Красноярский семейный портал
15.04.2018

Зри в корень!

За корешками наблюдаем не первый год, и случился даже однажды довольно забавный случай. Точнее – целое открытие! Дело было так: мы с ребятишками стали выкапывать растения, чтобы посмотреть какие у них корешки. Копаем- копаем, всё стержневые корни да стержневые. Ну, думаю, сейчас я их удивлю. Копайте, говорю, подорожник (а я то точно знаю, что у него мочковатая корневая система, ведь в учебниках по ботанике всегда есть рисунок подорожника, как пример именно этого факта). И каково же было моё удивление, когда ребята вытащили из земли подорожник со СТЕРЖНЕВЫМ КОРНЕМ!!! Я бросилась выкапывать другой. Фу.... все в порядке – мочковатая корневая система. Ну а этот-то тогда откуда взялся!?

Пошла читать учебник.

Цитата: «Подорожник в этом ряду представляет собой немногочисленное исключение. Сам, будучи отнесен к двудольным растениям, он имеет мочковатую или кустистую корневую систему».

Нда… Видимо ботаникам не всё известно про подорожники... Какие будут гипотезы? Лев предположил, что это какой-то другой вид подорожника. Лиза сказала, что это вообще не подорожник.

Но ведь внешне он идентичен всем подорожникам, растущим в нашем дворе! Да и выкопали мы его в том же самом месте, что и остальные. Но факт остаётся фактом, корень-то стержневой! 

Пошла шерстить интернет в поисках хоть какой-то информации про корневую систему подорожника и выяснила, что:  "…подорожник, корневая система которого очень похожа на мочковатую, на самом деле имеет стержневую корневую систему, просто основной корень у этого растения отмирает вначале формирования особи."

А в учебниках по ботанике подорожник рассматривается как частный случай: само растение двудольное, а корневая система – мочковатая (у двудольных, как правило, стержневой корень). Оказалось, что не  всё то правда, что в учебниках пишут, особенно если ПОКОПАТЬСЯ и ПОДКОПАТЬСЯ   Доверяй, но проверяй!

 Кроме того, в тот раз  мы выкопали и другие растения со стержневыми корневыми системами.

 А также растения с мочковатой корневой системой (злаки).

Растения с ползущими побегами (крапива и клевер) и отрастающими от них корнями. У клевера нашли на корнях клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие газообразный азот из воздуха. 

Потом ребята зарисовывали корешки в тетрадки.

 

 

В этом году у ребят было более творческое задание. Они рисовали иллюстрации к пословицам о корнях. Старшие ребята изучали строение корня по учебникам и проверяли теорию на практике. Далее следуют работы и фотографии участников он-лайн курса «Занимательная ботаника», который продолжится летом 2018г. Присоединяйтесь!  (Для подключения к вайбер-чату напишите сообщение на номер 8902921695ноль). Это бесплатно. 

 

 

 

 

 

Немножко нудной теории.

Корень (radix), один из основных вегетативных органов листостебельных растений.

Что умеет корень (функции):
1.   Укрепляет растение в почве, удерживает.  
2.   Поглощает воду и минеральные вещества.
3.   Доставляет воду и вещества растению (проводит).
4.   Может накапливать запасные питательные вещества.
5.   Может служить органом вегетативного (не полового) размножения.

Виды корней:
1 – главный корень; 2 – придаточные корни; 3 – боковые корни
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Постоянно растёт по направлению к центу земли  (положительный геотропизм).

Строение корня:

 Виды корневых систем. (Система - это совокупность всех корней растения)

1, 4 — стержневая; 5 — мочковатая; 2, 3 — корнеплоды (моркови и свёклы).

 Стержневая корневая система – корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений.

Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений (злаки, лук).

Видоизменения корней:
1 – опорные корни кукурузы; 2 – корни-зацепки плюща; 3 – корневая часть корнеплода; 4 – стеблевая часть корнеплода; 5 – воздушные корни орхидей; 6 – корнеклубни; 7 – клубеньки на корнях гороха; 8 – досковидные опорные корни; 9 – корни-подпорки баньяна; 10 – корни присоски полупаразита омелы.

 

Можно попробовать провести опыты с корешками.

 

Ирина Олехнович

Другие исследования участников практикума "Занимательная ботаника":

Задание №1 Наблюдаем, как просыпаются деревья.

Задание №2 Фотоохота за первоцветами.

Задание №3 Кто ты, Листочек? 

Задание №4 Как живёшь, Цветочек? Наблюдали три стадии развития цветка (бутон, цветок, плодик).

Задание №5 ЦвеТОЧНОЕ моделирование.

Задание №6 С кем "дружат" растения?

Задание №7 Чаёк из сибирских трав.

Задание №8 Стебелёк

Задание №9 Микроботаника

Задание №10 Что растёт под ногами?

Задание № 11 Зри в корень!

 

 

Просмотров: 156

Загрузка комментариев...