Первое занятие в этом учебном году.
Новые дети.
Это всегда очень волнительно.
Я как-то интуитивно первое занятие всегда начинаю с лепки.
Кстати, а почему?
В процесс лепки легче включиться, пластилин податливый и послушный, здесь не возможно ошибиться, тут все поправимо: оторвался кусочек – прилепил обратно, сделал вмятину не там – загладил, это очень важно особенно для тревожных детей, нацеленных на результат.
А самое главное, что все просто! В комочке пластилина уже кто-то живет, только его надо вытащить. (Помню, как меня поразила эта идея в книге Елены Макаровой «Освободите слона»). И я на глазах у изумленных детей вытягиваю то зайца за уши, то слона за хобот, то жирафа за шею…. Все хотят вытаскивать, освобождать замурованных в пластилине:
Фариз вытащил пядь. Руки слепили руку!
Ваня длинную палку, вытянутую из бруска, превратил в дом на курьих ножках и очень этому рад! Вдруг так ниоткуда возникают предметы, образы, истории.
Трехлетняя Арина в восхищении от своей зверюшки
А потом уже не могут оторваться от лепки, превращения продолжаются, из кусочка пластилина выходят разные предметы, пока не найдется тот, который захочется дополнить деталями, обыграть, окончательно оживить. Ведь чем хорош пластилин, ты сам создаешь себе объемную игрушку!
По ходу дела придумывается история, расширяется география персонажа: он идет в лес, его надо кормить, ему нужен друг и т.д.. И все это нужно слепить.
И дети не боятся лепить, на самом деле они умеют это делать, их не надо специально учить, морочить им голову шаблонными «Разделили брусочек на пять равных кусочков, потом один из кусочков разделили на 3 кусочка и т.д.» Если они затрудняются что-то слепить, то спрашивают с живым интересом: «А как?», и тогда я показываю, объясняю. А так как дети вылепливают одну историю на всех, то они быстро подхватывают идеи, приемы, учатся друг у друга и у меня, один слепил самовар и другому надо, у одного дерево и другому подавай.
Четырехлетняя Полина для дерева взяла не разветвленную палочку, как все, а прутик, облепила его коричневыми лепешками – мрачновато выглядит.
- Что это у тебя на дереве?
- Яблоки!
-
?
- Они волшебные, умирательные, если их съест человек – умрет.
Полина слепила ежика, видно, что он ей дорог.
- А что будет, если яблоко съест ежик?
- Он превратиться в насекомое или птицу.
Лепит ежиков и превращает их в птиц.
Полина выразила себя в этой истории, лепке. Создала что-то неповторимое, свое. Почему так? предстоит догадываться и наблюдать за ней.
Представляю, если бы кто-то из взрослых вмешался и сказал, что за яблоки? Лепи круглые, красные, аккуратные, как у всех! Сорвал бы коричневые лепешки с дерева и налепил своих, навесил на дерево. Что стало бы с Полиной? Ее отторгли, не захотели услышать, не поняли. А для чего? Ради ничего не значащей красивой поделки? Творчество для детей - это в первую очередь средство выражения.
Саша. Лепил запоем! А перед уходом подошел и все методично разломал, смял. Мама говорит, что делает так всегда. Почему?
Было и нету…
Почему? Значит ему так нужно, в этом есть потребность, что-то за этим стоит. Что? Предстоит разгадать.