7-8 марта наш семейный клуб развития «Зайчонок» вновь встречал гостей. На этот раз к нам приехала дружная команда из Красноярского Института Повышения Квалификации Работников Образования. И приехали они к нам не одни, а вместе со своими семьями и ребятишками.
Подготовка к этому мероприятию велась полтора месяца: мы обсуждали, кроили и перекраивали, старались предвидеть разные ситуации, просмотреть все варианты, учесть интересы и пожелания всех и каждого.
Прошедшее мероприятие мы назвали погружением в математику. Цель — синтез двух образовательных систем: метода Николая Зайцева (в частности, обучение математике) и Коллективного Способа Обучения, дидактика Виталия Дъяченко. Если попытаться развернуть цель встречи более подробно, то мы хотели создать некое образовательное пространство для организации взаимообучения детей в парах сменного состава или малых разновозрастных группах. Если рассматривать более широко, то мы пытались увидеть, или даже скорее почувствовать дух школы будущего: школы без деления детей на классы по возрастам, без деления единого учебного пространства на отдельные предметы, без деления науки по годам обучения; школы без программ, звонков, перемен и поурочно-классной системы; школы, где сам учащийся является навигатором собственного образования. Возможно ли это и получилось ли у нас? Я уверена, что частично да, хотя идеала мы, конечно, не достигли, но и не ставилось такой задачи. Я бы даже сказала, что мы ощутили себя абсолютными новичками на этом поприще. Но, как говорится, хорошее начало — дела половина!
Я приношу извинения перед всеми, кто следит за деятельностью нашего клуба, за то, что держали от вас в секрете подобное событие. Первое время были мысли предать его широкой огласке, однако в процессе подготовки мы передумали. Почему? Ответ простой: всё впервые, мы сами с трудом себе представляли, что именно у нас получится.
На следующие аналогичные компании (а они, конечно же, обязательно будут!) мы уже будем смелее приглашать всех желающих. В этот раз почти за всем происходящим действием наблюдала видеокамера. У всех желающих будет возможность вникнуть и частично хотя бы пережить то, что пережили мы, получить представление о том, что, собственно, происходило и, соответственно, определиться, хочется ли вам присоединиться или нет.
Изначально встреча была обозначена, как погружение по математике в условиях взаимообучения и разновозрастной группы. Но в результате погрузились мы не только в математику, но и в народную музыку, успели позаниматься йогой и даже научиться плести браслеты из резиночек. И, я уверена, будь у нас в запасе ещё дня 2-3 мы бы с тем же успехом нашли ещё кучу занятий, в которые можно было бы погрузиться.
Основной тон и основную атмосферу задавали, конечно же, пособия Н. Зайцева. Они были повсюду: на стенах, на столах в свободном доступе детей.
На второй день нам удалось создать общее учебное пространство, где каждый мог выбрать себе занятие по душе, выбрать себе в помощь учителя. В этом углу двое учатся считать тройками до сотни, в другом углу идёт напряжённая работа над сбором сундука из «Мне в сотне тесно», в другой комнате увлеченно работают с «Орнаментом», кто-то, забыв всё на свете, старательно осваивал тренажёры Валерия Титова. И все были вполне довольны собой и происходящим, не смотря на то, что план, так старательно обсуждаемый в течение полутора месяцев... Вобщем... Не подошёл он нам... А почему? А потому что, цитируем: «Ни одна строго составленная программа нигде и никогда чётко не работала, а только ограничивала естественные творческие способности преподавателей.» Мы старались увидеть схему и после удержать её, но главной нашей целью была естественность ситуации: мы шли от детей и от самих себя, от наших чувств и рассуждений. И сейчас, когда перелистываю фотографии, понимаю, что все были счастливы.
В этом видеоролике открытие мероприятия и наше первое погружение в математику.
Тема: Подготовка к умножению. Счёт двойками.
Для младших ребят - это сама подготовка к умножению. Для старших - возможность по новому взглянуть на умножение как бы изнутри. Тома и Рома учатся в обычной общеобразовательной школе и впервые встречаются с таблицами Н. Зайцева. Поэтому такой опыт для них нов и необычен. К тому же, в этих же занятиях они готовились стать учителями. Ведь впереди предстоит взаимообучение. Нужно суметь не только освоить знания, но и взять попутно способы действия, сориентироваться в предложенных пособиях и их организации.
https://youtu.be/jySJRyUfzrk