Учение с увлечением! · Ярмама http://yarmama.ru/

"Ужасно интересно всё то, что неизвестно... Ужасно неизвестно всё то, что интересно!" Опыт семейного образования - домашних занятий, организованных родителями. А также опыт встреч. Наблюдения, исследования, открытия, впечатления - то, чем всегда хочется поделиться. Так почему бы не организовать ВСТРЕЧУ? А началось всё с рождения Детского научного клуба "Совёнок", который впоследствии превратился из детского в семейный. И принцип на наших мероприятиях всегда один и тот же: каждая семья готовит и проводит свою часть занятия, таким образом рождаются порой занятия-шедевры. Среди материалов блога есть такие.

rus vlad@vaviloff.ru Copyright 2024 Как обучаться "правильно"? (видео) http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/kak-obuchatsya-pravilno-video.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/kak-obuchatsya-pravilno-video.htm

]]>
Sat, 14 Jul 2018 09:48:00 +0700
ЗООЛОГИЯ - практикум 2018 http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1136-zoologiya---praktikum-2018.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1136-zoologiya---praktikum-2018.htm Друзья, этим летом мы решили по уши погрузиться в природу, наблюдать, открывать, удивляться…! Удобнее всего сегодня делать это в формате тематических вайбер-чатов. Этим летом таких чатов будет три: «Занимательная ботаника», «Геология», «Зоология».  Итоги наших совместных наблюдений выносятся в блог «Учение с увлечением» в виде небольших статей с фотографиями.  Приглашаем присоединиться к увлекательному летнему погружению. Напишите смс на номер 8-902-921-69-5ноль с просьбой добавить вас в группы.

Чат, посвященный наблюдению за животными, будет вести Анастасия Данилова.

 Предлагаем вашему вниманию подборку материалов о животных. Мы бережно собирали её несколько лет для того, чтобы поделиться с вами.

1. «Практическая зоология» на нашем форуме (много фото) 

2. НАСЕКОМЫЕ. Тема на форуме.

Поход в ночное на Николаевскую сопку и квест по книге «Невероятные приключения Карика и Вали» 

http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/entomologicheskiy-kvest.htm

Небольшие фотонаблюдения за насекомыми тут и тут 

3. Встречи семейного научного клуба, посвященные животным:

РЫБЫ 

ПТИЦЫ  и ещё раз ПТИЦЫ и  тема на форуме об изучении птиц.

АМФИБИИ. Выведение лягушат из икры 

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ 

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ 

 Желаем всем нескучного лета!

 

]]>
Thu, 03 May 2018 22:59:55 +0700
ГЕОЛОГИЯ - практикум 2018 http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1127-geologiya---praktikum-2018.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1127-geologiya---praktikum-2018.htm Друзья, этим летом мы планируем погружение в геологию, ведь когда ещё этим заниматься, если не летом! Наша работа будет происходить в вайбер-чате. Мы будем всё лето искать интересные камни и пополнять ими наши коллекции, собирать коллекцию песка из разных мест нашей планеты, охотиться за древними окаменелостями, изучать почвы, вести альбомы, проводить эксперименты и делиться своими открытиями друг с другом в вайбер-чате.

 

 

 

 Возможно, отчеты о наших исследованиях и фотографии мы будем оформлять в виде небольших заметок на этом сайте. А, может, все впечатления останутся только в нашей памяти и в наших альбомах. Поэтому, приглашаем всех, желающих интересно провести лето и присоединиться к нашей исследовательской группе. Вот какие приключения уже случались с нами, начинающими геологами:

 1. Поход на Дрокинскую сопку в поисках самоцветов и тема на форуме с разными находками http://yarmama.ru/forum/index.php?topic=16926.0 провели экскурсию сотрудники музея ГЕОС .

 2. Также в Красноярске есть Музей геологии Центральной Сибири на пр.Мира, 37. Сейчас музей находится на капитальном ремонте. Обещают начать работу в 2019г. Но мы успели сходить туда на экскурсию

3. Геологическая встреча

4. Модель географической оболочки земли часть 1, часть 2,  плюс тема на форуме .

5. Творческое занятие «Строение Земли»

6. Опыты по геологии. И подборка опытов по геологии.

7. Поход в поисках окаменелостей по берегу Красноярского моря 

8. Поход в пещеру на Красноярском море и поход в пещеру Караульная.

9. Несколько мастер-классов по почвоведению  и тема, посвященная почвам на нашем форуме.

10. Поход с ночевкой на Качу.

11. Подбрка «Удивительные места нашей планеты».

Фильм "Территория" можно смотреть с детьми, но есть места, которые лучше перемотать :) «Территория» 2014 — российский художественный фильм режиссёра Александра Мельника, экранизация одноименного романа Олега Куваева. Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке СССР.

А какие фильмы, книги, ресурсы посоветуете вы?

Для подключения к вайбер-чату «Геология» пишите смс на номер 8-902-921-69-5ноль.

Ирина Олехнович

]]>
Mon, 16 Apr 2018 17:09:21 +0700
Пистолетческий музей и фамильярные ценности… http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1057-pistoletcheskij-muzej-i-familyarnye-cennosti….htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/1057-pistoletcheskij-muzej-i-familyarnye-cennosti….htm Анастасия и Артем Заболоцкие пригласили нас прогуляться по музеям мира. Так получилось, что общая тема «музеи» помогла ребятам (и нам) погрузиться каждому в свою тему. Неожиданно (!) дети проделали дома очень большую самостоятельную подготовительную работу, полностью разработав экспозиции своих музеев и экскурсионную программу.

В качестве активной теоретической части Настя предложила ребятам прогуляться по музеям мира, посмотреть, какими они бывают, и попробовать их как-то классифицировать. Здесь мы услышали от ребят много новых слов и определений. У кого-то возникло предположение, что оружие собирают в «пистолетческом» музее, а музеи-усадьбы хранят «фамильярные» ценности.

Далее нужно было разложить предложенные экспонаты по музеям. Пришлось решать сложные задачи, т.к. одна и та же вещь запросто могла быть экспонатом сразу трёх музеев.

После такой активной теории, «пошли» по музеям, которые приготовили ребята.

Музей Лизы назывался «Лошадь в искусстве». Того, кто внимательно слушал и отвечал на каверзные вопросы, искусствовед награждал  медальонами с лошадками собственноручного производства.

Лев в своём музее открыл слушателям историю оригами и предложил мастер-класс.

У Савелия был Мини-музей двух скульптур. Первый опыт участия во «взрослых» встречах удался!

Уляша, с давних пор стойко увлекающаяся бегемотами, представила, кроме всего прочего, подборку авторских иллюстраций для будущей книги про бегемотов, чем вызвала всеобщий восторг и восхищение.

Соня раздразнила аппетит в музее, посвященном пицце, а саму пиццу оставила на потом. И посетителям ничего другого не оставалось, как, глотая слюни, пройти в следующий музей.

Это был Музей звукозаписи, который организовал Артём. Мама дорогая! Чего там только не было! Фонограф, патефон, музыкальная шкатулка, всевозможные магнитофоны и проигрыватели, пластинки, кассеты, диски…. и, конечно, история звукозаписи!

Апогеем нашего турне по музеям стал чердачный Музей костюма, который на закуску оставила мама Настя. Ну, тут уж у всех отказали тормоза и дети пустились во все тяжкие, переодеваясь то в японских самураев, то в прекрасных дам, то в пиратов, то в Бетховена…Вечер завершился, конечно, балом и пиром….

И прямо за трапезой, мы «сходили» в Музей одного экспоната. А что это за экспонат, достойный отдельного музея, попробуйте догадаться сами.

]]>
Fri, 14 Apr 2017 18:46:00 +0700
Детективная игра "Досье на Алфавит" http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/dosye-na-alfavit.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/dosye-na-alfavit.htm - Кто не знает алфавита, тот не знает и языка! - всё время повторяла наша учительница. - Даже с девятиклассниками я начинаю с алфавита.

Вот мы и решили не затягивать до девятого класса, а сразу всю полезную информацию уложить в папочку и в голову. Уж как это получилось, не знаю, но мы старались :) 

Первым делом мы поговорили о том, кто такой "детектив" и чем он занимается. Узнали немного про разных литературных героев этого жанра (Эркюля Пуаро, мисс Марпл, Шерлока Холмса), немножко перевоплотились - и за дело. Начали увлечённо! Под конец первого часа немного подустали, но, соскучившись по занятиям, упорно продолжали собирать досье. Силы вернул поиск клада по карте, роспись печенек шоколадом (такие умеет готовить только мама Настя!) и, конечно, чай. Несколько заданий осталось на дом с обещанием непременно доделать. Надолго хватило увлекательных олимпиадных задачек, которые прготовила мама Наташа.

Конспект детективного расследования «Алфавит»

Нужно собрать досье на Алфавит и узнать, каков он на вкус.

Атрибутика детективов: усы, очки, лупы…

На каждом пункте дети получают кусочек карты.

  1. Вспомнить имена родственников алфавита (глаголица, кириллица, руница…)
  2. Откуда взялось название? Есть ли у алфавита второе имя?
  3. Кто придумал наш алфавит? (выбрать карточку) Зачем?
  4. Из чего состоит? Что такое буква? Чем буква отличается от звука? Сколько букв? Когда установилось окончательное количество букв в нашем алфавите (после реформы 1917-18 гг.).
  5. Установить точный алфавитный порядок (на скорость с бомбой, мягкий алфавит, поролоновый, штампы).
  6. Сколько звуков живёт в одной букве? (кубики Зайцева)
  7. Можно ли объединить звуки в группы?

            - пары по глухости/звонкости

            - гласные йотированные,

            - обозначающие мягкость согласного (е, ё, ю, я, и)

            - гласные, которые обозначают твёрдость согласного (а, о, у, э, ы)

            - соноры (без шума, но с преградой) р, л, м, н

            - особые знаки ь (разделяет, смягчает), ъ (не показывает твёрдости, а только разделяет) и т.д. Вот понятный ресурс по фонетике.

  1. Какие буквы встречаются чаще всего? (о, е, а, и, н, т)
  2. Какие буквы встречаются реже всего? (ъ, ф, э)
  3. Собрать из подручных средств любую букву и сделать арт-выставку.

По собранной карте нашли в духовке печенье, на котором шоколадной пастой написали весь алфавит. Чай!

Распечатки к занятию найдёте по ссылке.

Ирина Олехнович

]]>
Tue, 27 Dec 2016 15:27:00 +0700
Каллиграфия – застывшая поэзия http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/kalligrafia.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/kalligrafia.htm На этой встрече говорили с ребятами о каллиграфии в современном мире, о том, какое значение имеет она для нас, для китайцев и японцев. Вспомнили поговорки:

Почерк – зеркало души.

Красота человека в красоте письма.

Каллиграфия – застывшая поэзия.

Рукописная красота чувств.

Ты шлифуешь линию, а линия шлифует тебя!

Познакомились с историей шрифта: какой из которого вышел, каково было их предназначение, как менялись в ходе  реформ. Вспомнили о буквицах и монограммах. Решили, что не будем реформаторам пенять, ведь взять перо и выписывать вязью тексты нам не запрещают.

Устав

 

Справка: Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов, раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений.

Полуустав

Справка: Полууста́в - форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Полууставное письмо - обычно на бумаге и большей частью не крупное. Распространялось полууставное письмо со второй половины XIV века. По сравнению с уставом почерк мельче и округлее. В русском полууставе можно отличать две разновидности: старший (с начала XIV по начало XV века) и младший полууставы. Младший полуустав изобилует различными надстрочными знаками.

Из полуустава вышла скоропись, из скорописи наш современный письменный шрифт в 16 веке.

Справка: скоропись характеризуется ярко выраженным характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Буквы выполнялись с удлинениями.

Вязь

Справка: вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

  • лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
  • уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
  • подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
  • соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
  • сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

Особенно широкое применение вязь нашла в русской письменности. Ею пользовались в целях сокращения письма при недостатке места, писались изредка даже целые рукописи.

Итак, слитное письмо вышло из скорописи. Вязь же – родственница буквицам и монограммам. Изначально она возникла из-за экономии – буквы вписывали в промежутках между другими буквами, плюс к этому экономия места, и орнамент получался сам собой.

К 17 веку наша каллиграфия была круче европейской в разы. На Руси было 600 видов вязи (связывания). Связывание и слитное письмо это не одно и то же. У греков хорошо была развита культура письма, но у них было только примерно 40 видов вязи против наших 600!

Шрифт после петровской реформы – гражданский.

После революции с новой реформой очень строго всё было. Удалённые из алфавита буквы изымались в типографиях. Забрали и ер – твёрдый знак.  В конце слова его больше не предписывалось ставить. А в средине-то как? Вот тогда и вошел со своей ролью в печатные тексты апостроф.

Сама я ребятам старалась ничего не рассказывать, задавала только тон, направляла. Вот с вязью, например. Как возникла? Что несёт в себе такого, что стала популярна? Света предположила, что поводом к тому была красота. Лев уверял, что шифровали так. Артем был уверен, что просто устав упростили, ведь здесь все буквы разных размеров и форм, а устав выписывали строго по градусам. Стали сравнивать красоту вязи с красотой и размахом буквицы, шрифты вязи с китайскими иероглифами (ведь это только для нас они непонятны), а простоту исполнения с полууставом и скорописью… Потом прикрыли часть текста, связанного с двух сторон и увидели, что на места, где поместились бы две буквы, оказывается четыре, а то и больше. Сразу догадались, в чем дело, хотя и их смелые предположения имеют право. Так и было: и шифры и эстетика, и всё же не устав.

Занятие провела и подготовила Анастасия Заболоцкая.

 

]]>
Sat, 19 Nov 2016 15:16:00 +0700
Геологическая встреча http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/geologicheskaya-vstrecha.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/geologicheskaya-vstrecha.htm Учебный год начался с сентябрьской геологической встречи. Мы рассматривали коллеции, собранные за несколько лет, делились геологическими впечатлениями, читали дневники, знакомились с геочудесами природы, смотрели видео. Слушали и смотрели потрясающий доклад Егора Егорова о том, как образовалась Сибирь.

Рассматриваем коллекции:













Как образовалась Сибирь:









Очищали магнитный песок от примесей:



Егоровы поделились с нами песком, собранным в разных краях нашей страны и мира!





Геологические дневнички:













Итог всех геологических занятий воплотился вот в этом видео.

]]>
Mon, 14 Nov 2016 01:06:00 +0700
Опыты по геологии (видео) http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/opyty-po-geologii-video.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/opyty-po-geologii-video.htm

]]>
Sun, 13 Nov 2016 12:03:00 +0700
Занимательная энтомология http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/zanimatelnaya-entomologia.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/zanimatelnaya-entomologia.htm У нас с сыном задание на лето - сфотать 100 насекомых (пауки и разные яйца тоже считаются). В походе на Николаевскую сопку наша фотоколлекция значительно пополнилась.

Удивительнейшая рогатая гусеница. Глядите, какая симпатяга!




Кузнечики:






Знаменитый зеленый паук:


Палочник:

Мама Ира и Савелий (5 лет)

]]>
Fri, 12 Aug 2016 23:38:00 +0700
Опыты по метеорологии http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/opyty-po-meteorologii.htm http://yarmama.ru/blog/uchenie-s-uvlecheniem/opyty-po-meteorologii.htm В одном из походов дети и некоторые взрослые опытным путём постигали всевозможные погодные явления.

Метеоопыты - кому что достанется? Тянем карточки с описанием опыта, берём необходимые причиндалы.



Ловим ветер:


Весёлый вылетающий шарик. Дуем на шарик, который находится в горлышке бутылки, а он выскакивает наружу.
Попробуйте вдуть комочек бумаги в бутылку!


Ураган:


Откуда ветер дует?


Что носит ветер (клейкая ловушка):


Воздух проходит по бортам воронки, а шарик остаётся на месте:




Торнадо в бутылке:


Рождение облака. Помог уголек из костра. Спички не подействовали.




Давление воздуха и его отсутствие:


Впитываемость различных материалов:


Испарение воды. Смотрим во все глаза




Остальные эксперименты про форму дождевых капель:




Хит - капли на муке. Даже Маруся не удержалась

]]>
Wed, 10 Aug 2016 23:01:00 +0700