ЯрФорум
Новости: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости сайта! Мы рады, что вы заглянули к нам на огонёк. Наш форум в настоящее время - это "книга" о жизни нашего семейного объединения с 2006 по 2017 годы, здесь много ярких, животрепещущих страничек, здесь наши поиски и открытия, здесь запечатлён наш увлекательный и немного тернистый путь. С 2019 г. регистрация на форуме приостановлена, роль форума выполняют вайбер-чаты, которые, к сожалению, не почитаешь, как книгу, через годы. Но кое-какие странички из чатов перенесены на сайт yarmama.ru в раздел БЛОГИ. Желаем вам семейного тепла, уюта, вдохновения и дивных, незабываемых встреч! Продолжаем расти вместе! Пишите: yarmama24@yandex.ru
 
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. 21 Ноября 2024, 20:18:19

Имя Пароль
Войти


Страниц: [1] 2 3 ... 5   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Разговоры о социализации  (Прочитано 41389 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Sapfir
Почётный участник!
*****

Благодарность 86
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1365



« : 13 Февраля 2011, 16:30:08 »

Социализация. Это тот камень преткновения, который останавливает многих родителей в шаге от семейного обучения для своего ребёнка. И это тот «аргумент», который активно используют бабушки и дедушки, педагоги, коллеги на работе. Давайте разберёмся с этим явлением более подробно!

Итак. Для чего необходима ребёнку социализация? Считается, что нужна она для успешного существования в обществе людей, ибо живём мы не в изоляции. С этим никто, собственно, и не спорит. Значит, школа должна способствовать выработке навыков коммуникаций в обществе людей. Хорошо.

Теперь давайте посмотрим на то, в каких условиях «социализируется» ребёнок, который ходит в школу. Во-первых, это небольшой замкнутый коллектив сверстников (от 20 до 30 человек). Общение со старшеклассниками или учащимися младших классов практически отсутствует (возрастная изоляция). Более того, есть даже особенность межвозрастного общения в школе. Выражается она в контрастном разделении на «свой-чужой», даже если разница в возрасте всего в 1 год. Во-вторых, говоря про условия, можно отметить систему жёсткого подчинения педагогам и работникам школы (учителя, завучи, директор, психолог, охранник). В-третьих, действует фактор расписания: ребёнок не имеет право уйти с урока раньше или позже отведенного времени.

А сейчас постараемся отыскать во взрослом обществе ситуации, в которых такая модель социального поведения поможет коммуницировать. Увы, но есть только один социальный институт, где нужны вырабатываемые школой навыки – армия. Т.е. школа готовит людей к жизни в коллективе жёсткого принуждения, из которого нельзя уйти. Но постойте! Ведь в гражданском обществе у взрослого человека нет надсмотрщиков, и он общается с людьми совершенно разных возрастов, а не только со сверстниками. И на работе (при правильной организации труда) у взрослого человека задача хорошо сделать свою работу, а не угадать правильный ответ. И, главное, по-настоящему взрослый человек должен уметь принимать решения самостоятельно, а не быть заложником чужой воли. Где же механизмы развития таких навыков в общеобразовательной школе? А их, в общем то, и нет! Так кого готовит школа со своими методами социализации?

Итак, определённую извращённую социализацию школа даёт. Но, право слово, лучше бы она её не давала вовсе. Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет. Послушный ребёнок выходит из школы с твёрдым намерением найти себе хозяина получше и выполнять его распоряжения. Добровольно и с радостью. Да и большинство родителей сами так и говорят: «Надо закончить школу и поступить в ВУЗ! Надо обязательно получить высшее образование по престижной профессии, чтобы устроиться на хорошую работу!» Вот так. По большому счёту, родители ведут себя неумно и негуманно по отношению к собственному же ребёнку. По сути, они относятся к нему, как к аватару компьютерной ролевой игры, прокачивая его умения (скиллы) и объём знаний (уровень), чтобы удовлетворить своё эго и успокоиться по поводу своих неуспехов в аналогичном процессе 25 лет назад. Вот только кроме родительского тщеславия здесь ничем и не пахнет, увы…

И здесь мы вплотную подходим к вопросу смысла жизни. Для чего человек живёт в этом мире? Известный всем сценарий «Родился -> учился -> женился -> родил детей -> работал -> вышел на пенсию -> умер» характеризует скорее растительный образ жизни, но не человеческий. И все те люди, которыми мы гордимся, так или иначе имели проблемы во взаимоотношениях со школой и сценарным поведением. Большинство выдающихся людей просто не знали, что так нельзя или наплевали на узколобые стереотипы. В этом месте обычно сразу слышатся возгласы: «Нам не нужно столько гениев! Вы предлагаете всем быть вундеркиндами?» Право слово, это смешно слышать. Те, кого мы называем гениями, просто раскрыли небольшую часть своего человеческого потенциала, поднявшись над уровнем говорящей фауны.

Возвращаясь к вопросу социализации, хочу добавить, что на самом деле социализируется ребёнок, прежде всего, в семье и в окружении друзей, в рамках кружков и секций, турпоходов и социальной работы, где присутствуют все возрастные категории и есть выбор. Школа скорее вообще не участвует в социализации, или участвует довольно слабо, если мы говорим о здоровом ребёнке, имеющим хорошее воспитание в семье.

А если вспомнить негативные аспекты школьной жизни, устроенной сегодня по принципам иерархии авторитетов, то следует тысячу раз подумать, стоит ли водить туда ребёнка, который «живёт» в этом обществе кривых зеркал по 8 часов в день на протяжении 11 лет!?

И это только анализ, выполненный на основе текущего состояния общества людей, несовершенного и глубоко больного. Что же говорить об обществе будущего, которое мы все хотели бы построить! Очевидно, что для более разумного и развитого общества, с большей степенью социальной ответственности, необходимы совершенно иные механизмы обучения, воспитания и социализации!
Записан
taikea
Растём вместе
*****

Благодарность 112
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1667


« Ответ #1 : 13 Февраля 2011, 20:10:37 »

Ну не знаю, по-моему все не так плохо. Школа не только вырабатывает навыки для армии, но и для учебы в институте, для работы. Ведь не всем дано быть руководителями, многие могут по природе своей только подчиняться. А потом, что плохого в дисциплине на уроках?
Такая социализация, которая дается в школе, она в большинстве в своей массе. И взрослых людей она окружает повсюду, и, по-моему, хорошо, что ребенок учится жить в таком обществе. Это вот мы с вами на форуме другие так сказать люди... Это очень хорошо, но много ли таких? Вот мои дети видятся с вами пару раз летом и на новый год, и то это мимолетные встречи. Живу я далеко от вас, а моем окружении таких людей нет. Есть люди проще, совсем с другой философией, я бы сказала, просто обычные люди, такие как раз, которые выходят из школы.
Записан
taikea
Растём вместе
*****

Благодарность 112
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1667


« Ответ #2 : 13 Февраля 2011, 20:43:28 »

Это я не к тому, что люди со школы плохие, а то подумаете про меня... Есть и очень-очень хорошие, моя лучшая подруга, например.
Записан
MarLysse
Растём вместе
*****

Благодарность 107
Offline Offline

Сообщений: 1425



WWW
« Ответ #3 : 13 Февраля 2011, 20:54:10 »

Вы, по-моему, себя убедить в своей правоте хотите, чем что то другим доказать. Потому что получается опять, что кто в системе живет, тот быдло и рабы, вобщем, спасибо на добром слове....
Записан

Елизавета 2004
Ксения 2011
Георгий 2013

Мой блогМатушкины лоскутки
taikea
Растём вместе
*****

Благодарность 112
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1667


« Ответ #4 : 13 Февраля 2011, 21:27:00 »

Нет, Маша, я так совсем не думаю. Я мож не так выразилась. Быдло есть в любой системе, так же как и хорошие люди. Наше общество - это единая система, и хотим мы или нет, нам приходится в нем жить. И это не плохо, это интересно. Школа - это отдельная самостоятельная жизнь для ребенка, я вижу как мой сын взрослеет, как его увлекает то, что  у него есть мир, куда он ходит один, а потом может прийти и рассказать. И то плохое, что он видит, это хорошо. Я всегда могу сказать ему: вот видишь, это плохо, мы должны стремиться к другому....
Записан
IrinaOle
Растём вместе
*****

Благодарность 239
Offline Offline

Сообщений: 3782


WWW
« Ответ #5 : 13 Февраля 2011, 21:31:45 »

А, по-моему, про быдло тут речи не идёт. Даже если ребёнок учится в школе, то родители могут не просто бездумно его туда каждый день отправлять в надежде, что он там социализируется, а помня и зная о том, что школа это ещё не всё в плане социализации, создавать ему другие сферы и возможности для разнопланового общения.
Записан

"Семейные затейки" http://zatejkiny.blogspot.ru/
MarLysse
Растём вместе
*****

Благодарность 107
Offline Offline

Сообщений: 1425



WWW
« Ответ #6 : 13 Февраля 2011, 21:45:40 »

Женя, я не тебе)) Я это к статье -"Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы." и так далее.. Однобоко однако.
Короче, прав мой муж, говорит не лезь.. а меня почему то  коробит.. надо переждать наверное, пройдет...

А, по-моему, про быдло тут речи не идёт. Даже если ребёнок учится в школе, то родители могут не просто бездумно его туда каждый день отправлять в надежде, что он там социализируется, а помня и зная о том, что школа это ещё не всё в плане социализации, создавать ему другие сферы и возможности для разнопланового общения.
про быдло- ну у меня такое ощущение уже в который раз возникает, читая темы про домашнее обучение и прочее.. понятно, что не стоит полностью полагаться на школу в плане воспитания и образования детей. В этом я согласна
 
Записан

Елизавета 2004
Ксения 2011
Георгий 2013

Мой блогМатушкины лоскутки
Тия
Почётный участник!
*****

Благодарность 55
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1070


Случайности - не случайны


« Ответ #7 : 13 Февраля 2011, 21:55:10 »

Вы, по-моему, себя убедить в своей правоте хотите, чем что то другим доказать. Потому что получается опять, что кто в системе живет, тот быдло и рабы, вобщем, спасибо на добром слове....
Маш, тут просто рассуждения на тему... в данном случае тема - "Социализация"... не обижайся пожалста шар
Записан

Sapfir
Почётный участник!
*****

Благодарность 86
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1365



« Ответ #8 : 13 Февраля 2011, 22:08:52 »

Вопрос социализации очень сложный и спорный. Я долго думал, прежде чем выложить эту тему. Но всё же это важно для тех, кто серьёзно рассматривает перспективу перехода на СО. Я немеренно концентрировал смысл фраз, чтобы сделать текст более коротким и ясным. Прошу прощения, если кого-то обидели мои слова, но предлагаю не воспринимать это на личный счёт, ибо пишу про крайнее выражения сути системы ШО. Давайте попробуем без эмоций разобраться в этом вопросе!

Что из написанного в моём посте не соответствует действительности? Что в школе дети 95% времени проводят только со сверстниками, не взаимодействуя с детьми других возрастов? Или то, что дети вынуждены бесприкословно подчиняться педагогам? Это ведь правда!

Далее... Может ли ребёнок сам выбирать дискурс своего интеллектуального и эстетического развития в рамках школьной программы? Нет, не может. И это не по злому умыслу сделано так. Просто ребёнок находится в социуме себе подобных, где оптимум находится как балансировка системы множественных условий. Поэтому навыки социальной коммуникации вырабатываются в рамках строго заданной когнитивной реальности, влиять на которую школьник не может. Т.е., проще говоря, задача ребёнка приспосабливаться и искать способы взаимодействия в вынужденных условиях.

Но общество взрослых людей на самом деле устроено не так. И мы все это знаем. Если человеку не комфортно в коллективе на заводе, он может:
а) выступать с инициативными предложениями по переустройству этого коллектива (совместный досуг, правила общения и поведений и т.д.);
б) перейти в другую бригаду (цех);
в) уйти из этого коллектива.
Т.е. взрослый человек свободен в своём выборе. А вот школьник нет. Он сам не вправе решать этот вопрос.

Где во взрослом обществе коллективы, состоящие исключительно из сверстников с разбросом возрастов +/- 6 мес? Нет таких коллективов, кроме армии! Везде возраст колеблется от 21 до 60. А теперь вопрос: школа учит социализации в таком коллективе?

Так что же является неправдой в том, что школа не готовит людей ко взрослой жизни в неоднородном обществе?
Записан
Sapfir
Почётный участник!
*****

Благодарность 86
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1365



« Ответ #9 : 13 Февраля 2011, 22:21:58 »

Небольшая ремарка: я лично не против школы. Я против того, во что она превращается. Но даже если бы школа не деградировала, её всё равно необходимо меняться, потому как меняется сознание людей и меняется общество.
Записан
ThomasT
Основной участник
****

Благодарность 21
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 186



« Ответ #10 : 14 Февраля 2011, 00:41:15 »

Я что-то не понимаю, объясните мне пожалуйста: откуда в вас такое странное убеждение "общество = система = рабство"?

Для меня понятие "социализация" возникает одновременно с понятием "организация". То есть навыки работы в команде нужны для того, чтобы совместно делать общее дело, выполнять какую-то задачу.

Например школа. Какая тут стоит задача? Передача информации от небольшой группы учителей большой группе учеников. Максимально эффективно как в плане изложения-понимания, так и по времени. Отсюда и возникает разделение на группы согласно этапу обучения (а не принципиально по возрасту) и наличие расписания. Армия, какая тут задача? Обеспечение безопасности государства, сюда же входит и поддержание в рабочем состоянии военной техники, и обучение военным навыкам. Работа, какая тут задача? Производство продукта или услуги качественно и быстро. Социализация во всех этих случаях нужна чтобы четко и слаженно совместно добиваться общих целей. Никто не говорит о рабском подчинении, но адекватная субординация должна быть. Она означает не только авторитет и влияние, но и ответственность. А иначе будет как у классика "воз и ныне там".

Вы представляете себе армию, в которой воин заявляет: "что-то я сегодня не в настроении служить, пойду-ка я домой"? Представляете врача: "хочу - лечу, не хочу - не лечу"?

Да, есть категория специалистов, успешная работа которых требует творческого подхода и вдохновения. Но таких меньшинство. И готовить их индивидуально никто не запрещает.

Посмотрите новости, там регулярно рассказывают истории о гениальнейших ученых и изобретателях. Но все их творения идут "в стол", потому что не умеют они их довести до конечного результата, до производства и простого обывателя. И толку от них "ноль целых ноль десятых".

Еще один момент мне не понятен. Вы тут стремление к индивидуальности возводите в абсолют. По-моему для нормального человека стремление к индивидуальности и стремление находиться в обществе равноценны.

Слово "приспосабливаться" мне не нравится, когда кто-то один приспосабливается - это не очень хорошо. А когда все одинаково приспосабливаются друг к другу - это и есть здоровая социализация. "Искать способы взаимодействия" - это вообще самый нужный навык жизни в обществе.
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2011, 00:54:07 от ThomasT » Записан

Every night and every morn,
Some to misery are born,
Every morn and every night,
Some are born to sweet delight.
Some are born to sweet delight,
Some are born to endless night.
Sapfir
Почётный участник!
*****

Благодарность 86
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1365



« Ответ #11 : 14 Февраля 2011, 00:59:32 »

Я что-то не понимаю, объясните мне пожалуйста: откуда в вас такое странное убеждение "общество = система = рабство"?

Я что-то не понимаю, объясните мне, пожалуйста, где Вы у меня нашли убеждение "общество = система = рабство"?
Давайте говорить о том, что написано, а не о том, что додумано!
Записан
ThomasT
Основной участник
****

Благодарность 21
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 186



« Ответ #12 : 14 Февраля 2011, 01:04:38 »

Т.е. школа готовит людей к жизни в коллективе жёсткого принуждения, из которого нельзя уйти.

Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы.

Ни разу в школе надсмотрщика не видел. Да еще и с кнутом.
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2011, 01:15:58 от ThomasT » Записан

Every night and every morn,
Some to misery are born,
Every morn and every night,
Some are born to sweet delight.
Some are born to sweet delight,
Some are born to endless night.
Sapfir
Почётный участник!
*****

Благодарность 86
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1365



« Ответ #13 : 14 Февраля 2011, 01:16:50 »

И? Я всё ещё жду ответа: где Вы у меня нашли убеждение "общество = система = рабство"?
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2011, 01:18:32 от Sapfir » Записан
Наталья Тимофеева
Растём вместе
*****

Благодарность 263
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 6952



WWW
« Ответ #14 : 15 Октября 2011, 01:30:07 »

О плюсах и минусах школы в последнее время думаю много, в том числе о социализации. Мы просто вместе с дочкой пошли первый раз в первый класс  Улыбка
Социализация подразумевает не просто опыт общения. Она подразумевает опыт общения с разными людьми (разного склада, темперамента и т.д.), с теми, кто тебе не всегда, может быть, нравится или кто поступает не так, как тебе хотелось бы и т.д. Опыт поведения в сложных ситуациях (например, когда тебя дразнят или когда надо преодолеть свою робость и т.д.). Система системой, программа программой - а учителя ведь тоже все разные (в старшей школе), у каждого свой подход к обучению и к детям. С каким-то учителем легче, с каким-то труднее. Какой-то учитель, с твоей точки зрения, не прав - но через какое-то время начинаешь понимать его и ценить то, что он дал тебе (бывает и такое). То есть опыт получается - самый разнообразный. В этом для меня смысл именно школьной социализации. И школьная дружба - туда же. Сегодня сосед по парте угостил Свету "Мишкой Барни" - так дочка такая счастливая домой пришла Улыбка

А если говорить про деток, которые в школе не учатся - мне кажется, в многодетных семьях дети неизбежно получают подобный опыт (может ещё и лучше школьного - т.к. это разновозрастный коллектив).
Записан

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего,
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем,
у него есть настоящее - и то не день, а мгновение!
                                                            И.С. Тургенев
Страниц: [1] 2 3 ... 5   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.19 | SMF © 2006, Simple Machines



Dilber MC Theme by HarzeM