Путешествие в Древнюю Русь. Часть 2.
...Маргарита Северовна вписала меня в число участников «Боёв без правил» и оформила по системе «всё включено» - с питанием в Гриднице. Так, благополучно «причалив к берегу», я стал присматриваться к окружающим меня людям. Из картинок и текстов, моё знакомство с Богатырской слободой перерастало в настоящие события. Я вошел в экран понравившегося мне фильма и стал участником сюжета!
Гридница – это бревенчатое строение без стен. Огромные столбы поддерживают двускатную крышу, под обширным пространством которой сокрыто от непогоды место для приготовления пищи – огромная русская печь, столы для готовки. Но основное место занимает длинный пиршественный стол в виде буквы «П», который может вместить до 200 человек. Вокруг шли приготовления к трапезе. Народу было много, дружины из Москвы, Тулы, Волгограда, Орла уже прибыли в слободу и стекались сюда на завтрак. Вдруг я узнал одного человека среди всех! Отец Феоктист – основатель Школы Святорусского Богатырства и Богатырской слободы! Дела его говорят о нем намного ярче всяких слов. Он сидел во главе гостеприимного стола Гридницы в облачении православного священника, живо и увлечённо разговаривая с богатырями.
«А вы с Батюшкой еще не поздоровались?» спросила Маргарита Северовна. Она прочитала на моем лице нерешительность и приободрила: «Подойдите к батюшке, держите сложенные "лодочкой" руки впереди и скажите «Батюшка, благословите!»
Иеромонах Феоктист, в миру Петров Александр Викторович, родился в г.Ангарске. И узнав, что я из Красноярска, из Сибири принял меня как земляка: обрадовался моему прибытию на праздник, познакомил с воеводами из разных городов, расспросил, занимался ли я боевыми искусствами? Ну а что мог ответить простой сибирский парень? Кикбокс.. шаолинь… кудо… «Всем подряд занимался, даже тренеровки вёл», – ответил я. Отец Феоктист улыбнулся - хватит, мол, на чужое время тратить, надо родным, русским Богатырским Боем тело закалять и дух ковать! «Отрадно видеть, как постепенно русские мастера начинают возвращаться к своим истокам, которыми являются древнерусские ратоборства».
Так что вскоре, со всеми дружинами за одним столом расположилась так же и Красноярская дружина… – в моём лице. Что едят Богатыри на завтрак? Кашу разумеется. Особую красоту столу придавала посуда из красной глины – такую делают в монастырях и методы производства сохранены с самых древних времен.
Есть на Слободе очень хорошее правило: гостям, которые приезжают сюда даже на короткое время, выдается одежда эпохи былинных Богатырей. После завтрака мне показали в сторону леса и сказали найти Веру Николаевну.
Раньше на этом месте, где теперь находится Слобода, размещалась типичная база отдыха с небольшими деревянными корпусами для летнего отдыха. Поэтому все более старые постройки здесь - следы совсем недалёкого прошлого. Небольшие летние домики из досок раскиданы в окружении дубов и клёнов. В одном из них хранится одежда, и Вера Николаевна дарит радость переоблачения в прошлое человеку от вершка до косой сажени в плечах. Дальнейшие богатырские походы позволили мне оценить, то, как одежда русича подходит и для битв и для отдыха. Практичность и естественность получше, чем у джинсов.
Вышел я удалым воеводой в неотразимом, по меркам 12 века, наряде, осмотрелся – красота, природа сказочная, погода солнечная!!! И вдруг… тень от тучи прокатилась, дождь тут же накрапывать начал. Погода в этот день менялась часто, как в тропических странах – то дождь, то солнце. От природы я и получил подсказку, где лучше разместить палатку, которая стала моим домом на ближайшую неделю. Поставив палатку под раскидистым клёном на небольшом холме недалеко от «родника» (по территории слободы проложен водопровод), я отправился осмотреть территорию. На Богатырской Слободе можно увидеть Княжий терем, Богатырские палаты, Богатырский шлем, Богатырское поле, Домик-рыбака, древнерусский богатырский ладейный флот, конный ипподром и многое другое.
Первые состязания меня ожидали на Богатырском поле. За мощным частоколом на большой поляне богатыри и поляницы от мала до велика сошлись в потешной схватке на шапку. Смысл прост: сорвал шапку с противника – одержал победу. Я прошел через все испытания: «Шапка» в поединке, стенка на стенку, каждый сам за себя, «на конях» и с «баболовом».
Через 500 лет в летописи прочитают потомки: «Дрогнула земля, взвилась пыль, сошлись дружины на ратном поле, полетели шапки с голов и сражались так, пока тьма не накрыла день». С тех пор пошла пословица про сильнейшего воина «Он в шапке родился».
Дальше прошли борцовские состязания на силу. Противники подбирались равные по возрасту и силе, выигравший проходил в следующий круг состязаний. Так до победителя.
День меня вымотал до предела. После состязаний я присел на помосты для зрителей и наблюдал, как тульский воевода обучает детей метать специальные метательные топорцы. Рядом на стрельбище искусные витязи метали в цель копья, а девочки поляницы стреляли из лука.
Выдержки из рукописи иеромонаха Феоктиста "Воскресение Святорусского Богатырства"
«На богатырских слободах и заставах были устроены воинские поля с чучелами для стрельбы и с разного рода приспособлениями для метания и развития ловкости и других навыков. А конный бой и управление конём в бою - это вообще фантастическое умение наших предков. Смерд и оратай учился защищать свой край и род с детства в дворовых драках, праздничных кулацках, стеношных боях, боях на палках и через многое другое, что не дошло до нас в описаниях, так как никому в то время и в голову не приходило записывать, что только наглядным образом можно постигнуть, да ещё в каждом дворе. До нас не дошло описание как собирать грибы или ягоды, как строить крепости и мосты, как заготавливать продукты и кроить одежду и всё остальное, зачем тратить время и драгоценную бумагу, чтобы описывать прописные истины ведомые всем и каждому. Даже суды проходили в форме боевой драки между спорящими сторонами и это хорошо описано в поэме о купце Калашникове. Купеческие споры проходили между разными частями города, как это видим из новгородских сказаний и былин о Ваське Буслаеве. А удивительной силы и мастерства воины именовались богатырями - таковых вообще невозможно было одолеть».
Продолжение следует...
В следующих статьях Вы узнаете, сколько весит богатырских доспех и как о. Феоктист по старинным чертежам воссоздавал ладейный флот.
Алексей САЕНКО
Просмотров: 3941