Гидросфера
Наша благодарность Дому учёных! Занятие уже во второй раз проходило там.
Началось с того, что к нам присоединились две девочки 6-ти лет - подруги Вика и Таня. Мама Вики где-то в группе (в Контакте ДУ?) увидела сообщение о наших занятиях. Решили попробовать. Хорошо, что ещё материал с запасом был. В общем - чудесный зал с круглым столом и «директорскими» стульями. Знакомимся.
В тему заходим с загадки:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Вспоминаем про Айвозовского (Лизе – ура!), ещё несколько стихотворных строк из классиков о водной стихии (А. Толстой, И. Бунин) + иллюстрации к ним.
Нам предстоит поговорить о воде подробнее, а пусть-ка она сначала поговорит с нами! Опыт по «водной озвучке» - все отворачиваются, кто-то один (по очереди) переливает воду из чашки в чашку. Ребята оказались скромными и аккуратными, у всех вода разговаривала «шёпотом», лишь чуть прибавила голоса у Артура и слегка разговорилась вслух у Льва. Я была последней. Увидев у меня, как вода может интересно звучать, если её лить с большей высоты, ребята тут же вспомнили об этом и часть из них срочно захотели это повторить.
И всё же к «гидросфере». Что это, сфера? Повторенье – мать ученья. Опытным путём вспоминаем о том, что это «оболочка шара».
А какая она, эта водная оболочка у Земли? Достаю прошлогоднюю модель (http://yarmama.ru/forum/index.php?topic=16434.0) , организуем демонстрацию «рождения» из единой Пангеи разных материков, островов, архипелагов. Лиза с Егором и Львом вспомнили занятие и смогли сами рассказать об этом другим ребятам. С подкраской воды случился казус, поэтому разделение единого материка не так хорошо на фото видно.
Да, ещё мы солили воду и поговорили о том, почему вода в океанах солёная. Поставили опыт: в одной чашке вода чистая – для контроля, в другой – кусочек тектонической плиты (в нашем случае кусочек плитки шоколада). Что случится – узнаем в конце занятия.
Теперь пора поговорить - и что же с ней, гидросферой, происходит в глобальном смысле. Почему это она вообще на Земле держится и в космос не улетает? Это ведь удивительно, учитывая, что наша планета несётся в космосе со скоростью несколько сот м/с вокруг своей оси + около 30 км/с по орбите! Проводим пару игровых ситуаций:
1) на «силу гравитации»,
2) на «центростремительное ускорение».
Егор – Земля, ребята – гидросфера + в парах раскручивали друг друга и отпускали. Конечно, разлетаясь друг от друга со смехом!
Хорошо. Выяснили. Оказывается, получаются волны (поверхностные + течения). Проверили на модели, раскрутив её на специальной подставке (фото, к сожалению, не удалось).
Так вот, гидросфера. Оказывается, состоит из нескольких больших частей – Мировой океан, Континентальные воды, Подземные воды (которые, оказывается, больше по объёму, чем континентальные – чего только не узнаешь, когда к занятию готовишься ) и Ледники. Пробуем изобразить это. У каждого своя карта. Важным было создать изначальный Мировой океан. Когда собиралась, думала, взять мелков разных оттенков синего. Потом думаю, а пусть 30 все будут. И ведь какие разные «океаны» получились! У одного спокойный, у другого - игривый, у третьего - бурлящий или цветущий то зелёными, то красными водорослями.
Потом уже покумекали над «материками».
Карта предполагается как основа для домашнего погружения (каждый может заполнять её на том уровне, который актуален).
Далее последовал «технический перерыв». Ребята наработались. Мозг требовал глюкозы. Согласились с подкреплением в виде аскорбинки с глюкозой и сиропа шиповника, хотя печенюхи уже всех манили
Продолжаем. Что же там с этой гидросферой ещё творится? Ага, Солнце светит на неё. Нагревает. Вода начинает испаряться. Доходим до круговорота воды в природе. Артур отлично в двух фразах её быстренько всем напомнил, и мы пошли в него (в круговорот) поиграть, чтобы получше себе его уяснить. Мальчики – земная кора, девочки – мировой океан. Егор был Солнцем и «посылал лучи» пасами рук то одной «капельке», то другой. Вот одна капелька испарятся начала и полетела далеко-далеко в небо, покружила с облаком, подзамёрзла, да решила вернуться. Ан нет, попала на землю. Пришлось «просачиваться» и уже подземными ходами вернуться домой, в океан. А тут уже и вторая собралась в путь – взлетела, да в холодные края попала, превратилась в снежинку и мягко спустилась на землю. И лишь весной ручьями да реками добралась до океана. А третьей достался грозовой ветер, и вместе с миллионами других она заливала землю ливнем, а четвёртая обернулась туманом, потом облаком, потом уж сразу в океан.
Ещё бы играли да играли, да вот остались еще карточки!
Карточки – «Узнай гидросферу в лицо». Задание было простое – подобрать к картинкам названия. Надо сказать, что Егору (сыну 9 лет) было скучновато. Что больше порадовало меня, чем расстроило. Потому что выяснилось, что он хорошо всё с прошлого года помнит. И вот тут с карточками пришлось «покумекать». Ему было допзадание подобрать к ним подходящее определение. Предполагаю, что потом каждую карточку можно разворачивать глубже по всем гидросферным понятиям уже.
На этом моменте силы у ребят уже все исчерпались и пора было приняться за чаепитие. А-а-а! Вспомнили, про «шоколадную» воду! Пробую первая. Обалдеваю. Вода с шоколадом – СОЛЕНАЯ! Ничего детям не говорю Все обалдевают по очереди…
Ну и под занавес едим плюшки немного беседуем о водных профессиях (всем сильно понравилась профессия испытателя водных горок ). Потом – про известных мореплавателей древности. Заканчиваем чтением (вслух детям) отрывков из книжки Федора Конюхова «Тихий океан».
Детки – молодцы! В конце попросила всех поделиться «Что было трудным» и «Что понравилось». Приятно было, что дети отзывчивы. Каждый смог что-либо сказать. Затруднения вызвали материки на карте и в то же время всем было интересно её делать :)
До следующих встреч!
Наталья Егорова
Просмотров: 2049