Каллиграфия – застывшая поэзия
На этой встрече говорили с ребятами о каллиграфии в современном мире, о том, какое значение имеет она для нас, для китайцев и японцев. Вспомнили поговорки:
Почерк – зеркало души.
Красота человека в красоте письма.
Каллиграфия – застывшая поэзия.
Рукописная красота чувств.
Ты шлифуешь линию, а линия шлифует тебя!
Познакомились с историей шрифта: какой из которого вышел, каково было их предназначение, как менялись в ходе реформ. Вспомнили о буквицах и монограммах. Решили, что не будем реформаторам пенять, ведь взять перо и выписывать вязью тексты нам не запрещают.
Устав
Справка: Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов, раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений.
Полуустав
Справка: Полууста́в - форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Полууставное письмо - обычно на бумаге и большей частью не крупное. Распространялось полууставное письмо со второй половины XIV века. По сравнению с уставом почерк мельче и округлее. В русском полууставе можно отличать две разновидности: старший (с начала XIV по начало XV века) и младший полууставы. Младший полуустав изобилует различными надстрочными знаками.
Из полуустава вышла скоропись, из скорописи наш современный письменный шрифт в 16 веке.
Справка: скоропись характеризуется ярко выраженным характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Буквы выполнялись с удлинениями.
Вязь
Справка: вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
- лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
- уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
- подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
- соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
- сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
Особенно широкое применение вязь нашла в русской письменности. Ею пользовались в целях сокращения письма при недостатке места, писались изредка даже целые рукописи.
Итак, слитное письмо вышло из скорописи. Вязь же – родственница буквицам и монограммам. Изначально она возникла из-за экономии – буквы вписывали в промежутках между другими буквами, плюс к этому экономия места, и орнамент получался сам собой.
К 17 веку наша каллиграфия была круче европейской в разы. На Руси было 600 видов вязи (связывания). Связывание и слитное письмо это не одно и то же. У греков хорошо была развита культура письма, но у них было только примерно 40 видов вязи против наших 600!
Шрифт после петровской реформы – гражданский.
После революции с новой реформой очень строго всё было. Удалённые из алфавита буквы изымались в типографиях. Забрали и ер – твёрдый знак. В конце слова его больше не предписывалось ставить. А в средине-то как? Вот тогда и вошел со своей ролью в печатные тексты апостроф.
Сама я ребятам старалась ничего не рассказывать, задавала только тон, направляла. Вот с вязью, например. Как возникла? Что несёт в себе такого, что стала популярна? Света предположила, что поводом к тому была красота. Лев уверял, что шифровали так. Артем был уверен, что просто устав упростили, ведь здесь все буквы разных размеров и форм, а устав выписывали строго по градусам. Стали сравнивать красоту вязи с красотой и размахом буквицы, шрифты вязи с китайскими иероглифами (ведь это только для нас они непонятны), а простоту исполнения с полууставом и скорописью… Потом прикрыли часть текста, связанного с двух сторон и увидели, что на места, где поместились бы две буквы, оказывается четыре, а то и больше. Сразу догадались, в чем дело, хотя и их смелые предположения имеют право. Так и было: и шифры и эстетика, и всё же не устав.
Занятие провела и подготовила Анастасия Заболоцкая.
Просмотров: 4207