ЯрФорум
Новости: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости сайта! Мы рады, что вы заглянули к нам на огонёк. Наш форум в настоящее время - это "книга" о жизни нашего семейного объединения с 2006 по 2017 годы, здесь много ярких, животрепещущих страничек, здесь наши поиски и открытия, здесь запечатлён наш увлекательный и немного тернистый путь. С 2019 г. регистрация на форуме приостановлена, роль форума выполняют вайбер-чаты, которые, к сожалению, не почитаешь, как книгу, через годы. Но кое-какие странички из чатов перенесены на сайт yarmama.ru в раздел БЛОГИ. Желаем вам семейного тепла, уюта, вдохновения и дивных, незабываемых встреч! Продолжаем расти вместе! Пишите: yarmama24@yandex.ru
 
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. 21 Ноября 2024, 19:34:01

Имя Пароль
Войти


Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Метод Н. Зайцева и КСО  (Прочитано 3757 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктория Ку
Модератор
*****

Благодарность 19
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 158

Сумел дитя родить - сумей и научить


« : 24 Декабря 2014, 03:26:01 »

 Время не стоит на месте и торопливо подталкивает в спину, заставляя двигаться вперёд и продолжать непрерывный поиск интересного, полезного и по-настоящему эффективного.
Только отладился процесс внедрения в практику методик Н.Зайцева и стал получаться стабильный гарантированный результат, как последовал следующий вопрос: возможно ли каким-то образом улучшить принятые способы организации работы?  Ведь нет предела совершенству... Нельзя ли предоставлять бóльшую свободу ребятам в процессе обучения, тем более, что методическая платформа, которую предложил нам Николай Александрович, вполне способствует развитию навыков самообучения у детей?
Аббревиатуру КСО (коллективный способ обучения) я услышала впервые где-то в 90-е, ещё будучи студенткой университета. И даже попадался в руки какой-то педагогический альманах, в котором были статьи о внедрении этого метода в учебный процесс. Но мозг был не готов (равно как и для восприятия методик Н. Зайцева). И статьи просто отложились в голове, но отклика и интереса не вызвали. Они манили своей отдалённостью и неизвестностью, как далёкая планета... Может быть, когда-нибудь долетим.
И вот судьба сама предоставила шанс и в Красноярском Институте Повышения Квалификации Работников Образования, куда я получила приглашение читать лекции о методиках Н. Зайцева, я напрямую попадаю на кафедру … КСО.
Нельзя сказать, что пообщавшись с этими замечательными, вдохновлёнными и неординарными людьми, педагогами-энтузиастами, я сразу и всё узнала о КСО. Но «заболела» этой идеей ровно настолько же, насколько мои новые друзья «заболели» методиками Н. Зайцева.
Получила я и текстовый источник, а именно книгу М. Мкртчяна «Становление коллективного способа обучения». Собственно, до самой методологии КСО я дочитать ещё не успела. Но уже настолько прониклась идеей, что полностью пересмотрела организацию абсолютно всех своих занятий: и английский, и русский языки, и дошкольную подготовку и, так называемые группы коррекции. Я ощутила почти физически, насколько метод Н. Зайцева и КСО совместимы! Точнее сказать, методики Н. Зайцева  предоставляют собой великолепную базу для организации учебного процесса с использованием КСО. То есть, КСО — это форма, а методики и пособия Н. Зайцева — это наполнение.
Если вкратце, то суть КСО заключается в том, что дети обучаются через взаимодействие друг с другом в малых группах непостоянного (сменного) состава. Долго же мне это было непонятно. Зачем моему ребёнку обучать кого-то? И так ли нужно это взаимодействие с другими? Было непонятно, пока не попробовала... Фрагментарно... На маленькой частной учебной задаче в маленьком кусочке урока. И … тут же столкнулась с сопротивлением со стороны детей: «Хочу работать с тем-то, а с этим не хочу.» Почему? Взаимная неприязнь детей друг к другу (во 2-3 классе!!!), один ребенок «сильный» и быстро все схватывает, а у другого все медленнее происходит... Я снова заметалась...Зачем «сильному» такое взаимодействие и к чему приведет эта неприязнь? А не получится, что «сильный» ученик будет обречен на то, чтобы делать за меня мою работу?! Но все же попробовала. Задание было простое. Самостоятельно в группе разобрать небольшой кусочек текста на английском языке и подготовить хорошее прочтение. Объяснила, что работать дети должны вместе, помогая друг другу и совещаясь. Дети нехотя принялись за работу. Лениво, с предубеждением поглядывая на «товарища по несчастью», то есть, по группе. «Что-то я делаю не так...» - подумала я. Надо было всё-таки почитать сначала. А дети тем временем вдруг вошли во вкус. Классная комната ожила и загудела. То и дело доносились фразы «Ну все, я прочитал. Теперь ты давай!» «А теперь переводи...» Некоторые, уже войдя в роль учителей, стали копировать меня по-английски: «And now translate, please!»
Я внимательно наблюдала за детьми. Ребята увлеченно работали, поглядывая на соседние команды и поторапливая друг друга: «Да переводи быстрее, те уже заканчивают!» Мои успокоительные убеждения в том, что у нас не соревнование сегодня, а обычная работа, где важен совместный результат, почему-то не подействовал. Когда ребятам показалось, что они справились с заданием, они радостно сообщили об этом. Мы стали проверять у кого какие получились переводы. Дети, затаив дыхание слушали друг друга: а у них так же получилось, как у нас или по-другому?
Конечно, не сразу стало получаться. Ребята, привыкшие за столько лет к фронтальной работе, не сразу адаптировались в новой обстановке. Не всем было понятно, как это работать самим? И взаимодействия порой не получалось... Через минуту-другую каждый утыкался носом в свою тетрадь и учебник и приходилось подходить и напоминать, что они работают вместе! Я понимала, что ситуация какая-то искусственная, а должно быть так, чтобы окружение, среда работали сами, автоматически. Тогда я ввела, как я это обозначила для себя, вещественную поддержку для взаимодействия. Например, одна копия текста или один комплект кубиков или карточек на двоих. А для того, чтобы научить ребят работать без учителя, был приготовлен алгоритм работы — пошаговые действия, что и зачем должен делать каждый участник группы, работая на совместный результат. Поначалу дети за каждым шагом заглядывали в алгоритм, но потом он запомнился, дети освоились и... вот вам налицо сформировавшиеся навыки самообучения.  Как же так выходит?
Идёт уже примерно третий месяц, как я начала работать на своих занятиях таким образом. И вижу прямо огромные ресурсы КСО. (Пусть, возможно, это у меня ещё не настоящий  КСО, но результаты работы и атмосфера в группе доказывают, что я иду всё же в верном направлении.)
Для детей: (из первых наблюдений за ребятами в классе)
1. Повышенная мотивация и заинтересованность в предмете. При фронтальном способе обучения все достижения и неудачи ребёнка сразу выставляются на всеобщее обозрение. В коллективном способе обучения более успешные дети развиваются в своём пространстве, а неудачи менее успешных не так очевидны. Поскольку всегда есть момент затренировывания трудных моментов закрыто внутри группы. И есть предварительный консультант,  более успешный партнер по группе. Ученик избегает постоянного прямого контакта с учителем. Между собой ребята чувствуют себя на равных. А более успешному тоже есть чем заняться. Одно дело, ты знаешь сам. Другое — попробуй объяснить другому! Как часто и бывает: начал объяснять, оказывается, и это я не помню  и тут забыл... В результате, идёт постоянный анализ себя, своих знаний, формируется картина мира, прочнее усваиваются знания, ведь запоминается лучше то, что понятно.
2. Повышается чувство ответственности ученика за результат своей работы. Метод КСО, безусловно, личностно ориентирован. Работа учащегося на уроке — это более не следование действиям и инструкциям учителя, а самостоятельный труд, при этом за результат отвечаешь ты сам, а не учитель. Включаются механизмы самоконтроля и самокоррекции.
3. Учащийся — активный субъект, а не пассивный объект образовательного процесса. По большому счёту, сами методики Н. Зайцева уже предполагают подобный подход к организации занятий, где ребята сами знают как и где добыть необходимую информацию.
4. Активнее подключаются все внутренние резервы ребёнка, учащийся вынужден постоянно апеллировать к уже имеющимся накопленным знаниям, благодаря чему этот багаж не уходит в пассив, а постоянно держится «на плаву».
5. Занятия, организованные с использованием КСО, невероятно благоприятны для развития социализации у детей. Исчезает взаимная неприязнь, недоверие, недоброжелательное или предвзятое отношение детей друг к другу. Потому что, вспомним цитату из всем известного мультфильма,  «совместный труд (для моей пользы), он объединяет!». Всё, что не относится сейчас к учебной задаче, уходит на задний план, становится второстепенным и менее важным. К тому же, в групповой работе проявляются, как правило, лучшие качества ребят. Ведь все работают на совместный результат.
6. Групповые формы работы более выгодны и в том плане, что ребятам не нужно ждать большую очередь для того, чтобы выполнить какое-то задание. Достаточно поделить класс на группы и дать каждой группе необходимое сейчас пособие (или комплект пособий). Очередь будет гораздо короче, количество проделанных заданий (слов и предложений, прописанных кубиками, решённых примеров и задач, замерянных углов и т. д.) гораздо больше, отсюда производительность урока выше.
7. Групповая работа позволяет охватить больший по объёму учебный материал, при условии, когда каждая группа изучает свою порцию материала, а затем в группах сменного состава ребята обучают друг друга.

Для учителя:

Сегодня в большинстве центров и клубов, работающих по методикам Н. Зайцева, нередки ситуации, когда каждому педагогу приходится быть «семи пядей во лбу», то есть он должен быть многопрофильным: вести и группы дошкольной подготовки, и осваивать программу с учащимися начальных классов, и «подтягивать» старшеклассников по «Русскому для всех», и английский вести... Я уже молчу про организацию праздников, дополнительных мероприятий и т. д. А если в клубе есть ещё и молодые начинающие преподаватели, которым тоже нужно время и внимание, консультации, поддержка и прочее...  Ну и.. свои детки в семье, как говорит Н. Зайцев, -  первая лаборатория.
В таком темпе нельзя не думать о щадящем режиме работы для педагога. На всё должно хватить сил, и физических и психических, и ни в чем качество работы не может быть снижено.
Начав организовывать свои уроки с ребятами по способу КСО, я вдруг осознала, что вовсе не обязательно заканчивать свой рабочий день с адской болью в ногах и окончательно севшими голосовыми связками. Вполне реально заранее подумать о такой организации урока, где у учителя то и дело выкраивается возможность помолчать и перевести дух. При этом без всякого ущерба учебному процессу! Оказывается, для того, чтобы у учащихся появился результат, учителю  не нужно ежесекундно «стоять над душой», что чувство измотанности после 5-6 уроков — это следствие, скорее, неопытности и нерациональной организации рабочего времени учителя, чем большой нагрузки.

Организация занятий с использованием КСО способствует формированию навыков самообучения, самоконтроля, самоорганизации, самооценивания и исследовательской деятельности у учащихся. Вначале это сказывается на более успешном выполнении домашних заданий  и постепенно у ребят меняется отношение к учебе вообще.
Внедрение метода КСО в свою практику я начала с этапа тренировки, то есть когда учащимся необходимо просто затренировать тот или иной навык (отчитать текст, нарешать определённое количество примеров, прописать предложения кубиками и т. д.) Но с недавнего времени я стала пробовать и изучение нового материала самостоятельно в группах. Методики Н. Зайцева позволяют сделать так, чтобы получение новых знаний стало собственным открытием для ребят. Так, например, если учащиеся знают механизм работы с таблицами из «Английских грамматических алгоритмов» (на примере первых двух-трёх хотя бы), то им не составит большого труда разобраться самостоятельно в последующих. Поэтому, вместо того, чтобы объяснять ребятам то, что и так понятно, я даю задание «рассмотреть, сравнить, проанализировать», и делать это нужно в парах, так как одна голова хорошо, а две лучше. Если есть словарь, то и с переводом примеров к указанным таблицам дети справятся сами. (Заодно поучим пользоваться словарями, так как «google translate» у нас в классе не работает.)
Впервые элементы КСО можно внедрять фрагментарно в группах детей 3-4 лет. В этом возрасте ребятки вполне способны работать самостоятельно друг с другом в течение непродолжительного времени (10-15 мин) при условии, что учебная задача чётко сформулирована и дан алгоритм работы.
Метод КСО хорош тем, что навыки самообучения, полученные ребятами, пригодятся им и в студенчестве и позже во взрослой жизни, когда они смогут продолжать своё самообразование вне стен ВУЗа и самостоятельно изучить столько дисциплин, предметов и языков, сколько им захочется.

После новогодних каникул планируем начать съёмки занятий по методу Н. Зайцева и КСО. Подписывайтесь на наш канал на youtube и следите за обновлениями!

youtube.com/metodikizaiceva
Прямая ссылка на материалы с сайта Н. Зайцева: http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=405.0
Записан
Виктория Ку
Модератор
*****

Благодарность 19
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 158

Сумел дитя родить - сумей и научить


« Ответ #1 : 24 Марта 2015, 14:42:18 »

Наша съёмочная группа была явно в ударе в день, когда снимали это видео. Оно получилось многоплановым и многофункциональным. Поэтому, описание проще составить в виде плана.
1. Краткое изложение сути взаимообучения. Основные принципы организации занятия в условиях взаимообучения.
2. Обучение счёту чётными числами в парах сменного состава.
3. Наращиваем словарный запас при помощи обучающего видео "Говорим с пелёнок" центра "Умница". Сегодня мы говорим о шапках.
4. В последней части мы говорим о формировании каллиграфических навыков: в каких тетрадях пишем, какими пособиями и приёмами пользуемся. Здесь же мы рассказываем об уникальных тетрадках, разработанных для ребят нашего клуба.

В рамках форума "Методики Н. Зайцева" эта тема более подробно рассматривается здесь: http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=405.0. Здесь же можно оставлять комментарии и задавать вопросы.

Работа продолжается, поэтому, как говорится, продолжение следует.

https://youtu.be/sgZwBytIe2Q
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.19 | SMF © 2006, Simple Machines



Dilber MC Theme by HarzeM