Красноярский семейный портал
19.11.2016

Каллиграфия – застывшая поэзия

На этой встрече говорили с ребятами о каллиграфии в современном мире, о том, какое значение имеет она для нас, для китайцев и японцев. Вспомнили поговорки:

Почерк – зеркало души.

Красота человека в красоте письма.

Каллиграфия – застывшая поэзия.

Рукописная красота чувств.

Ты шлифуешь линию, а линия шлифует тебя!

Познакомились с историей шрифта: какой из которого вышел, каково было их предназначение, как менялись в ходе  реформ. Вспомнили о буквицах и монограммах. Решили, что не будем реформаторам пенять, ведь взять перо и выписывать вязью тексты нам не запрещают.

Устав

 

Справка: Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов, раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений.

Полуустав

Справка: Полууста́в - форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Полууставное письмо - обычно на бумаге и большей частью не крупное. Распространялось полууставное письмо со второй половины XIV века. По сравнению с уставом почерк мельче и округлее. В русском полууставе можно отличать две разновидности: старший (с начала XIV по начало XV века) и младший полууставы. Младший полуустав изобилует различными надстрочными знаками.

Из полуустава вышла скоропись, из скорописи наш современный письменный шрифт в 16 веке.

Справка: скоропись характеризуется ярко выраженным характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Буквы выполнялись с удлинениями.

Вязь

Справка: вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

  • лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
  • уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
  • подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
  • соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
  • сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

Особенно широкое применение вязь нашла в русской письменности. Ею пользовались в целях сокращения письма при недостатке места, писались изредка даже целые рукописи.

Итак, слитное письмо вышло из скорописи. Вязь же – родственница буквицам и монограммам. Изначально она возникла из-за экономии – буквы вписывали в промежутках между другими буквами, плюс к этому экономия места, и орнамент получался сам собой.

К 17 веку наша каллиграфия была круче европейской в разы. На Руси было 600 видов вязи (связывания). Связывание и слитное письмо это не одно и то же. У греков хорошо была развита культура письма, но у них было только примерно 40 видов вязи против наших 600!

Шрифт после петровской реформы – гражданский.

После революции с новой реформой очень строго всё было. Удалённые из алфавита буквы изымались в типографиях. Забрали и ер – твёрдый знак.  В конце слова его больше не предписывалось ставить. А в средине-то как? Вот тогда и вошел со своей ролью в печатные тексты апостроф.

Сама я ребятам старалась ничего не рассказывать, задавала только тон, направляла. Вот с вязью, например. Как возникла? Что несёт в себе такого, что стала популярна? Света предположила, что поводом к тому была красота. Лев уверял, что шифровали так. Артем был уверен, что просто устав упростили, ведь здесь все буквы разных размеров и форм, а устав выписывали строго по градусам. Стали сравнивать красоту вязи с красотой и размахом буквицы, шрифты вязи с китайскими иероглифами (ведь это только для нас они непонятны), а простоту исполнения с полууставом и скорописью… Потом прикрыли часть текста, связанного с двух сторон и увидели, что на места, где поместились бы две буквы, оказывается четыре, а то и больше. Сразу догадались, в чем дело, хотя и их смелые предположения имеют право. Так и было: и шифры и эстетика, и всё же не устав.

Занятие провела и подготовила Анастасия Заболоцкая.

 

Просмотров: 4213

Загрузка комментариев...