своей подружки…

- Есть дети очень ведомые. Говорю: «Что ты кричишь?» - «А он тоже кричит» -  «А можешь ли ты так же быстро одеваться, как он? Вот ты хочешь на него походить. Почему ты только кричишь, как он?» Или вот дети начинают «курить». Кто так делает? Старший брат, папа или мама. Бывают дети, которых наверняка дома физически наказывают. Он знает, что это больно, но он это делает и смотрит реакцию другого. Свою боль он проверяет на другом, и это очень тяжело.

- По поведению детей можно много сказать о семье…

- Конечно! Вот они играют: «Так, а сейчас мне расскажет Иванов». Я слышу, что это мой голос и мои слова. Когда мы начинаем одеваться, говорю если шумно: «Так, началось в колхозе утро». Всё это они тоже повторяют. Они играют в дочек-мам, в своих пап. Они копируют своих родителей. Я даже представляю, что вот так папа его сказал, вот так повернулся. Дети приносят меня к вам, а родителей, свой дом несут сюда. У каждого дома свои праздники, своя культура. Пришли друг к другу «в гости». Один: «А ты что не разуваешься, я только что полы помыла». Второй: «Да неприлично разуваться. Я что, босиком у тебя ходить буду?» Прослеживается, у кого какой порядок в доме.

- Приучение к порядку - непростое, оказывается, дело. Мне кажется, вот уже несколько лет мы в нашей семье наступаем на одни и те же грабли. Дети у порога одежду бросают, дочка портфель на место не относит. Хотя сделали уже дома по кабинке для каждого. А у вас в группе всегда порядок...

- Я считаю, что это из семьи идёт. Если я скажу: «Так, сейчас буду проверять ваши кабинки!» - будет полный порядок. То есть тут контроль должен быть. Если вы сказали: вот тут куртку повешать - всё, так и надо сделать. Вот пришла дочка с улицы, пока на место куртку свою не повешала - ни шагу дальше. Говорю: «Я смотрю, как вы будете конвертиком складывать». Что такое «конвертик», я их точно научила. Аккуратно надо складывать. Но без поддержки родителей я не смогу их научить аккуратности. У меня в группе всегда аккуратно, у меня слово «так» оно так и есть: «Так, убрали4 игрушки, садимся завтракать». Пока игрушки валяются, гулять не идём. Они уже это знают, поэтому у нас всегда порядок.

- Это ведь вы их к этому приучили. И родители, значит, могут… Меня в детстве бабушка приучала к порядку, я постоянно оставляла портфель в коридоре. Бабушка где его только не прятала - даже за дверь выносила, а однажды закрыла на ключ в тумбочке швейной машины.

- Ты воспринимала это как игру?

- Нет, всё было серьезно. Но я вижу, что дочка сейчас такая же. Вчера говорю младшей дочке: «Машенька, иди, потроши Светин портфель, она не убрала его на место». Так старшая хоть бы что! Только когда я её чуть ли не за руку привела, она убрала портфель...

- Нужен пошаговый контроль. Если портфель здесь не должен стоять, почему у тебя он здесь? За него деньги платили. Надо каждый раз напоминать. Или скажи: «Света, я завтра забуду тебе форму приготовить, раз ты свои вещи на место не убираешь». И сделай так - клин клином. У нас такие правила: гулять не пойдём, пока не будет порядка. В группу не зайдём, пока не будет форма сложена.  А родители, бывает, столько нанесут вещей, в кабинках - завал. Вот ребёнку надо майку, он взял её, остальные вещи скомкал, сбросал и всё это лежит. Мама приходит: «Когда я тебя научу всё аккуратно складывать?» Так ему некогда всё складывать - столько вещей! Он сложил быстренько форму и всё. У нас режим практически поминутный: завтрак, занятия, прогулка, обед, сончас - всё по часам. И поэтому эти вещи просто ребёнку нереально по полочкам разложить, хотя он по натуре и не разгильдяй. Так что родителям надо следить, чтобы лишних вещей в кабинке не было.

- Ещё у родителей не всегда получается, чтобы слова делу соответствовали. Иногда и я говорю: кто не будет одеваться, останется дома, а сама знаю, что не оставлю…

- Этим и воспитатели грешны. Я тоже могу так сказать: так, если ты сейчас не будешь одеваться, ты на прогулку не пойдёшь. В результате ребенок сидит и не одевается, его одевает няня. Я же его не могу без прогулки на самом деле оставить. Хотя с одной девочкой так поступила, родителям сказала: ваша девочка не ходила на прогулку, потому что все стоят потеют, а она как скакала, так и скачет. Правда, папа тут меня поддержал. А вообще, мне ещё мама говорила: не обещай того, что не можешь сделать.

- Давайте поговорим о праздниках. На их подготовку много сил, времени уходит, каждый утренник у вас - это что-то необыкновенное. Я как на первом утреннике побывала, стараюсь все посещать. Это ведь результат вашей работы…

- Да, результат работы. Дети - они же по сути артисты, умеют или не умеют хорошо говорить, танцевать - а выступать любят. И в первую очередь ребёнок ждёт на утренник свою маму. Они заходят в зал - сразу маму глазами ищут. И потом плачут, если не пришла мама. Я говорю тогда маме: «Что, ваш  ребёнок сирота, что ли?» - «Я не могла». Ну соседку тогда попросите. Чтобы во время выступления на него смотрели, а после утренника кто-то к нему подошёл, поговорил. Мы готовимся, стараемся, много репетируем. На репетициях все хорошо танцуем - вместе вправо, вместе влево. А на утреннике кто-то из детей теряется и вместо влево вправо поворачивается. Или, например, воспитатель забыл флажок принести и игра замялась. Не всегда всё бывает гладко. Единственное, что детям всегда внушаю: ребята, ведите себя 20прилично, не кричите, не бегайте - не позорьте себя и меня.

- Помню первый утренник у сына - праздник осени. Когда дети вошли в зал, он нашёл меня глазами и так совсем незаметно мне рукой знак сделал - мол, «мама, привет, я тебя увидел». И другие дети старались держать себя в руках. Вы их специально этому учите?

- Да, мы с ними говорим об этом. Недопустимо, когда на празднике начинается «эй, мама, папа дома?» Или когда родители то телефон не выключат, то фотографируют ребёнка прямо посреди выступления: «Маша, посмотри на меня». Одно время были запрещены видеокамеры и фотоаппараты, все восстали. Но, по крайней мере, это чему-то научило - фотографируй, когда поймаешь кадр, не проси ребёнка во время утренника тебе позировать. Иначе вся  работа детей и моя насмарку. Прежде чем воспитывать детей, родителям надо самим поучиться вести себя в детском саду. Особенно на утреннике.

- У нас сын раньше был стеснительным, не 21хотел даже с детьми в хоровод встать один, без мамы. А сейчас на праздниках он так выступает, без всякого стеснения, в сказках играет главные роли...

- Дети очень любят театральные постановки! Репетировать, конечно, приходится много. Но это то, что всегда запоминается. Когда мы готовили на Пасху развлечение «Писанки для Алёнки» - репетировали сказку о том, как звери помогли Алёнке писанки раздобыть. Все хорошо свои роли исполняли, артистично, старались. Володя такой молодец, так зайца играл!

- Вера Вениаминовна, как раз спросить хотела: кроме привычных праздников - Новый год, 23 Февраля, 8 Марта - вы ещё проводите Пасху, Масленицу. Кому ни говорила, что в нашем садике есть пасхальный утренник, все удивляются...

- Вообще это не утренник, а развлечение. Мы пригласили в этом году группу «Ёлочка», вместе с ними играли в традиционные игры с крашеными яичками, в хороводные игры. Поскольку столько готовились, родители говорят: можно мы придём? Я говорю: мы специально не приглашаем, но не выгоним.

- Да, праздник получился такой весёлый, задорный, очень понравился! В зале был оформлен уголок с иконой Богородицы, с вербой, куличами и крашеными яйцами…

6- Сейчас происходит  возврат ко всему русскому. Народный костюм, народные песни, обычаи. Мне самой нравится узнавать о русском быте. Рассказываем, почему Русь называется Русью - спросите вашего ребёнка, он должен знать. Какая на Руси была одежда: кокошник, душегрея, тулуп. Знакомимся с русскими росписями: хохломой, гжелью, уральской. Есть и раскраски, и предметы – есть что показать, всё это сейчас возрождается. Рассказываем о занятиях: были на Руси и ювелиры, и ткачихи, и пахари, и охотники. В прошлом году мы делали выставку русского быта, где были сундуки кованые, половики, куколки-берегини. В нашем детском саду есть комната, оборудованная как русская изба - с русской печкой, чугунками, ухватами, иконами. Водим детей туда на экскурсии. На праздниках знакомимся с русским фольклором - дети очень любят петь частушки, водить хороводы.

- Не только детей, но и родителей вы знакомите с православными традициями. Помню, вы делали с детьми аппликацию часовни, символа Красноярска. Света именно от вас узнала, что это часовня Параскевы Пятницы, а я о ней прочитала на вашем стенде…

- Это моя личная инициатива. Если ребёнок об этом услышит и будет про это рассказывать, хочется, чтобы родитель его поддержал. Не уверена, что наши родители все в курсе, что это за часовня, кто её основал и ради чего. Хотя это символ Красноярска.

Родители учатся вместе с детьми. Когда мы только начали готовить праздник «Писанки для Алёнки», ребёнок приходит и говорит: «Мама с папой не могут понять одно слово». А это слово «пИсанки». «А что ты им сказал?» - спрашиваю. - «Я сказал, что это яйца, мама не поверила». Многие дети не знали, что пасхальные яйца называются писанками. И тогда я рассказала, что бывают яйца - писанки, крашенки, крапанки. Многие дети не знают о том, что значит христосоваться, что такое благовест.

Вообще, я же сама всю жизнь атеизм сдавала. Раньше ведь литературы такой не было. Если человек не ходил в церковь, то и праздников этих у него не было. Понятно, на Пасху дома все красили яйца. А моя маленькая дочь, помню, сказала, не в Пасху, а в какой-то другой праздник: «У нас завтра праздник, мы будем яйца красить?» То есть у неё возникли такие ассоциации, что в любой праздник красят яйца.

Должен ведь человек во что-то верить, в какое-то добро. Если нет Ленинской партии, нет комсомола, пионерии - люди обратились к Богу. Не хочется никаких сект, будем лучше изучать5 исконно русские корни. Мне всегда нравились русские песни. У нас в группе есть книга про русский быт - интересно читать про местность, про обычаи, во что играли, как одевались. Там идёт разбор костюмов - все названия такие красивые. Рецепты блюд русской кухни. У меня дома - коллекция кукол в русских костюмах.

- А можно мы к вам в гости придём?

- Приходите, конечно! Покажу ещё коллекции барышень и черепах. У нас все так переживали, что потеряли черепаху, поэтому живых теперь не заводим, зато сувенирных много самых разных.

Продолжение следует...

Просмотров: 4819

Загрузка комментариев...